Председатель совета директоров АО «Завод «Экран» Павел Бобошик рассказал о ситуации на стекольном рынке, как к ней приспосабливается предприятие и тенденциях, к которым оно готовится.
— Павел, как вы оцениваете ситуацию на стекольном рынке России в целом и Сибири в частности?
— Рынок пивной и водочной промышленности в целом сокращается. За последние два года в Сибири закрылось несколько крупных заводов. Красноярскому пивному заводу —ООО «Балтика-Пикра», к примеру, было 140 лет. Конечно, эта динамика отражается на объемах производства всей стекольной отрасли.
В целом, стекольная отрасль России все еще находится в определенном кризисе. Я уже неоднократно объяснял причины его возникновения. В конце прошлого века в страну пришло много иностранных компаний — производителей напитков, пива и всем им требовалась бутылка. В 2000 годах в РФ было построено 59 стекольных заводов с общим объемом выпуска 24 млрд бутылок, большинство — на 100% с помощью заемных средств. В 2008 году бум закончился, к этому времени страна была первой в мире по темпам роста потребления пива, в итоге оно достигло 85 литров на человека в год. Сейчас потребление снизилось до 60 литров, и продолжает сокращаться. По нашим оценкам, уже в ближайшее время дойдет до 56 литров. Между тем, многие проекты уже нельзя было остановить, кредиты были выданы, залоги на поставку оборудования предоставлены, заводы и стекловаренные печи готовились к вводу в эксплуатацию. После запуска печей они прекращают деятельность только после выработки ресурса. Как результат, сегодня в РФ производится в год около 16 млрд бутылок в год, при потребности в 11-12 млрд, то есть перенасыщение рынка составляет около 4-5 млрд бутылок.
— Как меняются расходы на стекольное производство?
— Они растут. К примеру, в 2007 году мы покупали соду по цене 6 тыс рублей за тонну, сейчас 13,5 тыс руб, все прочие расходы также выросли в 2 раза, а цена за бутылку уменьшилась с 6 руб 80 коп в 2013 году, до 3 руб 80 коп в 2015. При выручке около 2 млрд, у завода «Экран» около 1,3 млрд уходит на сырье, 15% составляет зарплата, 9% — затраты на упаковку и оснастку, 4% — на вспомогательный материал, 7% — на производственные затраты.
Если проанализировать расходы, то завод находится между двумя олигополистическими рынками. Рынок сбыта — это 4-5 компании, которые покупают 80% бутылки, рынок поставщиков — 4 компании, занимающиеся песком, 2 — содой, а также ГРЭС, которая поставляет энергию. Так что деваться особо некуда — диапазон цен крайне зажат.
— Как меняется в связи с этим конкурентная среда?
В европейской части России очень жесткая конкуренция — там кластер из нескольких заводов может производить до 60% тары и обеспечить ею потребителей от Минска до Владивостока. Однако, философия стекольного производства заключается в том, что транспортировать тару на длинные расстояния не выгодно. География продаж оптимально должна находиться в радиусе 300 км «от трубы», дальше территорию закрывает следующий завод и т.д. У нас эта логичная система, конечно, не работает.
— И тем не менее, не смотря на сложную ситуацию, ваше предприятие наращивает производство. С чем связано это решение?
— Нам удалось реструктуризировать все долги, которые были у завода. Выручка предприятия составляет свыше 2 млрд рублей. Благодаря ремонту двух стекловаренных печей, наши мощности стали на 100 млн бутылок больше, чем были в докризисный период 2013-2015 годов. В конце 2015 года нам удалось повысить цены. Сейчас показатель ЕБИТДА на заводе растет, но у нас в стране, по сравнению с Европой, очень жесткие ставки по кредитам, с которыми крайне сложно работать.
В тоже время, если учесть, что два из четырех крупнейших мировых производителей пива AB InBev и SABMiller планируют объединяться и каждую третью бутылку пива будет производить этот консорциум, то все ключевые поставщики тоже должны концентрироваться. В России пока этот процесс не пошел в связи с кризисом и высокой ценой кредитов. Однако, мы считаем, что он начнется и поэтому вкладываем деньги в производство.
Мы играем в игру на выживание с тюменским предприятием, с другими игроками рынка. Я убеждаю банки и акционеров, что имеет смысл поддерживать объемы выпуска стекольной тары, так как Новосибирск — волшебный город для ее производства. Другого такого города нет ни в Европе, ни в Северной Америке, где сосредоточено производство трех крупных пивоваренных компаний — «Балтика» (Carlsberg), Heineken и Efes, которые расположены от «Экрана» в 13-15 км, а также ЗАО «Сибирский ликеро-водочный завод» (Кольцово), который входит в алкогольный холдинг «Русский стандарт». Уверен, что если бы в Новосибирске не было «Экрана», то один или два этих завода закрылись бы уже в прошлом году, или были бы перенесены в другие регионы.
— Какие пути выхода вы видите из сложившейся ситуации для своего предприятия?
— Прежде всего, это аудит производственного процесса и оптимизация затрат. К примеру, для нашего предприятия, как и для многих заводов Новосибирска, очень актуальной и больной темой являются перебои с электроснабжением. Отсутствие электричества в течение 9 минут приводит к остыванию стекловаренной печи, которую вновь потом приходится разогревать сутки. Это нарушение технологического процесса и 1,5 миллионов рублей убытка, которые нам никто не возмещает. Судя по информации, которую предоставляет Ростехнадзор, решения этой проблемы нет, поэтому мы сами ищем и рассматриваем технологии, которые помогли бы нам обеспечить энергобезопасность производства. В этом плане мы готовы активно сотрудничать с разработчиками. Перед предприятием также стоит задача по внедрению новой системы 1С или ее аналога. Еще мы сотрудничаем с институтами СО РАН по разработке новых приборов и технологий. Нам интересно взаимодействие с компаниями, которые производят и обслуживают электронику, гидравлику, вентиляцию, механическую часть (электродвигатели, конвейеры и т.д.).
Интересны производители упаковки: гофры, деревянных поддонов, полипропиленовых лотков и прокладок. Эта статья расходов на заводе составляет около 300 млн руб в год. Интересны поставщики стеклобоя. Мы можем привлекать компании занимающиеся транспортировкой готовой продукции на автотранспорте с доставкой в Новосибирск, Барнаул, Томск, Омск, а также фурами — Казань, Уфа. В целом на транспортировку в бюджете завода закладывается около 200 млн руб в год ( с учетом железнодорожных и контейнерных перевозок). Это лишь небольшой перечень «точек приложения» для взаимного развития бизнеса.
У нас уже есть партнеры, с которыми мы работаем по всем этим направлениям, но сейчас отбор компаний поставщиков и подрядчиков мы переводим на тендерную основу, что позволяет в перспективе расширить круг контрагентов и привлечь к взаимодействию новые компании, которые могут предложить более интересные цены и условия. Обычно мы отбираем 3-4 партнера, с тем, который предлагает максимально выгодные условия (цена, качество, оперативность) заключается контракт на 60% объема. Со вторым на 30%, и третий страховочный вариант — на 10%.
Мы, в свою очередь, можем предложить нашим партнерам сотрудничество с нашими заказчиками, которые так же испытывают потребность в региональных поставщиках по ряду позиций: пленка, упаковка, типография и т.д.
Фото: пресс-службы РАТМ Холдинга
Юлия Данилова
Опередили столицу Сибири только Москва и Санкт-Петербург
Накануне Нового года по просьбе Infopro54 эксперты из разных отраслей экономики рассказали, какие тренды они…
В ноябре он составил 1,46 млн рублей
Самые ожидаемые проекты в регионе так и не были запущены, но некоторые объекты впечатлили экспертов
На начало октября объем их активов на бирже достигает почти 128 млрд рублей
За 10 месяцев она выросла почти на 15%