Почта — не место для общения

К депутатам Заксобрания обратились жители Краснозёрского района, недовольные закрытием стационарных почтовых отделений. Представители «Почты России» не понимают, почему решение двухлетней давности сегодня вызывает такую реакцию. О работе ведомства и его взаимодействии с муниципалитетами беседуем с директором Новосибирского филиала ФГУП «Почта России» Николаем Новосельцевым.

В 2014 в Новосибирской области ни одного отделения связи закрыто не было. В планах на 2015 год такого тоже нет. Обращения населения связаны с работой передвижных отделений почты, которые два года назад заменили некоторые стационарные. Сейчас в области работает семь передвижных отделений почтовой связи, которые обслуживают 71 посёлок.

— Николай Фёдорович, перевод стационарных пунктов связи на мобильные — это новосибирское ноу-хау или вы работаете в рамках федеральных программ?

— Конечно, подобные преобразования проходят в различных регионах страны. Более того, и для нашей области мобильные пункты не являются чем-то новым. Приказом министра связи СССР от 27 апреля 1981 года было организовано обслуживание передвижными отделениями связи в населённых пунктах с населением до 1 000 человек. В Сузунском районе в 80-е годы работали похожие на современные мобильные отделения. Только сейчас они более технологичные, с их помощью мы можем оказывать весь спектр услуг почтовой связи.

— Как часто передвижной пункт приезжает в посёлок, насколько там останавливается? Сколько времени есть у человека, чтобы воспользоваться услугами почты?

— В зависимости от величины населённого пункта машины имеют разных график работы. В среднем в посёлке они бывают три раза в неделю по часу. Хочу отметить, что в самых маленьких из них, в посёлках так называемого пятого класса, стационарные отделения раньше тоже работали не всю неделю и не весь рабочий день.

— Николай Федорович, вы уже несколько раз встречались с депутатами Законодательного Собрания, пытаясь донести до них своё видение ситуации. У меня ощущение, что есть какое-то недопонимание между «Почтой России» и муниципалитетами, населением.

— Никакого недопонимания нет. Почта и муниципалитеты органически связаны между собой. Причём эта связь историческая. Все решения, любые изменения, связанные с режимом работы конкретного отделения или с переходом на передвижные пункты, — согласуются в областном департаменте связи, в сельсоветах, с главой муниципального образования, начальником районного почтамта. Проводятся сходы граждан, где должны обсуждаться нововведения. У нас есть документы, где зафиксированы все эти соглашения.

— В Краснозёрском районе два года назад восемь стационарных пунктов связи были переведены на мобильный вид. Однако они не лидеры по масштабам преобразований. Почему же именно там поднялась такая шумиха? Ведь, например, в Северном, Кыштовском районах гораздо больше посёлков лишились стационарных отделений.

— Это надо у депутатов спросить, почему история оптимизации двухлетней давности не закрылась? На прошлой неделе начальник почтамта объехала все населённые пункты Краснозёрского района, которые обслуживаются передвижными пунктами. Проблемы там возникают в непогоду, в зимнее время, когда машина не может проехать, и люди вынуждены ожидать её на улице. Но это может быть с транспортом, оказывающим любые другие услуги, не только почтовые. Мы график выполняем, строго за этим следим.

Кроме того, на одном из телеканалов вышел некорректный сюжет, в котором журналисты сказали, что передвижные пункты приезжают в посёлки раз в три недели. На самом же деле — три раза в неделю. По указанным населённым пунктам мы собирали статистику — там за месяц было отправлено пять писем и три посылки. Как справедливо отмечают депутаты, почта для сельского населения — это прежде всего место общения, которое бы очень хотелось сохранить. Но эти задачи лежат в зоне социальной политики. Мы работаем не для этого. Где же наши клубы, кинотеатры?

— А если человек не успеет в течение часа дойти до передвижного пункта, и машина уедет? Придётся ждать ещё три дня?

— При введении передвижных почтовых пунктов сокращений почтальонов не было. Доставка пенсий, приём коммунальных платежей, оказание социальных выплат производится через них в обычном режиме. У людей есть выбор: самим дождаться машины или оформить всё через почтальона, который как был доверенным лицом для селян, так им и остался. То есть случаи, когда человек вынужден ожидать прихода передвижного пункта под дождём или на морозе — единичные, например, если надо сделать денежный перевод.

Кроме того, сегодня мобильные пункты приезжают даже в те посёлки, где раньше не было стационарных отделений, и оказывают весь спектр почтовых услуг, включая те, которые в обычном отделении оказать не могли. Что касается доставки пенсий, то это отдельная система — со своим транспортом, инкассацией — напрямую с передвижными почтовыми отделениями она не связана.

— Почему программа перевода почтовых отделений со стационарного в мобильный вид приостановлена?

— Она выполнила свою задачу. Теперь получить весь спектр услуг почты могут жители даже самых маленьких населённых пунктов, несмотря на дефицит кадров. К примеру, на прошлой неделе я был на совещании в Коченёвском районе, где в посёлке Речник не могут найти человека на место начальника почтового отделения. Если бы там работали передвижные пункты, такой бы проблемы не возникло.

— Неужели эта работа требует такой высокой квалификации?

— Люди, проживающие в населённых пунктах вблизи Новосибирска, часто ездят на работу в областной центр. Зарплата в 10—12 тысяч рублей — а при таких объёмах работы на почте они бы получали именно столько — найти желающих на эту должность достаточно сложно. Да и требования высокие, которые не уступают требованиям, предъявляемым операторам в банках: человек работает на компьютере, имеет дело с деньгами, должен уметь предоставить порядка 250 почтовых услуг.

— Если вдруг какой-то муниципалитет будет продолжать возмущаться, возможно ли возвращение стационарных отделений связи?

— Муниципалитеты могут возмущаться. Но если там живёт 150 человек, а никаких дотационных программ не предусмотрено, то стационарному пункту там не выжить. Что людям-то там делать? Мы обучим человека, а он месяц без работы будет сидеть — 24 рабочих дня пять писем обрабатывать? С ума сойдёт!

Однако не все населённые пункты уменьшаются: есть те, которые благополучно развиваются. Перевод на мобильное обслуживание — не догма. И если население посёлка превысит тысячу человек, то можно будет рассматривать возможность открытия стационарного пункта. С другой стороны — будет ли это благом для жителей, которые уже привыкли, что приедет машина и выполнит любую услугу?

— На какой стадии работа по созданию многофункциональных центров?

— Инициатором этой программы является правительство области. Планируется участие Сбербанка и «Почты России». Мы от такого предложения не отказываемся. Сейчас решается, кто будет ключевым в этой схеме и в каких населённых пунктов она будет работать. Есть различные варианты. На мой взгляд, участие Сбербанка было бы уместнее в райцентрах и крупных населённых пунктах с населением более тысячи человек, мы же эффективнее могли бы работать в малых посёлках. Кстати, программа МФЦ в полной мере ещё не функционирует, но часть аналогичных услуг мы уже можем оказывать.

Фото: Ростислав Нетисов

 

tkrasnova

Recent Posts

Новосибирская сеть кофеен «Кузина» вновь ушла от дефолта

Компания балансирует на этой грани уже несколько месяцев

28 минут ago

«Спецавтохозяйство» получило иски на сумму более 67,6 млн рублей

Истцом выступает московская компания «Энергосила»

17 часов ago

Новосибирская школьница сбежала от отца с мачехой, обвинив их в истязании

Следователи проводят проверку условий проживания девушки в семье

17 часов ago