К депутатам Заксобрания обратились жители Краснозёрского района, недовольные закрытием стационарных почтовых отделений. Представители «Почты России» не понимают, почему решение двухлетней давности сегодня вызывает такую реакцию. О работе ведомства и его взаимодействии с муниципалитетами беседуем с директором Новосибирского филиала ФГУП «Почта России» Николаем Новосельцевым.
В 2014 в Новосибирской области ни одного отделения связи закрыто не было. В планах на 2015 год такого тоже нет. Обращения населения связаны с работой передвижных отделений почты, которые два года назад заменили некоторые стационарные. Сейчас в области работает семь передвижных отделений почтовой связи, которые обслуживают 71 посёлок.
— Николай Фёдорович, перевод стационарных пунктов связи на мобильные — это новосибирское ноу-хау или вы работаете в рамках федеральных программ?
— Конечно, подобные преобразования проходят в различных регионах страны. Более того, и для нашей области мобильные пункты не являются чем-то новым. Приказом министра связи СССР от 27 апреля 1981 года было организовано обслуживание передвижными отделениями связи в населённых пунктах с населением до 1 000 человек. В Сузунском районе в 80-е годы работали похожие на современные мобильные отделения. Только сейчас они более технологичные, с их помощью мы можем оказывать весь спектр услуг почтовой связи.
— Как часто передвижной пункт приезжает в посёлок, насколько там останавливается? Сколько времени есть у человека, чтобы воспользоваться услугами почты?
— Николай Федорович, вы уже несколько раз встречались с депутатами Законодательного Собрания, пытаясь донести до них своё видение ситуации. У меня ощущение, что есть какое-то недопонимание между «Почтой России» и муниципалитетами, населением.
— Никакого недопонимания нет. Почта и муниципалитеты органически связаны между собой. Причём эта связь историческая. Все решения, любые изменения, связанные с режимом работы конкретного отделения или с переходом на передвижные пункты, — согласуются в областном департаменте связи, в сельсоветах, с главой муниципального образования, начальником районного почтамта. Проводятся сходы граждан, где должны обсуждаться нововведения. У нас есть документы, где зафиксированы все эти соглашения.
— В Краснозёрском районе два года назад восемь стационарных пунктов связи были переведены на мобильный вид. Однако они не лидеры по масштабам преобразований. Почему же именно там поднялась такая шумиха? Ведь, например, в Северном, Кыштовском районах гораздо больше посёлков лишились стационарных отделений.
— Это надо у депутатов спросить, почему история оптимизации двухлетней давности не закрылась? На прошлой неделе начальник почтамта объехала все населённые пункты Краснозёрского района, которые обслуживаются передвижными пунктами. Проблемы там возникают в непогоду, в зимнее время, когда машина не может проехать, и люди вынуждены ожидать её на улице. Но это может быть с транспортом, оказывающим любые другие услуги, не только почтовые. Мы график выполняем, строго за этим следим.
— А если человек не успеет в течение часа дойти до передвижного пункта, и машина уедет? Придётся ждать ещё три дня?
— При введении передвижных почтовых пунктов сокращений почтальонов не было. Доставка пенсий, приём коммунальных платежей, оказание социальных выплат производится через них в обычном режиме. У людей есть выбор: самим дождаться машины или оформить всё через почтальона, который как был доверенным лицом для селян, так им и остался. То есть случаи, когда человек вынужден ожидать прихода передвижного пункта под дождём или на морозе — единичные, например, если надо сделать денежный перевод.
Кроме того, сегодня мобильные пункты приезжают даже в те посёлки, где раньше не было стационарных отделений, и оказывают весь спектр почтовых услуг, включая те, которые в обычном отделении оказать не могли. Что касается доставки пенсий, то это отдельная система — со своим транспортом, инкассацией — напрямую с передвижными почтовыми отделениями она не связана.
— Почему программа перевода почтовых отделений со стационарного в мобильный вид приостановлена?
— Она выполнила свою задачу. Теперь получить весь спектр услуг почты могут жители даже самых маленьких населённых пунктов, несмотря на дефицит кадров. К примеру, на прошлой неделе я был на совещании в Коченёвском районе, где в посёлке Речник не могут найти человека на место начальника почтового отделения. Если бы там работали передвижные пункты, такой бы проблемы не возникло.
— Неужели эта работа требует такой высокой квалификации?
— Если вдруг какой-то муниципалитет будет продолжать возмущаться, возможно ли возвращение стационарных отделений связи?
— Муниципалитеты могут возмущаться. Но если там живёт 150 человек, а никаких дотационных программ не предусмотрено, то стационарному пункту там не выжить. Что людям-то там делать? Мы обучим человека, а он месяц без работы будет сидеть — 24 рабочих дня пять писем обрабатывать? С ума сойдёт!
Однако не все населённые пункты уменьшаются: есть те, которые благополучно развиваются. Перевод на мобильное обслуживание — не догма. И если население посёлка превысит тысячу человек, то можно будет рассматривать возможность открытия стационарного пункта. С другой стороны — будет ли это благом для жителей, которые уже привыкли, что приедет машина и выполнит любую услугу?
— На какой стадии работа по созданию многофункциональных центров?
— Инициатором этой программы является правительство области. Планируется участие Сбербанка и «Почты России». Мы от такого предложения не отказываемся. Сейчас решается, кто будет ключевым в этой схеме и в каких населённых пунктов она будет работать. Есть различные варианты. На мой взгляд, участие Сбербанка было бы уместнее в райцентрах и крупных населённых пунктах с населением более тысячи человек, мы же эффективнее могли бы работать в малых посёлках. Кстати, программа МФЦ в полной мере ещё не функционирует, но часть аналогичных услуг мы уже можем оказывать.
Фото: Ростислав Нетисов
Опередили столицу Сибири только Москва и Санкт-Петербург
Накануне Нового года по просьбе Infopro54 эксперты из разных отраслей экономики рассказали, какие тренды они…
В ноябре он составил 1,46 млн рублей
Самые ожидаемые проекты в регионе так и не были запущены, но некоторые объекты впечатлили экспертов
На начало октября объем их активов на бирже достигает почти 128 млрд рублей
За 10 месяцев она выросла почти на 15%