Татьяна Гениберг, президент Клуба управляющих бизнес-центрами, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, рекламы и связей с общественностью НГУЭУ:
Люди стали меньше покупать долгосрочные предметы — мебель, автомобили, бытовую технику. Снизился спрос на ремонт автомобилей, население предпочитает ездить и не ремонтировать машины даже после аварий. Снижается спрос на автошины, многие стремятся приобретать демисезонные шины и не тратиться на смену летних и зимних шин.
В то же время особо активизировался спрос на компьютерную технику, так как многие стали работать в онлайне из дома и продолжают это делать даже после снятия карантина. Сложно найти в магазинах видеокамеры, гарнитуру, микрофоны, оргтехнику и аксессуары для блогеров, стримеров, людей, развлекающихся в виртуальной реальности. Многие, находясь в самоизоляции, это освоили и увлеклись. По данным Ozon, в России в условиях пандемии сильно выросли продажи некоторых категорий товаров: пользователи купили на 200% больше подписок на игровые сервисы и онлайн-кинотеатры, вырос спрос на настольные игры (150%), товары для хобби и творчества (120%) и книги (110%).
Отмечалась нехватка спортивных товаров для занятия спортом в домашних условиях. Наблюдался рост спроса на предметы обихода, бытовую химию, люди стали больше времени находиться дома и уделять время организации домашней жизни.
Очень активизировался спрос на онлайн-обучение, услуги репетиторов практически полностью перешли в онлайн — и обратно, в связи с новым учебным годом, уже не вернулись. Я думаю, скоро будет отмечаться ценовое разделение на эти услуги: очное репетиторство станет более дорогим, чем в онлайне. Появились и новые предложения: онлайн-курсы по ежедневным домашним рутинным занятиям, по освоению новых простых профессий (ногтевое искусство, парикмахерские услуги, кулинарные курсы), онлайн-профессий.
Логично значительно вырос спрос на лекарства, медицинские товары, средства индивидуальной защиты. Не отмечено снижения спроса на косметику для видимых частей тела в эфире.
Что интересно, вместе с общим снижением спроса у людей отмечается появление денежных накоплений, так как многие отказали себе в отпуске. И население начало активно вкладывать деньги в приобретение жилой недвижимости — на рынок жилья в качестве инвесторов стали выходить новички. Некоторые даже на накопления начали планировать открытие собственных бизнесов: кофеен, школ иностранных языков, организаций, предлагающих услуги нянь.
Потребительский спрос изменился, и в дальнейшем прогнозируется его модификация в сторону онлайн-бизнеса, онлайн-жизни, экономии на привычных вещах, в то же время будет рост спроса на развлечения и отдых в новых, более безопасных форматах. А тот, кто это сможет предложить, получит накопления населения.
Елена Разомасова, кандидат экономических наук, доцент кафедры инноваций и предпринимательства НГУЭУ:
Непродовольственные товары, о которых говорят эксперты, относятся к группе товаров эластичного спроса, в связи с чем такие факторы, как цена, ассортимент, сезонность и другие, способны оказывать негативное влияние на динамику спроса и объемы продаж.
Также не следует забывать о низкой покупательской активности населения, вызванной падением реальных среднедушевых денежных доходов населения за первое полугодие 2020 года. По данным Росстата (на 17.07.2020), «реальные располагаемые доходы россиян во 2 квартале 2020 года упали на 8% в годовом выражении. Это рекордное падение с 1999 года».
В подобной ситуации строить оптимистичный прогноз активизации потребительского поведения на 3 и 4 квартал 2020 года не приходится. Поведение потребителей даже в периоды стабильного развития экономики инстинктивно склоняется в сторону удовлетворения первичных потребностей, постепенно обостряясь в период кризисных явлений.
Негативное влияние внешних экономических факторов, вызванных эпидемиологической ситуацией в стране, в той или иной степени ощутили на себе и потребители, и продавцы. Потребительский рынок (за исключением рынка розничной торговли в сегменте продовольственных товаров) продолжает стагнировать и тянуть за собой локомотивные сферы экономики.
Комментарии и фото экспертов предоставлено пресс-службой НГУЭУ
Базовое фото: pixabay.com, автор- wal_172619
Опередили столицу Сибири только Москва и Санкт-Петербург
Накануне Нового года по просьбе Infopro54 эксперты из разных отраслей экономики рассказали, какие тренды они…
В ноябре он составил 1,46 млн рублей
Самые ожидаемые проекты в регионе так и не были запущены, но некоторые объекты впечатлили экспертов
На начало октября объем их активов на бирже достигает почти 128 млрд рублей
За 10 месяцев она выросла почти на 15%