В этой истории меня радует, что наше профильное ведомство решило наконец-то централизованно заняться профессиональной ориентацией. На данный момент работу школ в этой сфере хорошо описывает известная русская поговорка — кто в лес, кто по дрова.
С одной стороны, ряд законов и нормативных актов, в частности ФЗ «О занятости населения», «Об образовании», конвенция Международной организации труда, закрепляет право человека на профориентацию. С другой стороны, современные образовательные организации предлагают много разных инструментов для ведения такой работы среди учащихся. Некоторые вузы, например Южный федеральный университет, организуют профильные проектные смены. Технопарки — инновационный центр «Сколково» и индустриальный парк «Храброво» в Калининграде — проводят для школьников экскурсии. Стартап «Профилум» разработал одноименную профориентационную платформу и курсы по карьерной грамотности, потратив на это 520 млн рублей, вложенных в проект госкорпорацией «ВЭБ.РФ». Даже проект федерального закона о создании общероссийского движения «Большая перемена», который находится на рассмотрении в парламенте, называет содействие детской профориентации в качестве одной из целей организации. Такое многообразие подходов в этой сфере прекрасно описывается поговоркой про семь нянек и ребенка без глаза.
Меня в сложившейся ситуации смущает, что при всем обилии профориентационных методик их авторы не учитывают индивидуальность ребенка, необходимость выявить и проложить его личную траекторию развития. Я вижу, что в современной образовательной парадигме объектом всех подходов является совокупность учеников, а ответственность за профориентацию лежит только на школе. Так, психологическое тестирование выявляет интересы не отдельного ребенка, а склонности группы детей к той или иной сфере или профессии: инженерной, гуманитарной и т. д. На основе этих данных школа организует для ряда учеников выезд в место, где можно познакомиться с профессией, предрасположенность к которой у них выявили. Никто не спрашивает детей, интересно ли им это на самом деле. На мой взгляд, так происходит потому, что в профориентационной работе сделан акцент не на качестве, а на количестве: проще отчитаться перед городским отделом образования проведенными психологическими тестами и выездными мероприятиями, чем подготовить для условного Иванова индивидуальный план развития с опорой на его желание поступить в Сорбонну или Массачусетский технологический институт.
Я считаю, что и родители, и школа должны создать такое информационное пространство для каждого ученика, в котором он самостоятельно сформулирует свои интересы, потребности, желаемое будущее, выберет вуз для поступления. Чем раньше взрослые поймут истинные желания детей, тем точнее смогут подойти к выбору профориентационных инструментов: экскурсий, встреч со специалистами, консультаций, стажировок.
Под школой в данном случае я понимаю не только учителя-предметника, но и тьютора — специалиста, который поощряет творческие устремления ребенка, направляет его усилия в нужное русло, оптимизирует учебную занятость в соответствии с запросами воспитанника. Не исключаю, что под школьным климатом и образовательной средой в инициативе Минпросвещения России как раз и скрывается тьюторское сопровождение. Хочется надеяться, что проект будет успешным и у каждого ребенка появится одна, понятная ему школьная нянька.
Материал и фото предоставлены АНО СПО «ОЦ РОСТ»
«Умная система» будет управлять инфраструктурными объектами кампуса
Ключевая причина — работодатели и студенты не доверяют друг другу
За сутки проживания в экологичном отеле они просят больше, чем в среднем по России
Сегодня муниципальные службы завершили восстановление габаритных ворот, но они уже потеряли свою актуальность
Жюри конкурса высоко оценило региональные инициативы по сохранению литературных традиций
Какой ритуал можно провести на Казанскую, чтобы поскорее выйти замуж