Робот-коллектор вытесняет человека с рынка взыскания долгов в Новосибирске

Роботы-коллекторы внедряются в рынок

Для рынка взыскания роботы-коллекторы пока являются новинкой. Напомним, четкое определение использования автоматизированных интеллектуальных агентов (АИА) в основном для коллекторов в 230-ФЗ появилось лишь в этом году. Ранее применение такого рода взаимодействия с должником не было однозначным, а значит, могло по-разному трактоваться в законе — пояснила генеральный директор коллекторского агентства «Право Онлайн» Елена Телятникова.

— Любая автоматизация процессов, включая роботов, упрощает и оптимизирует процессы, сокращает и высвобождает время сотрудников на выполнение более важных задач. Тем не менее роботы-коллекторы — полезное, но не универсальное решение для коллекторского рынка, и расценивать их стоит как еще один вспомогательный инструмент, — уверена эксперт. — Главную роль в процессе установления контакта с должником и успешности взыскания в целом по-прежнему играет живой человек — это особенность нашей сферы. Мы планируем использовать роботов-коллекторов для типовых базовых фильтров, например для оповещения и информирования должников.

Компания АБК (входит в Группу «Сбер») использует собственную разработку робота-коллектора для коммуникации с клиентами. Как поясняет врио генерального директора АБК Евгения Уткина, робот был создан ИТ-специалистами компании в 2016 году и основан на сложных математических моделях и искусственном интеллекте. Робот-коллектор АБК используется в банках, компаниях микрофинансового сектора, BNPL-сервисах, в сфере ЖКХ и телекоме.

— Сегодня при работе с просроченной задолженностью 85% исходящих звонков совершаются роботом-коллектором. Он обрабатывает 99,5% звонков самостоятельно, переводя на оператора контакт-центра всего 0,5% случаев, когда клиент не желает общаться с роботом или робот не понимает клиента, — говорит Евгения Уткина.

Руководитель департамента просроченной задолженности МФК «Честное слово» Екатерина Кустова уверена, что за роботами-коллекторами будущее: при условии активного развития искусственного интеллекта роботы уже в ближайшее время займут свое место в крупных компаниях.

— Их преимущество заключается в том, что они работают по согласованным алгоритмам, сократив влияние человеческого фактора на процессы взыскания до минимума. Поэтому риски нарушения законодательства тоже отсутствуют, — поясняет эксперт.

Риски роботизации взыскания

Елена Телятникова напоминает, что мы живем в эпоху стремительного развития технологий, и не исключает ситуации, когда одни инновационные решения могут препятствовать работе других.

— Сегодня многие клиенты активно пользуются голосовыми помощниками и автоответчиками, вроде ассистента Олега от «Тинькоффа» или виртуального секретаря Евы от «Мегафона». Несложно представить ситуацию, когда один робот начнет разговаривать с другим, как итог — потерянный диалог и потраченные впустую ресурсы компании, — комментирует собеседник Infopro54. — Несмотря на то, что с каждым годом роботы «прокачиваются» и становятся «умнее», также всегда присутствует риск технических сбоев: не сработают скрипты, неверно распознается запрос, что может ввести в заблуждение должника. Чтобы коллекторское агентство и должник нашли общие точки соприкосновения и поняли друг друга, возможностей робота на данный момент пока недостаточно.

Одним из ключевых рисков участники рынка взыскания называют неготовность людей получать информацию от роботов.

— По нашим наблюдениям, люди предпочитают живое общение. Зачастую человек, который понимает, что говорит с роботом, просто прекращает диалог. Возможно, с развитием технологий, когда роботы станут «умнее», ситуация изменится, сейчас такая коммуникация, скорее, вызывает раздражение у людей, — поясняет Елена Телятникова.

Екатерина Кустова, напротив, считает, что на звонки роботов-коллекторов люди реагируют достаточно лояльно, особенно интроверты, которым сложно общаться. Клиентам процесс общения с роботом-коллектором напоминает телефонное анкетирование.

Евгения Уткина добавляет, что проведенные исследования показали: не все клиенты хотят разговаривать с незнакомым человеком-оператором, особенно на проблемные темы.

Робот-оператор, в отличие от человека, обрабатывает больше звонков и никогда не устает, он не проявляет эмоций и не склонен к выгоранию. Это делает диалог с роботом более конструктивным и комфортным, что помогает уменьшить стресс у должника во время разговора, — поясняет собеседница Infopro54. — Кроме того, робот-коллектор достигает цели разговора на 25% быстрее, чем оператор контакт-центра, сравнивая среднее количество минут, потраченных на разговор с клиентом. Это позволяет бизнесу существенно оптимизировать затраты, так как использование робота-коллектора в 10 раз дешевле работы специалиста контакт-центра.

Екатерина Кустова подчеркивает, что при условии грамотно прописанного алгоритма работы риски использования роботов-коллекторов будут сведены к нулю.

— Настала эпоха технологичных компаний, которые в своей деятельности используют инновации и искусственный интеллект, — подчеркивает она.

Теперь, когда в законе даны более четкие формулировки об автоматизированных интеллектуальных агентах, следовать ему, а значит, не допускать возможных нарушений, будет проще — добавляет Елена Телятникова.

Прогнозы на 2024 год

Говоря о поле для работы как коллекторов-людей, так и автоматизированных интеллектуальных агентов в 2024 году, Екатерина Кустова отмечает, что ситуация с NPL остается стабильной и контролируемой по сравнению с 2022 годом.

— Также мы наблюдаем некоторое увеличение средней кредитной нагрузки заемщиков. Что касается отношения клиентов к погашению просроченной задолженности, то упрощение процедуры банкротства через МФЦ привело к росту доли просрочки в общем портфеле, — говорит эксперт.

Елена Телятникова прогнозирует возникновение нового тренда: с установлением более строгих ограничений на кредитование заемщиков с высокой долговой нагрузкой (изменение макропруденциальных лимитов) постепенно будет меняться качество должников.

— Микрокредитные компании, долги которых мы покупаем, изменяют качество своего скоринга, позволяя выдавать заемные средства более качественным заемщикам. Этот фактор в свою очередь может привести к тому, что уровень просрочки или не будет ухудшаться, или снизится, — поясняет она. — Однако на данный момент в общих объемах данный тренд пока не наблюдается, а изменение картины мы сможем оценить только летом, поскольку к нам попадают более поздние — после 150 дней просрочки — долги.

Ранее редакция сообщала о том, что искусственный интеллект привлекают к взысканию задолженности

 

Точка зрения

С 1 февраля ФССП осуществляет контроль за тем, как работают с должниками не только коллекторы, но и банки, МФО. Как это повлияло на рынок взыскания?

Елена Телятникова, генеральный директор коллекторского агентства «Право Онлайн»:

— Закон новый, и очевидно, что процессы еще не выстроены до конца, а эффект от них только предстоит оценить. Так, банки и МФО до 1 марта должны подать заявление о своем намерении проводить взыскание, а включение в реестр и прием сведений о лицензии и использовании ПО регулятором произойдет позже. Нагрузка на ФССП, на наш взгляд, всегда была достаточно серьезной: это подтверждает наш опыт взаимодействия со службой при проведении судебного взыскания. Хочется верить, что при разработке закона учитывали значительное увеличение объема работы. И здесь возможны несколько сценариев развития ситуации.

  • Первый — дополнительная нагрузка без увеличения ресурсов скорректирует некоторые привычные процессы: например, проверки, которые проводились раз в 2 года, теперь будут проводиться раз в 3 года.
  • Второй — произойдет увеличение штата службы, а вместе с тем будут увеличены возможности и сокращено время при взаимодействии.
  • Не исключаем и третий вариант, который станет золотой серединой между увеличением нагрузки и оптимизацией ресурсов федерального органа исполнительной власти.

 

Екатерина Кустова, руководитель департамента просроченной задолженности МФК «Честное слово»:

— Нашей компании достаточно редко поступают запросы от надзорных органов, так как у нас четко выстроен процесс по возврату просроченной задолженности. Он включает в себя постоянный контроль за деятельностью подразделения взыскания, в том числе с учетом технологических решений. Судить о выстроенном процессе работы ФССП мы не можем. На начальном этапе у ФССП возникнут определенные трудности с планированием надзорных мероприятий в отношении новых поднадзорных организаций, потому что количество надзорных мероприятий увеличится.

Ужесточение требований негативно отразится на тех компаниях, у которых есть проблемы с нарушением законов и слабое техническое оснащение бизнес-процессов. Большинство игроков продолжат свою работу в штатном режиме, моментально адаптируясь к изменениям законодательства.

 

Юлия Данилова

Recent Posts

Все необходимое под рукой: как Новосибирск реализует концепцию 15-минутного города

Застройщики Новосибирска все чаще говорят о реализации концепции пятнадцатиминутного города, которая подразумевает шаговую доступность от…

5 минут ago

Новосибирцы взяли в банках более 8 млрд рублей по ипотеке за месяц

Спрос на кредиты продолжает расти несмотря на повышение ключевой ставки

19 минут ago

Новосибирский депутат Аксёненко предложил пересмотреть систему расчёта пособий

По его мнению, введение минимального расчетного показателя обеспечит автоматическую индексацию пособий

14 часов ago

Форум «Золотая долина» стартовал в Новосибирске

Ключевая задача форума — усилить взаимодействие вузов и научных институтов с реальным сектором экономики

15 часов ago