Categories: Uncategorized

Рынок растет от безысходности

— Яркость нынешних событий сделала блеклыми даже реалии января и февраля, но это относительно. В прошлом году рынок тоже принес сюрпризы. И средневзвешенная по рынку Новосибирска цена квадратного метра выросла почти на 29%. Причем не у всех по конкретным проектам рост был идентичным. У нас по отдельным проектам он составил 50%. А у кого-то и вовсе нулевой прирост был. Цена в прошлом году росла динамично, хотя случилось и торможение в этом процессе: повысилась ключевая ставка на 1%, и под нее начались пересчеты, а еще появились слухи об отмене льготной ипотеки. Но после повышения ключевой ставки потребитель не очень-то стал проявлять азарт и аппетит — со второго полугодия статистика по онлайновым запросам «купить/снять» стала снижаться. Как и статистика запросов «ипотека».

Естественно, инерционность рынка новостроек нельзя мифологизировать, переоценивать. Он тоже вполне отзывчив на реалии макроэкономики. Например, на 2022 год самый оптимистичный прогноз ВВП — -5%. А для нашей экономики аксиоматично, что рост или падение ВВП по большому счету зависит исключительно от действий Центробанка. Но пока ЦБ никак не включался в поддержание ВВП. С 2014-го Эльвира Набиуллина, реализуя какие-то свои фантазии, таргетировала инфляцию, хотя на этот счет в Конституции РФ ничего не написано. А написано в Конституции, что Набиуллина должна поддерживать стабильность национальной валюты. Но Центробанк фактически закрыл глаза на исполнение своих конституционных обязанностей. Темпы прироста денежной массы должны быть выше инфляции. Тогда эти деньги не съедаются. Фактически все последние кризисы (до 2008-го года и после) провоцируются монетарной политикой нашего ЦБ. Стоит отметить, что после начала спецоперации ЦБ ежедневно предоставлял ликвидности в 20 раз больше относительно среднестатистического прироста прошлых периодов, чем, безусловно, предотвратил скатывание экономики к серьезным кризисным явлениям.

В последние годы мы наблюдаем очень странную поддержку потребления на рынке новостроек. У меня есть подозрения, что эта поддержка сформирована лоббистами из круга системообразующих московских застройщиков, поскольку нацелена она, по-моему, на поддержание незрелого рынка новостроек двух федеральных столиц. Государство поддерживает покупку квартир малой комнатности и малой площади. Так что к нам, к Новосибирску, эта поддержка никакого отношения фактически не имеет. Нашим конечным потребителям новостроек такие квартиры в большом объеме с целью личного проживания не нужны. Их вполне хватает на вторичном рынке. В малоформатные квартиры люди «прячут» материнские капиталы, все свои мыслимые накопления в попытках не сохранить, а с целью спекуляций. И никаких ограничений для спекулянтов в этой программе нет. А зачем? Куда еще нечистый на руку чиновник из условного уездного городка повезет свои «трудовые сбережения»? Обратит их в какую-нибудь однешку в Бибирево. Если государство не поменяет этот странный подход, то ни о каких 120 млн кв. м ввода жилья в год речи быть не может. Нужно переключиться на поддержку потребления квартир большей комнатности и большей площади — тогда у застройщиков появится резон к наращиванию объемов вводимого жилья.

Кстати, с конца февраля 2022 года мы наблюдаем рост спроса на покупку квартир в Новосибирске со стороны граждан Казахстана. К слову, в Казахстане ипотеки на квартиры в России вообще нет. Покупая нашу недвижимость, казахи перекладывают деньги, выигрывая на разнице курсов валют.

Подготовил Игорь Смольников
Фото из личного архива М. Маркова

Марина Санькова

Recent Posts