Олег Чередниченко, доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова
— С 1 августа цена на газ для россиян вырастет на 3%, сообщила Федеральная антимонопольная служба России (ФАС). Почему тарифы для населения поднимаются, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране из-за пандемии? И достаточно ли индексации на 3%, чтобы компенсировать издержки «Газпрома»?
В данном случае речь идет о двоякой ситуации: с одной стороны, индексация по ряду ключевых индикаторов была заложена в программу социально-экономического развития. Что же касается внутренних цен на газ — решение по индексации цен на них откладывалось до последнего момента, который сейчас и настал: бюджет находится под давлением ситуации, связанной с трехмесячным блокированием бизнеса. Которое, в свою очередь, было вызвано объективной необходимостью ограничений в период с марта по май текущего года.
С другой стороны, за январь-февраль «Газпром» потерял 24,6% своих экспортных доходов, частичную компенсацию которых, в рамках согласованной ФАСом инициативы, пытается получить. Не стоит забывать и об изменившейся внешней конъюнктуре в целом: погодные изменения провоцируют потребителей в Европе на снижение потребностей к «голубому топливу», а вместе со снижением потребностей падает и цена.
В дополнение к этому принцип «бери или плати» дает сбои: теперь уже и со стороны турецких контрагентов возникает риск неполучения забюджетированных средств по исполненному контракту в существенном (даже для «Газпрома») объеме порядка 2 млрд. долл.
С учетом всего вышеперечисленного, учитывая условия, в которых находится российская экономика, вынужденная мера индексации цен на газ является на сегодняшний день оправданной.
Фото: pixabay.com, автор- PublicDomainPictures
Истцом выступает московская компания «Энергосила»
Следователи проводят проверку условий проживания девушки в семье
Местами пройдёт небольшой снег
Медики стали оперативнее приезжать по вызовам пациентов
Подрядчик обещает, что завтра дорожная ситуация на кольце нормализуется