Действующая модель регулирования тарифов «затраты+» в регионе эффективно не работает.
— Мы готовы инвестировать в теплоснабжающий комплекс, но не в короткие, а в долгие проекты. Для тепло и электро-энергетики трехлетний тариф — недопустимый горизонт. Все проекты в энергетике рассчитаны на окупаемость от 10 лет. Новая экономическая модель позволит сделать тарифы достаточно открытыми и понятными, как со стороны генераторов, теплоснабжающей организации, так и со стороны области, где работают эти бизнесы, а также со стороны населения. Это нужно обсуждать и прогнозировать, — заявил на пресс-подходе во время второй научно-практической конференции «ЖКХ, энергосистема и конкурентоспособность регионов» гендиректор АО «Сибэко» Роман Власов.
Он отметил, что текущая модель регулирования тарифов «затраты+» предполагает учет затрат энергосистемы в предыдущих периодах. В 2016 году удельный расход условного топлива на отпуск электрической энергии в фактических показателях на российских ТЭЦ составил 315 грамм на кВт\ч, а на предприятиях «Сибэко» — 295 грамм на кВт\ч. В рейтинге генераторов РФ компания поднялась с восьмого на пятое место.
— У нас эти затраты минимальны, поэтому у нас один из самых низких тарифов среди регионов Сибирского федерального округа и городов-миллионников России. Для нас эта модель не работает, так как мы слишком эффективны, — уточнил Власов. — Мы будем изучать метод «альтернативной котельной». Не все относятся к нему однозначно, но о нем нужно серьезно разговаривать и выходить на его использование. Из тех методик, которые сегодня существуют, эта реально может позволить решить серьезную проблему в части инвестиций в теплоснабжающий комплекс.
Власов почеркнул, что сегодняшний тариф не покрывает реальную амортизацию.
Руководитель департамента по тарифам Новосибирской области Гарей Асмодьяров отметил, что регион уже приступил к долгосрочному регулированию тарифов. В 2015 году они были установлены на 2015-2017 годы, в 2016 процесс продолжился на 2016 – 2018 годы.
— Сейчас вся область и все регулируемые организации, работающие в сфере жилищно-коммунального хозяйства, у нас уже имеют долгосрочные тарифы. Сейчас это три года, а в перспективе мы планируем выйти на пять лет, — уточнил он. — Особенностью долгосрочной модели регулирования тарифов является установление долгосрочных параметров регулирования, которые определены федеральным законодательством. Ежегодно эти тарифы подлежат корректировке, которые департамент осуществляет на основании финансово-хозяйственной отчетности организации.
Депутаты горсовета предложили вернуться к проекту софинансирования инвестиционной программы по теплоснабжению города, когда часть средств вкладывала область, часть город, а часть «Сибэко».
— Договор между областью, городом и «Сибэко» должен быть, чтобы можно было реализовывать долгосрочную инвестпрограмму. Но ее должен утвердить горсовет и принять мэрия Новосибирска, чтобы мы тоже понимали принципы и перспективы ее реализации. Пока эта программа принята в недрах «Сибэко», и компания может ее корректировать по своему усмотрению, — констатировал депутат горсовета, член комиссии по градостроительству и городскому хозяйству Вячеслав Илюхин.
На первой конференции «ЖКХ, энергосистема и конкурентоспособность регионов», которая прошла в феврале, гендиректор ООО «Госэнерготариф» (Москва) Сергей Ладутько сообщал, что правительство РФ предложило свою модель корректировки, прописанную в законопроекте № 1086603-6. 16 декабря 2016 года он был принят Госдумой в первом чтении, а в начале февраля 2017 прошел парламентские чтения. Основная цель его разработки: повышение эффективности генерации, работающей на основе комбинированной выработки. Законопроектом предлагается новая система взаимоотношений в теплоснабжении, а именно введение предельного уровня цены для конечного потребителя, которая определяется ценой поставки тепловой энергии от альтернативного виртуального и расчетного источники тепловой энергии, так называемой «альтернативной котельной».
— Предельный уровень цены устанавливается впервые. Он может быть утвержден ниже уровня альтернативной котельной. В этом случае предельный уровень цены постепенно доводится до предельного уровня соответствующего альтернативной котельной. Модель предполагает либерализацию цен на тепло — пока тарифы регулируется на местном уровне, — рассказал Сергей Ладутько.
По его словам, в городе будет выбираться единая теплоснабжающая организация — крупнейший поставщик тепла, который будет единым закупщиком (в ряде городов РФ он уже есть). Модель будет внедряться как добровольный выбор на территории отдельных муниципальных образований, отнесенных правительством РФ к ценовым зонам теплоснабжения, при условии согласования с субъектом федерации и главами местных администраций.
— Во что выльется новая модель, которую предлагает правительство РФ? Мы сейчас ругаем генерацию и региональные органы власти за рост тарифов, а на самом деле стоит посмотреть выше: откуда «растут ноги». Из анализа Высшей школы экономики следует, что готовящаяся реформа рынка тепла будет наиболее заметна для потребителей, где тарифы на тепло сейчас сильно занижены, а именно в городах милионниках, — констатировал эксперт. — При введении метода альтернативной котельной цена за Гкал тепла для Новосибирска вырастет на 42% — до 1679 руб. Для сравнения, сейчас 1184 руб с НДС.
Если закон будет принят в 2017 году, то с 1 января 2018 муниципальные образования уже смогут входить в пилотный проект. Желающие принять в нем участие уже есть — в Алтайском и Красноярском краях.
В прошлом году АО «Сибэко» направило на инвестпрограмму по генерации 2.2 млрд руб, по теплосетям — 950 млн руб. На 2017 года на инвестпрограмму планируется направить около 3 млрд с учетом повышения тарифов.
Фото: Юлия Данилова
Юлия Данилова
Российские компании теряют более 236 млрд рублей в год из-за неэффективных телефонных коммуникаций: звонки с…
Зарплаты проиндексируют с 1 ноября
В городе прошли выездные рейды по проверке порядка обращения с твёрдыми коммунальными отходами
Высокопоставленный чиновник уволился по собственному желанию
После инцидента девушка родила своему похитителю дочь
Они сделаны из олова, золота и синтетических бриллиантов