— Андрей Викторович, что происходит на рынке грузоперевозок из КНР? Участники отмечают, что новогодние посылки уже могут не дойти до заказчиков в срок…
— В предыдущие два пандемийных года все, кто работал с Китаем, держались за голову и думали о том, как пережить эту ситуацию. Цены на перевозку из КНР и срок доставки выросли в разы. Но мы это пережили. В 2020 году доставка груза из КНР до Новосибирска морем и железной дорогой занимала 25-30 дней вместе с оформлением во Владивостоке или Находке. В 2021 году — 30-40 дней, а в ноябре 2022 года — 60-90 дней. Так что к Новому году сейчас уже точно ничего не закажешь. Не успеешь получить.
— С чем связано такое изменение сроков доставки?
— Причин несколько:
В итоге, на мой взгляд, ситуация сложилась очень нервная. Например, у нас во Владивостоке 20 контейнеров стоят на рейде уже более 3 месяцев. Сроки горят и срываются, а этот груз в Новосибирске ждут люди, которым нужны товары, оборудование, сырье и т.д.
— Есть ли перспективы урегулирования этой ситуации?
— Безусловно, никто не сидит сложа руки и не думает, что все само рассосется. По моей информации, руководство портов, правительство края договорились, что контейнеры будут вывозить полувагонами, на которых на Дальний Восток доставляется уголь. В полувагонах будут делать распорки, закреплять контейнеры и отправлять в Центральную Россию. Это форс-мажорный, военный способ перевозки, но вполне рабочий. За счет этого власти надеются снять напряженку с вывозом контейнеров.
Кроме того, решается кадровый вопрос. Идет набор рабочих, докеров в порты, на склады, таможенная служба тоже увеличивает штат работников.
Обещают, что градус напряженности спадет к концу февраля 2023 года, когда пройдут новогодние праздники в России и Китае. В это время отгрузки в КНР сходят на нет, и у портовиков появится время для передышки, что даст разгрузить Владивосток и Находку.
Хочу обратить внимание еще на один нюанс. Ранее довольно большой поток грузов заходил в Россию через порты Новороссийска и Санкт-Петербурга. Но в связи с военными действиями в Черном, Средиземном и Балтийском морях сейчас находится флот НАТО–Америки. Поэтому суда в эти порты не заходят, боятся. Сейчас, по нашей информации, достигнуты определенные договоренности — и пойдут первые караваны под охраной ВМФ России, чтобы разгрузить Дальневосточные порты.
— Но есть еще сухопутные погранпереходы…
— Там тоже везде заторы. Это объясняется двумя причинами:
— А авиаперевозки недоступны?
— С перевозкой грузов из КНР самолетами тоже все грустно. В Россию сегодня летают всего 4-5 китайских компаний. Они берут груз 10-20 кг, но обсчитывают его как за 100 кг. Хочешь — полетели, нет — как хочешь. И на такое предложение огромные очереди, так как все склады перезатарены. В итоге перевозка 1 кг груза обходится в 15-20 долларов.
Из наших авиалиний в Китай летает только «Аэрофлот», но он догрузом берет немного.
— Вы уже говорили о том, что сложившаяся ситуация повлияла на цены на грузоперевозки. Насколько?
— Доставка 20-футового контейнера до Владивостока или Находки сегодня в среднем стоит 5 тысяч долларов, еще 130-150 тысяч придется заплатить за доставку поездом до Новосибирска. Причем по срокам это может составить до 90 дней. Если этот же груз отправлять по железной дороге, то получится быстрее — он придет в Новосибирск за 2 месяца, но доставка будет стоить дороже на 15-20%. Если везти автомобилем через погранпереход, то на это уйдут 45-50 дней, но поставка обойдется на 25-30% дороже, чем морем. Так что сейчас каждый решает для себя, что ему выгоднее: кому-то важнее экономия в деньгах, кому-то во времени.
Кстати, во Владивостоке появились ушлые ребята, которые за определенную мзду обещают найти контейнеры, выдернуть их со складов и за 500 тысяч рублей довезти до Новосибирска. Есть те, кто соглашается с этим предложением. Но для того, чтобы отбить такую стоимость доставки, груз должен быть дорогостоящим либо его должно быть много. Например, электроника, сигареты, жевательная резинка и т.д.
Это то, что мы видим сейчас, но я не исключаю, что ситуация может осложниться. В Китае начинает бушевать новая волна ковида, а там с этим очень жестко. При выявлении одного заболевшего на карантин могут закрыть и город, и провинцию, остановить заводы и фабрики. Картина невеселая, но о ней бизнесу нужно знать, чтобы не строить иллюзий.
На своем опыте могу сказать, что из 100 грузов, которые мы планировали поставить в октябре, удалось привезти только 17. Остальные зависли.
Еще раз отмечу, что все надеются на урегулирование ситуации к концу февраля. Поживем — увидим.
По материалам выступления на ноябрьской экспертной сессии общественного объединения VIP-club.
Объем инвестиций в проект составил 2,3 млн рублей
Её строительство планировалось начать в 2024 году
На суде выяснилось, что мужчина часто садился за руль пьяным
Этот фермент также выявили в сосисках, которые ранее продавались в магазинах Новосибирска
Это на треть больше, чем за аналогичный период прошлого года
Всего под ярмарки мэрия отвела семь площадок