Социальную ответственность будут нести застройщики Новосибирска

Суть вопроса

Мэрия Новосибирска разрабатывает новые правила взаимоотношения властей и застройщиков при строительстве социальных объектов. Компаниям будет предложено построить соцобъекты самостоятельно или перечислить деньги, необходимые для их возведения, в бюджет города.

Как рассказали корреспонденту Infopro54 в департаменте строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска, Министерством строительства Новосибирской области создана рабочая группа по выработке механизмов взаимодействия застройщиков и органов государственной власти региона по обеспечению создания объектов социальной инфраструктуры при жилищном строительстве.

— В настоящее время в рамках деятельности данной рабочей группы Министерством строительства Новосибирской области и департаментом строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска совместно с общественным экспертным советом при мэре города Новосибирска по вопросам градостроительства ведется деятельность по выработке механизмов и порядка взаимодействия органов власти с застройщиками, осуществляющими жилищное строительство, в части развития социальной инфраструктуры, в том числе по критериям установления «социального сбора», — отметили в департаменте.

Размер платежа пока не определен, но рассматривается вариант 5 тысяч рублей с квадратного метра. Он будет осуществляться при выдаче разрешения на строительство.

Напомним, выдача новых разрешений на строительство многоквартирных домов в Новосибирске была остановлена в ноябре 2023 года по требованию прокуратуры. В ведомстве уверены, что жилищное строительство возможно только при соблюдении норм обеспеченности жильцов будущих домов социальными объектами. Этот вопрос уже прошел судебную инстанцию и находится на особом контроле как в прокуратуре, так и в органах власти города и области.

Независимый аналитик по недвижимости Новосибирска Сергей Николаев напомнил, что бюджет Новосибирской области отчасти зависит от строительной отрасли. Решение прокуратуры о задержке подписания разрешений на строительство может повлиять на его доходную часть.

— В целом я, наверное, положительно отношусь к этому решению, но достаточно скептически — к его реализации. На мой взгляд, здесь необходим системный подход, а не вариант «запрещать и не пущать». Первым делом нужно составить подробный план новосибирской агломерации по насыщенности социальной инфраструктурой. Потом сделать прогнозы, как будет расти население в том или ином микрорайоне и т.д. Но чтобы их запустить, нужно сделать учет, а это процесс небыстрый, — отметил эксперт.

Необходимость социального взноса

— Этот вопрос уже давно назревал. У государства сегодня недостаточно средств для возведения социальных объектов, потому что строительство жилья идет с опережением. Но во многих регионах этот вопрос решается. И мы изучаем практику, берем за основу документы, которыми они пользуются. У нас, к сожалению, на это мало обращали внимание. Хотя многие застройщики так или иначе принимали и принимают участие в формировании инфраструктуры. Мы, например, совместно с госструктурами построили на Чистой Слободе школу, трамвайные пути. Но четких «правил игры» нет, их и нужно установить, — говорит депутат Законодательного Собрания Новосибирской области, председатель совета директоров ГК «КПД-Газстрой» Евгений Покровский.

Генеральный директор ГК «Поляков» Илья Поляков тоже отметил, что компании, ведущие комплексную застройку и ответственно подходящие к развитию территорий, уже не один год так или иначе участвуют в решении вопросов социальной и транспортной инфраструктуры. По его мнению, наиболее важной задачей девелоперов является обновление территорий, сдерживающих городское развитие. Тех участков, которые застроены ветхими домами или невостребованными промзонами. Расселение аварийного и ветхого жилья — сама по себе дорогая задача, и в этой части застройщики готовы помогать муниципалитету — отметил эксперт.

— В 90-е годы государство освобождало бизнес от несвойственных функций обеспечения горожан социальной инфраструктурой. Это стало прерогативой муниципалитета и региональной власти. Задача бизнеса была и есть — развиваться, создавать рабочие места, платить налоги. Сейчас мы как будто выходим на новый круг, опять наделяя бизнес несвойственной нагрузкой. Но это лучше, чем наблюдать, как отрасль топчется на месте. С ноября в Новосибирске фактически остановлена выдача разрешений на строительство. Причиной называют дефицит социальной инфраструктуры. Понятных решений никто не предлагает, процесс просто поставлен на стоп. В итоге у застройщиков истекают сроки кредитных решений. Простаивают подрядчики. Все это происходит на фоне подорожания заемных средств, ужесточения правил выдачи ипотеки. Я не уверен, что социальный взнос — это лучшее решение, но пусть будет такое — лишь бы было. Если старые правила не устраивают, нужно внедрять новые — понятные и прозрачные для всех, чтобы участники рынка оставались в равных конкурентных условиях, — говорит генеральный директор ГК «Поляков» Илья Поляков.

Собеседник редакции уверен, что результат от внедрения социального сбора будет зависеть от многих факторов. И величина сбора, по его мнению, — не единственный.

— Основной — это рациональность подхода к решению задачи, эффективность использования средств, — говорит Илья Поляков.

Существующие практики

Вице-президент Фонда «Институт экономики города» Татьяна Полиди уверена, что крупным городам и агломерациям, где ведется активное жилищное строительство, просто необходим легальный инструмент участия застройщиков в развитии социальной инфраструктуры.

Объективная потребность компенсации возрастающей нагрузки на инфраструктуру при наращивании жилищного фонда есть во всех городах и во всех странах — отмечает эксперт. В международной практике широко распространены различные инфраструктурные сборы, плата за воздействие, плата за плотность застройки земельного участка и др.

В российском законодательстве есть экологический сбор и плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка при изменении вида разрешенного использования земельного участка с нежилищного на жилищное строительство (применяется только в Москве и Московской области).

В строительной сфере пока аналогичный инструмент на федеральном уровне законодательно не установлен. Механизм обеспечения районов инфраструктурой урегулирован только для строительства в рамках проектов комплексного развития территорий (КРТ), которых пока не так много.

— Конечно, такие сборы нужны не всегда. Например, по договору о КРТ застройщик может просто построить детский сад и передать его городу, а вот при строительстве одного многоквартирного дома такая схема уже не работает, так как детский сад обслуживает много домов, поэтому есть необходимость в распределении затрат на социалку между несколькими застройщиками. А как это сделать? Сейчас у городов таких механизмов просто нет, — констатирует Татьяна Полиди.

Какие механизмы существуют

Татьяна Полиди отметила, что сегодня в России используются несколько механизмов обеспечения районов городов инфраструктурой. В одних городах ставка сбора дифференцируется по районам, в других — в зависимости от вида объекта, а главное — его размера (например, дома с количеством квартир менее 20 сбором не облагаются). Применяется и запрет строительства жилья без соцобъектов в региональном законодательстве (такие законы действуют в Санкт-Петербурге, Перми, Саратовской области).

— Я думаю, что в России нам стоит начать с чего-то простого, как, например, в Перми: там с 2019 года действует регулирование платежа за социальную инфраструктуру (можно также не платить, а построить), согласно которому на основе нормативов градостроительного проектирования была рассчитана плоская ставка 3951 рубль за квадратный метр строящегося жилья. Это вполне понятный подход, который можно было бы применить и в других городах, — уверена Татьяна Полиди.

Стоит отметить, что в декабре 2023 года Пермская дума одобрила повышение взноса до 7,6 тысячи рублей за квадратный метр общей площади жилого помещения. Помимо детских садов и школ, бизнес теперь будет финансировать возведение детских поликлиник, библиотек, ФОКов, а также культурно-досуговых объектов.

По данным мэрии Новосибирска, на сегодняшний день застройщик может выплатить социальный взнос тремя способами: внести наличными деньгами; выкупить частные дома и землю, затем передать городу резервы для строительство социальных объектов или подготовить проект социального объекта; пройти Главгосэкспертизу, чтобы город по различным программам привлекал федеральное финансирование на его строительство.

Erid:4CQwVszH9pWvKJxXhNK

Жилой район Светлый                                                                                                                           

Комфортный микрорайон для жизни большой и маленькой семьи, рядом с лесом и всего в 25 минутах от пл. Калинина. Район развивается с 2010 года на территории 200 га. Уже сегодня в нем проживают более 12 тысяч человек. Это фактически целый город, способный в автономном режиме обеспечивать своих жителей всем необходимым. Район состоит из нескольких кварталов: «Светлый», «Тихий дворик», «Французский квартал», «Альпийский» и Жилой квартал высокой культуры «Ясный». Каждый из них обладает собственной неповторимой харизмой. Новоселы смогут найти здесь свое жилье по вкусу: от просторных студий до двухуровневых квартир с террасами, есть и таунхаусы. Жилой район растет стремительно, и в перспективе население Светлого и его кварталов увеличится до 35 тысяч человек.

 

ООО Специализированный застройщик «Юга-Строй» и ООО СЗ «Антарсити». Проектная декларация на сайте наш.дом.рф

Реклама. Рекламодатель ООО УК «Согласие». Фото предоставлены рекламодателем. Автор: Барников Роман

Дифференциация

Депутат Законодательного Собрания Новосибирской области, председатель совета директоров ГК «КПД-Газстрой» Евгений Покровский отмечает, что большинство региональных застройщиков понимают необходимость введения социального взноса.

— Все застройщики относятся с пониманием. Нет явных противников введения социального сбора. Но необходимы четкие правила, методы и дифференциация. Нельзя применять одинаковый подход к застройщикам, которые строят дома у Оперного театра, и тем, кто возводит жилье на окраинах города, в Мочище или Мошково. Должны быть разные методики, — констатирует собеседник Infopro54.

Такого же мнения придерживается и Илья Поляков.

— Стоимость земли и цена квадратного метра жилья в разных локациях может отличаться очень существенно, поэтому должна быть понятная дифференциация величины социального взноса, — говорит девелопер.

Влияние на стоимость квадратного метра

Илья Поляков напомнил, что рентабельность жилого строительства сегодня невелика, и любые новые нагрузки на девелоперов могут спровоцировать уход с рынка многих участников.

— Себестоимость проектов не предусматривает дополнительных издержек, поэтому социальный взнос неизбежно приведет к подорожанию квадратного метра. Что, в свою очередь, может притормозить спрос. Меньше спроса — меньше будут строить. С точки зрения вектора городского развития такой сценарий выглядит сомнительно, поэтому решения, влияющие на строительную отрасль, должны быть максимально взвешенными, — считает эксперт.

Сергей Николаев тоже уверен, что социальный сбор застройщики будут вынуждены закладывать в стоимость жилья.

— Другого варианта у застройщиков нет. У них нет других денег. С другой стороны, если администрация будет гарантировать, что деньги, которые заплатил девелопер, пойдут на социальную инфраструктуру в конкретных местах, повышение цены на те же 2% будет оправданным. Ведь все хотят жить в микрорайонах с квартальной застройкой либо в районах с комплексным развитием, — говорит аналитик.

О повышении стоимости жилья говорит и генеральный директор СФО «Основа» Антон Рехтин.

— Теоретически это выглядит хорошо. Но на практике получается, что все затраты на строительство школ и детских садов, которые возложат на застройщиков, опять лягут на покупателей. А иначе откуда застройщики возьмут деньги?  Необходимо тогда рассматривать вопрос каких-то льгот для застройщиков: льготная ипотека, господдержка, уменьшение налоговой базы и т.д. А так получается, что нас только зажимают со всех сторон, — говорит Антон Рехтин.

Евгений Покровский считает, что на стоимость квадратного метра может оказывать влияние не только наличие взноса.

— Необходимо, чтобы государственные органы отслеживали, за счет чего повышается стоимость квадратного метра. Здесь много факторов. Что закладывает застройщик: строительство социальных объектов или удорожание материалов, например? А цены на некоторые из них порой растут необоснованно. Возьмем песок: его стоимость в 2023 году увеличилась на 100%. За счет чего? Экскаваторщики в валюте стали получать? Непонятно. Мы, например, всегда можем объяснить покупателям наши цены (наличие рядом с домом детского сада, школы, поликлиники и т.д.). Я думаю, люди нас всегда понимают, — уверен Евгений Покровский.

Инфраструктурный сбор в агломерациях

Институт экономики города в 2023 году предложил в рамках эксперимента в течение трех лет взимать инфраструктурный сбор в 17 агломерациях с населением более 1 млн человек, к которым относится и Новосибирская агломерация.  Предлагаемый механизм не предусматривает переноса всего объема инфраструктурных обременений на застройщиков, а лишь урегулирование порядка разрешения вопроса о создании необходимой социальной инфраструктуры.

— Введение предлагаемого механизма может не повысить, а снизить затраты застройщиков, на которых сегодня уже возлагаются обременения в большем объеме, за счет перераспределения таких затрат в пользу иных застройщиков, которые пока не платят ничего. Кроме того, снижение затрат возможно и за счет повышения прозрачности процесса оценки затрат проекта, что может привести к снижению стоимости проектного финансирования за счет снижения премии за риск, — подчеркивает Татьяна Полиди.

По ее словам, для застройщиков, которые сегодня не несут никаких затрат на социальную инфраструктуру, может произойти некоторый рост затрат, но это не гарантирует роста цен на жилье.

— Рыночные цены определяются равновесием спроса и предложения, — констатирует эксперт.

В фонде подсчитали, что ежегодные поступления от инфраструктурного платежа (например, 5 или 10 тысяч рублей на квадратный метр общей площади жилья) в Новосибирской области могут составить 6,5 млрд рублей и 13 млрд рублей соответственно. За счет этих средств можно построить до шести школ.

Марина Санькова

Recent Posts

В Новосибирске мама девочки, сломавшей спину в детсаду, выгораживает заведующую

Руководитель детского учреждения не считает травмирование ребенка на территории садика происшествием.

27 секунд ago

Новосибирца, ударившего ножом мужчину, задержала полиция

Возбуждено уголовное дело по признакам умышленного причинение тяжкого вреда здоровью.

10 минут ago

Под Новосибирском началось строительство жилого комплекса

Проект реализуется в рамках комплексного развития территорий.

43 минуты ago

Двух таможенников арестовали в Новосибирске по делу о взятке в 1 млн рублей

Обвиняемые передали коммерсанту партию табачной продукции, которую должны были уничтожить.

1 час ago