SoftLine проанализировал рынок облачных услуг

Драйверы роста

— Ежегодный прирост рынка облачных услуг в последние несколько лет в России составляет 30-40%. Это результаты, которые мы видим в нашей компании и в целом по рынку, — рассказал на пресс-конференции руководитель группы развития департамента облачных технологийSoftline Владимир Егорычев.

Эксперты Softline констатируют, что драйвером роста и развития облачных сервисов сегодня является цифровая трансформация, которая идет в стране не первый год — как на уровне коммерческих, так и государственных заказчиков. За последние полгода многие айтишные технологии уже при внедрении сразу подразумевают под собой использование облачных решений. К драйверам роста облаков Егорычев также отнес экономию и надежность: облачные сервисы позволяют избежать расходов на покупку оборудования, позволяют потреблять такое количество ресурсов, которое необходимо компании в данный момент, и отказаться от ненужных мощностей, чтобы подстроиться под экономические реалии.

— Важный фактор, который стимулирует развитие облаков, — вопрос безопасности. Ранее он был стопором во многих вопросах, но сейчас облачные провайдеры подтянули уровень своих компетенций и облачных площадок, а заказчики стали более детально разбираться в этих вопросах, — комментирует Владимир Егорычев.

Сибирь в середине рейтинга

По данным исследования Softline, Сибирский федеральный округ находится на третьем месте среди федеральных округов по уровню потребления облачных сервисов.

— По количеству заказчиков лидирует Москва, что вполне объяснимо. На втором месте находится Поволжский федеральный округ, что связано с большим количество предприятий реального сектора экономики с огромными оборотами. Например, там находится ПАО «Автоваз», ПАО «КАМАЗ», которые ранее размещались локально у себя на площадках, а сейчас зашли к нам, — поясняет Владимир Егорычев. — Практически не развит рынок на Дальнем Востоке, так как в регионах округа каналы связи либо отсутствуют, либо очень дороги, поэтому большинство заказчиков привыкло размещать информацию локально на своих площадках или в ЦОДах по соседству.

Впрочем, он не исключил, что уже в ближайшее время на российский рынок выйдут китайские провайдеры — и это будет интересно, так как на мировом рынке они уже имеют определенный вес.

Самый значительный средний чек у компаний Северо-Западного федерального округа (1,2 млн рублей). Эксперты Softline связывают это с близостью региона к Европе, а также популярностью европейского принципа ведения бизнеса, в том числе в части использования облачных технологий. Кроме того, в Санкт-Петербурге расположено много «дочек» международных компаний, которых закон обязывает использовать облачные сервисы, а также размещать персональные данные на территории РФ. В Сибири средний чек составляет 74,5 тысячи рублей, что, по словам Егорычева, обусловлено большим количеством заказчиков малого и среднего бизнеса.

Отраслевой разрез

Эксперты Softline также проанализировали ситуацию в отраслях и констатировали, что реальным секторам экономики облачные сервисы пока не очень интересны.

— Промышленных предприятий среди клиентов облачных провайдеров в Сибири немного. Если взять срез по СМБ (30-50 ПК), то это в основном ритейл, некоторое количество финансовых организаций — большой частью это представительства московских компаний, когда закупка облачных сервисов идет централизованно. Довольно много ИТ-компаний, которые в основном входят в сегмент в СМБ, — поясняет Владимир Егорычев.

Больше всего облачных решений в Сибири потребляют компании сферы ритейла — розничная и оптовая торговля, склады. По словам эксперта, эта тенденция сохранится.

— Для этого вида заказчиков всегда был важен ритм бизнеса, у них очень высококонкурентный рынок — и любые нововведения, повышающие маржинальность, очень востребованы. Они всегда самые первые опробуют на себе все решения. В отличие от других отраслей компании ритейла готовы полностью уходить в облака, — комментирует Егорычев. — Финансовый сектор занимает достаточно большую часть по выручке, но они пока не охотно выносят в облако критически важные приложения, только почтовые приложения, файловые системы. Но в целом на две эти отрасли в округе приходится почти половина всех продаж.

Он также отметил, что в последнее время наблюдается прирост интереса к облакам со стороны государственных и частных медицинских организаций, которые готовы передавать в них данные первой и второй категории, то есть наиболее защищенные со стороны государства по 152-ФЗ. Крупные промпредприятия пока предпочитают брать оборудование в аренду, используя модель перевода капзатрат в операционные расходы.

Сервисные предпочтения

Оценив популярность облачных сервисов, эксперты Softline констатировали, что наибольшим спросом у заказчиков пользуются сервисыIaaS (когда заказчику предоставляются вычислительные ресурсы, а софт он использует свой), как правило, в силу сложившейся привычки. На втором месте — SaaS-сервисы (заказчик получает не только мощности, но и готовую программу), третье — офисные программы. SaaS-решения пользуются спросом больше в среднем и малом бизнесе, а крупный и средний бизнес обеспечивает свыше 70% спроса на IaaS.

По уровню прироста популярности облачных сервисов в 2017-2018 годах — IaaS, 1C, SaaS. Из облачных приложений наиболее заметно вырос спрос на программы для ведения бухгалтерского учета, причем в прошлом году рост в этом направлении составил 50%. Спросом у заказчиков пользуются также телефония и виртуальные АТС, облачные версии стандартных офисных программ, ERP и CRM-системы.

— В ближайшие несколько лет спрос на SaaS продолжит расти и обгонит по популярности SaaS. Сейчас появилось много индивидуальных софтверных и облачных решений, и заказчики готовы отказываться от своих классических приложений, — прогнозирует Владимир Егорычев.

Он также отметил, что количество облачных провайдеров растет с каждым годом, в том числе и на региональном рынке. Например, в Новосибирске работает 8 крупных провайдеров, из них половина — региональные. Это говорит о спросе на их услуги.

Мультиоблачность

К основным трендам 2018 года Владимир Егорычев отнес мультиоблачность. Это стратегия, в рамках которой компания развертывает свою ИТ-структуру на базе нескольких провайдеров, раскладывая решения по разным «корзинам». Это позволяет обеспечить техническую и экономическую независимость заказчика от провайдера, повысить надежность общей системы. Он отметил, что в Москве и в Санкт- Петербурге уже есть облачные провайдеры, специализирующиеся на определенных направлениях.

— Сейчас на рынке продвигается тренд — перенос бизнес-критичных приложений в облако. Речь идет о таких приложениях, при отказе которых предприятие перестает вести финансовую деятельность, — говорит Егорычев. — Однако до сих пор встречаются крупные заказчики с большими оборотами, заявляющие, что для них простой в 4-5 часов —  некритичен. Все зависит от понимания компанией своих финансовых рисков и потерь от простоя ИТ.

Тем не менее если раньше в Сибири компании были не готовы платить за отказоустойчивость, то сейчас подходят к этому вопросу более лояльно, у них выросли требования к SLA (уровень ответственности провайдера), вплоть до требований к его финансовой ответственности. Это для рынка облаков переломный момент! С появлением полностью импортонезависмых облачных сервисов в сторону облаков активно смотрят и госкомпании.

— Еще один нюанс — многие компании сейчас начинают рассматривать облачные сервисы как резервную площадку. Речь идет о промышленных предприятиях, финансовых компаниях и т.д., которые имеют свои серверные и оборудование, но когда перед ними стоит задача повысить отказоустойчивость, уменьшить простои, то в такой ситуации часто рассматривают не вариант строительства второй площадки, а более экономичный — резервирование, — отметил эксперт. — Сейчас в облака мы переносим почти все, кроме голосовых сервисов и критичных данных («черная бухгалтерия» или критичные к времени отклика) — они приземляются локально.

В целом Владимир Егорычев констатировал, что большинство трендов приходят в Россию с Запада. Причем если приходят они практически без запоздания, то реального применения в России практически не имеют, как, например, BigData, облачный интернет вещей (IoT). Только через 1,5-2 года новинки начинают реально использоваться, появляются провайдеры, которые могут предложить нормальные решения, и клиенты, готовые этим воспользоваться. Эксперт уверен, что рост облачного рынка сохранится в ближайшие несколько лет. В топе по запросам окажутся консалтинговые услуги по обеспечению информационной безопасности в облаке и IoT.

 — Если брать мировой опыт, то очевиден тренд к полному переходу даже крупных компаний в облака и отказу от своих ЦОДов и серверов, — прогнозирует он.

Компания Softline занимается продажей облачных решений с 2010 года. Облачные услуги провайдер предоставляет из семи дата-центров, один из них находится в Новосибирске. В 2018 провела исследование рынка облачных услуг. В него вошли более 500 клиентов Softline. В перспективе эту работу ГК планирует проводить регулярно. По собственным оценкам экспертов компании, Softline занимает около 30% облачного рынка, поэтому сделанные в процессе анализа выводы достаточно релевантно отражают ситуацию на облачном рынке РФ в целом.

Фото автора

tkrasnova

Recent Posts