Алтай (и степную зону края, и горную республику) летом 2020-го с головой накрыло общероссийским турпотоком. «Распечатав» туристическую индустрию после долгого карантина, власти в буквальном смысле сделали Алтай фаворитом туристского интереса. В этом расширившемся потоке с новосибирцами (Новосибирск — традиционный генератор турпотока) соседствуют граждане федеральных столиц. Причем такие, которые и по Центральной России-то прежде никогда не ездили, предпочитая туризм дальний и экзотический. И они, так сказать, в приятном шоке. Ибо ожидали кромешную сибиринку-кондовинку, «огни печальных деревень» и прочие блины с лопаты, а увидели вполне себе проработанный сервис.
— Структура турпотока очень изменилась — все федеральные операторы пришли к нам, — констатировала на онлайновой пресс-конференции в новосибирском пресс-центре ТАСС Ирина Слесарева, директор ООО «Арго». — Алтай быстро стал общероссийским брендом, спрос превысил предложение. Пятизвездочные места размещения в дефиците с сей поры и вплоть до середины сентября, четырехзвездочные тоже до сентября будет сложно найти. На высокобюджетные места размещения спрос оказался очень высоким, скорострельным, больше, чем на средний сегмент и эконом. И этот ресурс исчерпался очень быстро.
Представители отрасли уверенно говорят о скачкообразном росте общероссийского интереса к региону: слоган «Алтай — наша Швейцария» привлек внимание россиян.
— Статистика, конечно, — относительное понятие, — отмечает Ирина Слесарева. — Но у нас 50% рост по запросам. Да, не все запросы приводят к покупке тура. Но рост впечатляющий.
— Введено бронирование туров без внесения предоплаты на сентябрь — туриндустрия Алтая пошла навстречу, — отметила Татьяна Зяблицкая.
Некоторые федеральные турагентства до сих пор на паузе. И себя в процессе не проявили. Многие просто не умеют работать с отечественным турпродуктом: у них процессинг, вся логистика заточены под дальний выездной туризм. И перестроить технологически матрицы многим пока или страшно, или лень.
Впрочем, турсезон-2020 хоть и бурный, но в понятном смысле форс-мажорный. И многие проблемы в этом контексте стали еще рельефнее и острее.
— Например, большая проблема из года в год — ремонт дорог, — поясняет Татьяна Зяблицкая. — У дорожников ремонтный сезон совпадает с туристским бумом. И пробки образуются аж на 20 км. Самые горячие дни в этом смысле — пятница и воскресенье. А самый «запробленный» — Чуйский тракт. Востребованы остров Патмос, Манжерок, Чемал, Майминский район, Телецкое озеро. Причем на некоторых хитовых маршрутах ремонт дорожного покрытия — событие как раз-таки долгожданное. Так, Телецкому направлению весьма вредит плохое состояние дороги. Надеемся, в следующем году эта проблема будет решена.
Ирина Слесарева, в свою очередь, сказала, что сейчас велик дефицит большеформатных автобусов и комфортного транспорта высокой проходимости.
— Мы очень надеемся на федеральное постановление о поддержке туристического бизнеса, — отметила она. — Это позволит усилить работу с турпотоком из центральных регионов. А самостоятельные туристы на личных машинах — это в основном новосибирцы и граждане других сопредельных регионов. Но для самостоятельного туризма инфраструктуры тоже не хватает: придорожного общепита, комфортных туалетов, торговых точек. Еще не хватает кольцевых дорог — закольцованные маршруты туристам нравятся больше, а у нас большинство туров — линейные.
По словам экспертов, «дикий» туризм-2020 обострил вопрос антропогенной эконагрузки на регион. Например, местные жители очень негативно относятся к новой диковатой традиции — к развешиванию санитарных масок на деревьях на манер ритуальных ленточек. Уровень гостеприимства эта странная мода, согласитесь, не повышает.
К слову, маска и небольшие группы не больше 15 человек — это теперь реалия туристского быта на Алтае. Нет четырехместного размещения, а по трое размещают только семьи.
Как подчеркнула Татьяна Зяблицкая, инфраструктура для санитарного дистанцирования не всегда приспособлена. По ее мнению, отрасль нуждается в усилении и без оглядок на специфический контекст лета-2020 — она объективно подошла к рубежу взросления.
— Пока мы притормозили классификационные работы по отелям, — отметила она. — Надеялись выполнить их к этому сезону. Но не получилось пока сделать это в полном объеме.
Путей развития отрасли Зяблицая видит несколько.
— Первый способ — это приход инвесторов, крупных гостиничных сетей: российских и глобальных. Но тогда местные бренды так и останутся в своих категориальных рамках, на периферии рынка. Второй способ — прокачка существующих площадок до бутик-отелей — повышающие работы над концепциями и форматами. Большие отели строить дольше, чем прокачать уже существующие малые. В программу такую готовы вступить, как минимум, 5-6 отелей.
А вот к глэмпингам у обеих спикеров отношение неоднозначное. Отчасти этот формат перегрет модой, инста-ажиотажем. И чисто бизнесовых аргументов за глэмпинг не так уж и много. Потому что формат, органичный для Флориды или Калифорнии, к реалиям сибирского лета не очень приспособлен.
По мнению экспертов, нынешний бум — удобный контекст для вдумчивой проработки задела на 2021-й и на более дальнюю перспективу.
— Агентство стратегических инициатив проводит конкурс туристических кластеров, — отметила Татьяна Зяблицкая. — Там Ассоциация туристских организаций республики Алтай участвует с тремя проектами. Отбираться по России будут 30 проектов. Есть надежда попасть в обойму.
Как резюмировала Ирина Слесарева, многие турбазы до этого лета вообще не были известны, а теперь они вовлечены в бум. И следующая задача — закрепить этот ситуативный успех, развить его до системного явления.
Фото: pixabay.com, автор- sivakovdenis
Союз архитекторов России уже выступил с инициативой отмены соответствующего постановления правительства
Она приурочена к Международному дню клиента
В марте наблюдается рост заболеваемости этой инфекцией по всей стране
Центральная часть Заельцовского района обладает множеством преимуществ, которые делают локацию одной из самых востребованных в…
Эксперты не исключают, что укрепление рубля продлится как минимум до начала апреля
Продукция завода использовалась для строительства объектов Новосибирской и Омской областей, а также Алтайского края