Скандал вокруг постановки новосибирского режиссёра Тимофея Кулябина «Тангейзер» набирает обороты.
Казалось бы, скандал вокруг «Тангейзера» начал утихать после прекращении дела об административном правонарушении против директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича и режиссёра-постановщика оперы «Тангейзер» Тимофея Кулябина — суд не увидел в претензиях прокуратуры оскорбления чувств верующих.
Борис Мездрич, чтобы не подливать масла в огонь, распорядился убрать из постановки постер, который вызывал нарекания новосибирского митрополита. После этих событий в СМИ на пару дней о «Тангейзере» забыли. Однако уже 13 марта информационное сообщество всколыхнула новость о том, что новосибирская прокуратура обжалует решения суда по делу «Тангейзера».
Дальше — больше.
Раскол в обществе становится всё более очевидным.
Тимофею Кулябину предложили поставить спектакль в Большом театре:
— Я неоднократно видел работы Кулябина, в частности, в прошлом году его постановку «Евгений Онегин», которую показывали в рамках фестиваля «Золотая маска», — заявил генеральный директор ГАБТа Владимир Урин.
Позже режиссёра поддержал художественный руководитель московского театра «Ленком» Марк Захаров, который пригласил Тимофея Кулябина в свой театр и предложил поставить на сцене «Ленкома» любой драматический спектакль. Также за «Тангейзер» заступились Александр Калягин, Олег Табаков, Евгений Миронов, Кирилл Серебренников, Олег Меньшиков, Чулпан Хаматова.
— Как и митрополит Тихон, я спектакля не видел, и, может быть, что, посмотрев его, буду не согласен с такой интерпретацией оперы Вагнера. Даже допускаю, что могут быть оскорблены мои чувства: эстетические, нравственные или религиозные<…>. Очень не хочется возвращаться во времена, в которые свирепствовала цензура. Но, чтобы это не произошло, должны быть приложены все наши усилия, усилия самих художников и всего нашего общества. Об этом я обязательно выскажусь позже, — говорится в обращении Александра Калягина на сайте Союза театральных деятелей РФ.
Солидарны с московскими коллегами и представители местной интеллигенции, которые написали письмо губернатору Новосибирской области Владимиру Городецкому в защиту «Тангейзера»:
— Творческая интеллигенция города Новосибирска чрезвычайно обеспокоена ситуацией вокруг преследования произведений искусства и их создателей <…>. В городе учёных, студентов, творческих людей искусство интерпретируется с несвойственных ему позиций, когда не видят разницы между реальностью и художественным вымыслом, между намеренным оскорблением и художественным провокативным жестом, необходимым для благородной цели. Вместо критики, споров и полемики, то есть естественных и неотъемлемых составляющих бытования художественного произведения, возникает судебное разбирательство, — говорится в письме.
Но губернатор не поддержал интеллигенцию и попросил «не попирать чувства верующих, не попирать принципы морали, чести, нравственности», добавив, что «современная история показывает ярчайшие примеры, когда от этого разрушается общество»:
— Мы живём в непростое время, сопряжённое и со (сложной) экономической ситуацией, и с геополитическим давлением на нашу страну. Поэтому мир и согласие — это тот стержень, которым все должны по-особому дорожить. Эти ценности надо беречь как зеницу ока. Печально, что будучи городом культуры, высоких ценностей, сегодня мы оказались вовлечены в такой «культурный» скандал. Прошу не попирать чувства верующих, не попирать принципы морали, чести, нравственности. Современная история показывает ярчайшие примеры, когда от этого разрушается общество, — прокомментировал ситуацию Владимир Городецкий.
Не разделяют взглядов защитников оперы и представители законодательной власти. Так, 23 марта стало известно, что фракция «Единой России» в Законодательном Собрании Новосибирской области будет требовать отставки директора оперного театра Бориса Мездрича из-за «Тангейзера».
Позиция депутатов следующая:
— Недопустимо, чтобы Новосибирск позиционировал себя в Российской Федерации как город, в котором ставятся такие скандальные постановки. Хотя мы отлично понимаем, что каким-то образом сейчас запрещать этот спектакль мы не имеем права и делать этого не будем, — такое заявление сделал глава фракции Андрей Панфёров на встрече с журналистами.
Заместитель председателя Комитета по культуре, образованию, науке, спорту и молодёжной политике Заксобрания Евгений Подгорный сказал, что никто в комитете постановку не видел и знакомы с её содержанием только благодаря интернету.
Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата Всеволод Чаплин в эфире радио «Эхо Москвы» предложил проверить оперу на содержание в ней порнографии и гей-пропаганды. Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон и настоятель новосибирского собора святого Александра Невского Александр Новопашин призвали православных прийти 29 марта на «молитвенное стояние».
— Некоторые считают, что не нужно участвовать в этом митинге, в молитвенном стоянии — ну, Бог им судья. Значит они не хотят с униженным и оскорбленным Христом стоять рядом у его креста, они хотят показать, что они вместе с распинателями, что они вместе с хулителями и христопродавцами находятся, что им не нужен Христос, что им нужен мир и спокойствие в их жизни, — говорит Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон.
При всём этом представители церкви настаивают, что не собираются покушаться на свободу творчества.
Церковь выступает против циничной попытки расколоть общество скандальной постановкой, которая никакой художественной ценности не имеет. Это попытка быстро и за чужой счёт заработать скандальную популярность, спекулируя чувствами верующих. Член Патриаршего совета по культуре отец Леонид (Калинин) заявил, что «церковь не вмешивается в свободу творчества. Тем более церковь не хочет и не собирается брать на себя функции надзора».
— Но когда у нас пытаются отнять даже право протестовать против оскорбляющего нас кощунства, заявляя, что происходящее в общественном пространстве не наше дело, — это явный перебор даже для либералов, господа, — подчеркнул он. — От нас прямо требуют и носа не высовывать из-за своих церковных оград. Твердят: «Нужно раз и навсегда этим мракобесам объяснить, чтоб они не лезли на чужие территории», — призывает режиссёр Кирилл Серебренников. Как нам это собираются объяснить?
Священник процитировал вождя мирового пролетариата:
— «Мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение чёрносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий», — писал Ленин в Политбюро 19 марта 1922 года.
Подключилось и Министерство культуры Российской Федерации инициировавшее финансовую проверку Новосибирского театра оперы и балета. К этому решению пришли после общественных слушаний, на которых прозвучало замечание в адрес руководителей Минкульта:
— Наше министерство по-прежнему оценивает искусство успехом в первый уик-энд, — прокомментировал народный артист России Николай Бурляев. — Это глубочайшая ошибка. Наши дивиденды не успех в первый уик-энд, а в вечности. С этим бы надо разбираться. Поэтому я хотел бы, чтобы Министерство культуры впредь более внимательно относилось к тому, чему они дают деньги. Ещё в недалеком прошлом, буквально там полтора года тому назад, два товарища давали здесь деньги пьесе, которая пропагандирует однополую любовь среди школьников (скорее всего речь идёт о детской пьесе «Душа подушки» — прим. Infopro54.ru). Русофобию, антиклерикальный момент, антипутинский момент! И это поддерживалось здесь деньгами.
Выставка Марата Гельмана, музыкальные клипы Pussy Riot, фильм Андрея Звягинцева, опера Тимофея Кулябина. Кто сомневается, что у авторов самыечто ни на есть благие намерения?
Фото: pbs.twimg.com и страница Новосибирского оперного театра в соцсети «ВКонтакте»
Уже несколько лет общественники безуспешно обивают пороги местных властей
Его обвиняют в получении взяток на общую сумму более 69 миллионов рублей
Компания балансирует на этой грани уже несколько месяцев
Вымостки два года были недоступны для горожан
При этом сумма займа на покупку автомобиля выросла
Истцом выступает московская компания «Энергосила»