XV Международный фестиваль керамики, который пройдёт в Новосибирске с 17 по 20 декабря, будет самым насыщенным по составу своих локаций: в их числе и иногородние площадки, и пространство, олицетворяющее совсем другую трактовку слова «галерея», — торгово-развлекательный центр.
Международный фестиваль керамики, доживший за пятнадцать лет до юбилейного пятнадцатого номера, примечателен в том числе и тем, что никогда не отступал от принципа ежегодности — несмотря на предложения переформатироваться в биеннале или даже триеннале. Ибо контента и событий ему исправно хватает как раз на такой график. В свой юбилейный год фестиваль поставит внутренний рекорд: 300 участников, 17 площадок. Предположительный зрительский трафик — 10 тысяч посетителей. В такой востребованности организаторы достаточно уверены: керамика — искусство с широким предметным рядом и столь же обширным диапазоном восприятия. Да, актуальную станковую скульптуру из керамики поймут не все, зато посуда или мелкий интерьерный декор — вполне «народный» горизонт доступности.
Среди 17 площадок фестиваля — Томский музей славянской мифологии, куда отправится итоговая выставка, а также один из новосибирских ТРЦ. Молл примет «битву гончаров» — творческий конкурс, доступный для зрительского наблюдения. Это мероприятие вполне укладывается в канон так называемых крафт-батлов — формата, популярного в культурных столицах. Правда, там для таких мероприятий обычно задействованы бульвары, эспланады, пешеходные улицы. А у нас, как говорится, «декабрь решает». В Новосибирске ролевым эквивалентом бульваров и пешеходных улиц отчасти выступают моллы. Потому именно молл и примет крафт-батл Международного конкурса керамики.
— Имя этого ТРЦ мы пока не называем, — уточнил Юрий Неупокоев, исполнительный директор XV Международного фестиваля керамики на анонсной пресс-конференции в информационном агентстве Интерфакс — В обсуждении сейчас несколько вариантов. Кропотливость подготовки объясняется аспектами безопасности. Ведь сейчас все техноемкие мероприятия, все, что связано с электричеством и высокими температурами, для торговых центров — предмет тщательного согласования. Но в любом случае «Битва гончаров» будет событием, видным городу.
Как подчеркнул Юрий Зимняков, исполняющий обязанности министра культуры Новосибирской области, по статусному уровню участников, экспертов и жюри это будет самое масштабное зимнее событие в российском «керамическом мире».
— К нам приедут очень известные, без преувеличения, культовые художники-керамисты, — подчеркнул он. — Это Владимир Гориславцев, Владимир Цивин, Екатерина Сухарева, Татьяна Пунанс, французский керамист Клод Асанж, азербайджанцы Алишер Назиров и Мир-Теймур Мамедов. Азербайджанская традиция художественной керамики очень богатая, насыщенная. Впрочем, сибирская школа керамики — тоже уже вполне наблюдаемая реалия, причем развивающаяся. В том числе и благодаря фестивалю.
Прописана в концепте нынешнего фестиваля и межкультурная конвергенция: сразу несколько творческих проектов в рамках мероприятия будут посвящены Году театра и грядущему юбилею НОВАТа. Лучшие работы выставят в самом театре — вовлекая его в фестивальную топографию.
Экспозиционный объем фестиваля — более 1000 единиц. Примечательно, что в экспофонде в принципе нет работ, засветившихся на других выставках и форумах — одобряется только абсолютная премьерность. И, конечно же, значительная часть предметного потока родится «на месте». На все мероприятия, по словам Юрия Неупокоева, потребуется более тонны глины — сибирской, испанской и донбасской. Видовое разнообразие глин, по его мнению, фактор вдохновляющий. Ибо разные виды этого материала не только различны по пластическим свойствам, но важны и имеют и разное цвето-текстурное «поведение» — что значимо в работах, воздействующих на зрителя не только рельефом, но и цветом — в контексте живописи. Бизнес-скаутинг на фестивале тоже есть — поскольку представлена и бытовая керамика, интересная для товарных производств.
К слову, керамистам было бы интересно еще и внимание со стороны страхового бизнеса. Ведь керамика — материал заведомо хрупкий, и для иногороднего или зарубежного участника поездка на фестиваль со своим детищем — это отчасти лотерея, испытание судьбы.
— Страховщики, конечно, это тоже понимают, — отмечает Максим Соколов, заведующий кафедрой декоративно-прикладного искусства Института искусств Новосибирского государственного педагогического университета. — Для них керамика — предмет куда более рисковый, чем живопись. Потому на предложения о сотрудничестве они, скажем так, вежливо неотзывчивы. И сохранность экспонатов — это предмет заботы нашей же коллегиальной среды. Этими аспектами мы пока занимаемся сами — в режиме взаимопомощи. Так сказать, проверка на товарищеские чувства. Впрочем, это и есть форум творческой дружбы, форум консолидации. Форум взаимодействия некоммерческих организаций, государства, людей искусства.
Фото автора
Эксперт объяснила, кому можно есть «экзотику», а кому она противопоказана
В продовольственном сегменте в лидерах роста масло и морепродукты
На днях суд отказался банкротить другую компанию застройщика
Вместо точного времени новосибирцы увидели на экране фильм про попугаев
Фактически было приобретено на 44 квартиры больше
Аферисты продолжают «обкатывать» на доверчивых людях новые схемы