Тренды антикризисных мероприятий не по 2008 году

Елена Махота, консультант по системам управления и формированию человеческого капитала организации, эксперт по эффективности компаний и сотрудников:

— Сейчас уже нет сомнений, что новый кризис, который разворачивается на фоне пандемии, это надолго. Многие компании уже приступили к массовому сокращению затрат, теряют дорогих ключевых специалистов, увольняют людей, выполняющих важную работу. Но, к сожалению, не все компании подходят к сокращению затрат рационально.

Что можно сделать сейчас, чтобы не закрыться? Первый шаг — создать антикризисный план, адекватно оценить свой потенциал, чтобы не брать на себя невыполнимые обязательства, максимально эффективно реализовать существующие возможности.

Когда начнет восстанавливаться рынок? Пока сказать невозможно. Не исключено, что для этого потребуется больше года. Каким, на ваш взгляд, будет ваш бизнес через 3-5 лет? Оставьте ситуацию с коронавирусом за скобками и широкими мазками нарисуйте для себя эту картину. А потом начинайте составлять варианты своих действий: от самых лояльных до самых жестких. Основная задача — сохранить бизнес.

Что нужно сделать сейчас, чтобы перестать терять деньги?

1. Проведите корректировку стратегии и целей компании, это позволит бизнесу пройти кризис с минимальными потерями и обеспечить максимальную эффективность компании после его завершения.

2. Опишите должности в своей компании, с точки зрения ценности для клиентов и бизнеса (определите, чем важна деятельность именно этого сотрудника). Это даст возможность выделить специалистов, с которыми нельзя расставаться ни при каких условиях.

3. Опишите должности ключевых сотрудников, с точки зрения принимаемых каждым руководителем решений, насколько они важны. Это очень ценная информация, которая позволит понять, кто действительно работает, а кто «имитирует кипучую деятельность» — и без кого можно обойтись.

4. Проведите нормирование рабочих операций по каждой должности как в отношении клиентов, так и сотрудников компании. Получив эту информацию, вы увидите, что какая-то часть деятельности компании сейчас не нужна, часть функций дублируется, поймете слабые места при взаимодействии смежных отделов. Определите, каких функций, ценных для клиентов и компании, в настоящее время не хватает. И как нужно перераспределить силы и финансы.

Опыт работы с разнопрофильными компаниями показывает, что список функциональных обязанностей существенно сокращается (до 2-3 раз). Это позволяет понять, какие сотрудники действительно необходимы, а с какими можно расстаться. Полученная информация применяется для оптимизации штатного расписания (и, соответственно, ФОТ).

Для тех, кто останется работать с вами, нужно разработать приемлемую систему выплат на период кризиса и после него. Совсем нелишним будет подумать о благодарности тем сотрудникам, которые остались верны компании в непростые времена.

5. Во многих компаниях важно формирование внешнего кадрового резерва. Особенно это актуально для тех компаний, чей продукт продается офлайн, и этот формат останется для них основным на ближайший год.

6. Создайте рабочую группу и разработайте антикризисный план действий.

Удачи Вам и Вашему бизнесу!

 

tkrasnova

Recent Posts