Начавшийся год будет в туристической индустрии Сибирского федерального округа порой положительной динамики и тематического разнообразия. Таков лейтмотив пресс-конференции, устроенной в новосибирском офисе ИА ТАСС Новосибирской ассоциацией туристских организаций (НАТО).
Глобальных и драматических перемен на туристическом рынке в 2019-м не было, зато малых было столько, что это в итоге дало мозаично-трансформирующий эффект — изменило картину достаточно зримо.
Первый тренд, общий для рынка в целом, — упорядочивание отрасли. Если не до безупречного автоматизма, то до значительного снижения рисков. Например, позитивно сработали поправки, обязывающие туроператоров иметь два фонда: резервный и фонд персональной ответственности.
— Раньше у туроператоров была только страховка, сейчас есть фактические деньги, — поясняет Елена Лукьянова, директор туроператорской компании «Глобус-Тур», член правления Новосибирской ассоциации туристских организаций. — Сейчас в России резервный фонд составил 450 млн рублей — это только на случай экстренных ситуаций. А фонд персональной ответственности туроператоров стремится к 2 млрд — составляет 1 млрд 900 млн рублей. Туроператорский сектор значительно упорядочен. А вот в секторе турагентств регулирующие механизмы пока еще менее проработаны. Но подвижки тоже есть. В Госдуме сейчас на рассмотрении закон, где есть нормы, регулирующие деятельность турагентов.
По словам спикеров пресс-конференции, выездной организованный туризм вырос на 2-3%, внутренний организованный туризм — на 8%.
— Во внутреннем сегменте велика доля самостоятельных путешественников, которые в поле учета попадают не столь рельефно, — уточнила Елена Лукьянова.
Турция, Таиланд, Вьетнам — направления, показавшие рост на 12-14%, новое направление — Япония — выросло на 30%. Такая динамика проявилась благодаря запуску японского направления авиакомпанией S7. Внутреннее южное направление (Сочи, Крым) показало рост в 15%.
Взрывного прироста новых направлений в 2020-м не запланировано, но ожидается значительное увеличение объемов перевозки в Турцию.
— Прогноз, подчеркну, пока сугубо пунктирный, — отметила Елена Лукьянова — Турецкое направление подорожало — примерно на 7-10% к 2019 году. Но пока курс евро работает на нас, ибо цены от турецких партнеров мы получаем в евро. Турки повышают цены. Это, например, обусловлено увеличением тамошних налогов на алкоголь — главную составляющую «олинклюзива». Так, по крайней мере, обосновывают это сами турки.
От компании S7 будет регулярный рейс в Турцию. По оценке Елены Лукьяновой, новинка удобна и для туроператорских предложений, и для самостоятельного туризма.
— Со 2 апреля запускается еще один новый регулярный рейс — на Тель-Авив, — добавляет Лукьянова. — Этого направления долго не было на нашем рынке, оно «стояло на паузе», будучи недешевым и непростым. И вот оно снова в работе.
Увеличивается количество рейсов в Чехию. Начиная с одного в 2017-м до трех в неделю сегодня. Сейчас, в принципе, востребована зона исторической Австро-Венгрии: Прага, Будапешт, другие города этого ареала. Хорошая динамика по Риму и Парижу.
В новогодние каникулы фавориты спроса — пляжные направления. Таиланд, Вьетнам. Недавно в обойме появился Фукуок — в дополнение к Камрани. Камрань и Фукуок — оба очень активны. В числе новых заявлено испанское направление — и пляжный туризм, и экскурсионный.
— Новосибирску продажи всегда помогает делать весь регион: и Кемерово с Новокузнецком, и Томск, и Барнаул, — констатирует Елена Лукьянова. — Да, там есть свои перевозчики, но многие все равно предпочитают летать из Новосибирска — тут больше возможностей, больше вылетов, больше вариативность сроков — на малое количество дней или на большое. Во-вторых, значимо, что Новосибирск — домашний город компании S7. А это возможность летать более комфортно на регулярных рейсах, с большим выбором дат, в любых маршрутных комбинациях — стыкуя маршруты дальше в Европу.
Как отметил Виталий Наумов, директор Регионального информационно-аналитического центра STI, член правления НАТО, изменились ситуативные модели российского туризма: отдых туристов становится более дискретным.
Раньше средний турист отправлялся в отпуск раз в год на две-три недели. Сейчас же люди свои отпуска делят на малые отрезки, распределенные по году. Соответственно, больше стала доля туров выходного дня, сити-туров.
— Правда, в Центральной России этот тренд проявляется ярче, — поясняет Виталий Наумов. — В Сибири доля блиц-туров не столь велика по объективным причинам — из-за удаленности Новосибирска от большинства внешних границ. Зато эта же специфика помогает нам фиксировать потоки: у нас есть аэропорт Толмачево, который отлично служит этому делу. Толмачево — вообще интересный индикатор. Самое массовое направление — Анталия (163 тысячи пассажиров в обе стороны). Примечательно, что Анталия — направление сезонное, активное с апреля по октябрь. На втором месте — Вьетнам (Камрань) и Таиланд (Бангкок). Камрань с пятой позиции поднялся на вторую, вытеснив с этой ступеньки Пекин. Впрочем, Пекин — это не столько наше туристическое направление, сколько китайское. И тема для отдельного разговора. Это если по отдельным направлениям, по конкретным городам-дестинациям. А если судить по странам выезда, то тут вне конкуренции Таиланд. В Таиланд в прошлом году из Толмачево вылетели 143 600 сибиряков. Это 10% от общероссийского потока в Таиланд. Так что по этому вектору Новосибирск прочно занимает третье место в общероссийском зачете. Конечно, срабатывает и суммирование потоков из городов большой сибирской конурбации. Более того, даже по совсем молодому направлению — израильскому — Новосибирск уже является третьим городом в России. Данные эти вполне референтные, ибо опираются еще и на израильскую систему регистрации въезжающих туристов — там она очень четкая, хорошо отлаженная.
Рост цен на авиаперевозки, который в 2019 году квалифицировался как стресс-фактор, оказался в этой роли не столь силен и грозен, как казалось в начале.
— Все цены на выезд формируются в долларах и евро, — объясняет Елена Лукьянова. — По итогу мы получаем рублевую сумму. В валютном выражении подорожания нет, а в рублевом выражении по этим маршрутам даже дает понижающую динамику. Это что касается регулярных рейсов, чартерные немного иначе планируются.
Среди стран по выездном потоку из Толмачево на втором и третьем месте Турция и Вьетнам. В Турцию выехали 84 900 человек, во Вьетнам — 66 тысяч человек.
— Совокупный выезд за рубеж из Толмачево — 1 млн 300 тысяч, 1 млн 30 тысяч — в страны дальнего зарубежья, — констатирует Виталий Наумов. — 1,5 млн — пассажиропоток на московском направлении (и в нем достаточно велика доля туристов-транзитников). Транзитная у нас практически вся Европа, идет транзит на дорогие, люксовые курорты Индийского океана, Ближнего Востока. Хорошая динамика по российским черноморским курортам. По Сочи и Симферополю практически одинаковый прирост — 20,9% (по Сочи) и 20,7% (по Симферополю). Самый большой рост — у Анапы (55% к показателям 2019-го). Причем Анапа показала круглогодичную ростовую динамику. Кавказские Минеральные Воды — прирост потока в 8-9%
Еще один тренд — вытеснение чартеров регулярными рейсами. Это влияет и на ситуативные модели. Например, позволяет самостоятельно конфигурировать путешествие, строить собственный маршрут.
— То есть увеличение доли регулярных рейсов — это и увеличение доли самостоятельного, импровизационного туризма, — отмечает Виталий Наумов. — Это общая закономерность для всех стран с развитой туристической индустрией. Да, самостоятельный турист менее нагляден как учетная единица. Но по большому счету он — все та же движущая сила туристического рынка.
Как подчеркнул Виталий Наумов, пополняется этот лагерь за счет среднего сегмента — именно оттуда идет отток. Зато полюса — нижний и верхний ценовые сегменты — практически стабильны. Потребителю из нижнего звена очень важна экономичность предложения (а это могут обеспечить именно туроператоры), а для туриста-премиала ценна предсказуемость качества услуг, к самостоятельным вояжам он не склонен именно по этой причине. Так что отрасли придется особенно активно бороться за внимание «середины» — предлагать путешественникам продукт, который по яркости и насыщенности не уступал бы путешествиям-экспромтам.
Фото автора
Эксперт объяснила, кому можно есть «экзотику», а кому она противопоказана
В продовольственном сегменте в лидерах роста масло и морепродукты
На днях суд отказался банкротить другую компанию застройщика
Вместо точного времени новосибирцы увидели на экране фильм про попугаев
Фактически было приобретено на 44 квартиры больше
Аферисты продолжают «обкатывать» на доверчивых людях новые схемы