Блокбастер — в данном случае совсем не натяжка, ибо зрелище это очень выразительное. Даже не апофеоз визуализма, а пир всех органов чувств — полисенсорная экспозиция.

«Сны Сибири» (0+) — большой совместный проект Новосибирского государственного художественного музея, Фонда развития науки и культуры «Таволга» (Москва), АО «РЖД», Министерства культуры РФ и Правительства Новосибирской области.

У выставки сложнейшая логистика. И матчасть ее — от крошечного (но бесценного) до огромного. В качестве огромного — уникальные элементы художественной экспопластики, создающие в залах ощущение мистического сна. Впрочем, это именно ощущение, а в самом концепте нет никакой эзотерики. Это сугубо научный инфомассив.

Он, к слову, постоянно развивался. Первая версия выставки 2022 года была значительно скромнее по составу. Из Москвы через города Урала и Сибири до Новосибирска она добралась заметно обогащенной. Воистину, «Столице Сибири — самый роскошный вариант». Этим богатством выставка обязана в том числе Институту археологии и этнографии Сибирского отделения Академии наук истории — он весомо вложился в экспозицию своими сокровищами и научной поддержкой.

Хронологические рамки — от архаики и античности до позднего Средневековья. Это не широкий замах, а точность подхода: в эпоху фараонов и греческих полисов в Сибири тоже была вполне осмысленная жизнь. Просто из мрака веков она начала проступать совсем недавно — словно вытаивая из льдины. Материальный фонд — около 100 экспонатов, посвященных культуре и искусству древних народов лесной и лесостепной зон от Приуралья до Сибири (часть из которых вообще впервые представлена широкой аудитории). Среди них — культовые изображения и ритуальное оружие, древние личины, вотивные фигурки, шаманские талисманы.

Один из главных экспонатов — так называемая Тесинская маска — женская погребальная маска из натурального композита очень тонкой работы, поражающая своим выверенным изяществом. Найдена в кургане в Хакасии, датирована ранним периодом Железного века и хранится теперь в Институте археологии и этнографии СО РАН.

Сохранилась она, увы, не целиком — только нижняя часть молодого европеоидного лица, нежные коралловые губы с легкой улыбкой, левый глаз и нос с переносицей. Но даже в таком виде этот женский лик произвел международный фурор. Находку стали звать то сибирской Нефертити, то сибирской Джокондой.

Правда, ученые такие метафоры недолюбливают. Они за предметную точность названий. А пафос в стиле «Пятигорск — кавказский Париж» — это ненаучно и провинциально.

У многих миниатюрных экспонатов есть увеличенные тактильные копии с тифлограммами и аудио-сопровождением. Такая массированная подача пригодится не только слабовидящим: нюансы формы многих предметов раскрываются именно при масштабировании.

Эстетическое мышление древних резчиков и ювелиров порой поражает своей вневременной актуальностью. Потому с древними реликвиями так легко вступает в диалог современное искусство — работы всемирно известного сибирского скульптора Даши Намдакова, Сергея Ануфриева, Бориса Молчанова.

И, наконец, совершенно органичный и полновесный арт-компонент выставки — ее экспозиционный дизайн. Точнее даже, ее эксподраматургия.

В 1960-х датская художница Кристель Маротт доказала, что демонстрационно-выставочное оборудование само может быть автономным предметом искусства, а не просто подставкой или фоном. «Сны Сибири» эту мысль развивают до роскошного абсолюта: у выставки есть собственная драматургия, свои актеры, оживленные игрой света и музыки. Дева Сибирь с Великим Медведем, встречающая зрителя загадочной полуулыбкой, стая сов, мчащаяся под потолком — образы, вызывающие почти детский восторг, ощущение диалога с древней легендой. Не со сказкой даже, а именно с эпосом, огромным как Байкал или сибирский горизонт.

Графитово-серое пространство, создающее ощущение то позднего таежного вечера, то утреннего тумана, кажется безграничным — почти не напоминая о том, что оно — просто стены с особой окраской и освещением. Есть даже ароматический контент — запахи снов.

Обычные залы временных выставок для такого дизайна были слишком просты, потому под «Сны Сибири» до 31 мая выделили анфиладу на третьем этаже главного музейного корпуса — чтобы экспозиционная драматургия предстала во всем величии. И да, величие впечатляет. Не подавляет, а именно завораживает. Как и полагается сну.

Ранее редакция сообщала о том, что выставочная осень в Новосибирске предотвращала сезонную депрессию. 

Юлия Данилова

Recent Posts

Рынок подержанных кроссоверов в Новосибирске просел на  20 %

В ассортименте представлено больше все китайских внедорожников

3 часа ago

Замглавы Минстроя России отреагировал на идею штрафовать за елки в подъездах

За нарушение требований пожарной безопасности уже предусмотрена административная ответственность

18 часов ago

Более 190 троллейбусов ежедневно выходят на линии Новосибирска

Кадры подыскивают не только на территории региона

19 часов ago