Президент России Владимир Путин в 16 раз выступил с посланием перед Федеральным собранием, а через несколько часов правительство России ушло в отставку. Часть опрошенных InfoPro54 экспертов восприняла озвученные главой государства предложения по корректировкам в Конституцию и анонсированное назначение в правительстве РФ с оптимизмом, часть заявила, что это еще один шаг к установлении автократии в России.
Вера Ганзя, депутат Государственной думы (фракция КПРФ):
Да, конечно, изменения в Конституции назрели. Например, нужно убрать несколько президентских сроков подряд, чтобы не повторился прецедент с Путиным, правящим 20 лет, от которого люди уже стали уставать. «Дутые» рейтинги не спасут. Есть позитивные моменты, когда речь идет о политической системе, о сменяемости высшего руководящего лица.
Что касается роли Государственной думы и Федерального собрания в целом, то они как были, так и останутся декоративными. При отсутствии политической конкуренции (оппозиционные фракции едва набирают 100 мест, остальные — правящая партия) смена согласования на утверждение или наоборот мало повлияет на расклад политических сил. А значит, эти изменения — декоративные, косметические.
Второй момент по изменению Конституции: президенту надоело в единственном числе нести ответственность за назначаемых бездарных руководителей и министров в нашем правительстве. Поэтому он решил разделить ответственность вместе с Госдумой, Федеральным собранием. Он так и сказал: вы тоже будете отвечать за этих людей и результаты их работы.
Эти изменения вряд ли скажутся на полномочиях регионов, так как они зависят от финансов. Про перераспределение налоговых поступлений между регионами и федеральным центром не было сказано ни слова. Президент сказал, что ужесточатся требования к регионам по решению поставленных задач. Нужно менять законодательную базу, а не топать ногами и стучать кулаком по столу!
В послании много внимания уделено социальным выплатам. Но это все — разовое и нестабильное, чтобы купить перед выборами наше население. Президент назвал, кому сколько выплатить, а механизма-то нет. Где взять деньги? Он же сказал: давайте изменим приоритеты в регионах. Что это значит? Это значит: у одних взять, другим отдать. Я видела, как напряглись представители регионов. Где им брать деньги, когда бюджеты утверждены? Это совсем не подход. Я ожидала каких-то посылов по изменениям в экономике. Президент вскользь затронул инвестиции. Замануха в виде того, чтобы 6 лет не менять налоговый режим — это для простоватых и не совсем образованных людей, каких у нас в бизнесе вряд ли найдешь. Глубинных причин провала нашей экономики президент не обозначил и не предложил никаких механизмов решения проблем.
Сказано об отграничении приоритета международного права. Западный мир диктует нам условия через нормативно-правовую базу, требует того, что предусматривают правовые нормы западных государств. У нас есть особенности, которые западными нормами не учитываются. Мы должны следовать своим законам, но для этого надо, чтобы наши законы были, во-первых, работающими, во-вторых, умными, а не наспех написанными. Целый миллиард добавили на выполнение решений ЕСПЧ, который в большинстве случаев принимает решения в пользу обратившегося. Мы должны сами работать над своими законами и отслеживать правоприменительную практику. Законы должны работать для народа, а не против него.
Что касается ситуации с правительством, то претендент на пост премьера знает бюджет, налоговую сферу. Поэтому есть надежда, что законы последнего времени, особенно касающиеся налогового, бюджетного кодексов будут изменены. Как говорится, время покажет. Но премьер — это, в первую очередь, человек системы, и от него зависит гораздо меньше, чем от президента. Поэтому каких-то серьезных изменений экономического курса, думаю, вряд ли стоит ожидать.
Андрей Панферов, первый заместитель секретаря реготделения партии «Единая Россия», первый заместитель председателя заксобрания Новосибирской области
Что касается регионов, то президент обращался к их руководителям с тем, чтобы вся эта трансформация усилий, прежде всего, происходила на территориях. Это говорит о том, что сейчас, безусловно, будет пересмотрена региональная политика во всех областях. Самое интересное в послании, что президент остановился на инвестиционной политике. Это зарабатывание денег каждой областью. Президент дает понять: учитесь зарабатывать деньги, привлекать инвесторов, чтобы вы зарабатывали долю затрат, которые будет нести государство. Думаю, в ближайшее время у нас в бюджете Новосибирской области появятся соответствующие коррекции. Безусловно, будут созданы рабочие группы. Они уже созданы при Государственной думе и Правительстве. Мы сейчас посмотрим, какие вопросы будут рассматривать рабочие группы — такие же группы будут созданы и на региональном уровне, чтобы провести все мероприятия по реализации послания президента.
Что касается правительства, то перед ним неоднократно ставились вопросы. Критика правительства по определенным вопросам звучала и у нас на сессиях. Мы обращались сессией к Дмитрию Медведеву по тем или иным вопросам. А Владимир Владимирович смотрит, насколько исчерпан потенциал. А потенциал оказался исчерпан настолько, что, думаю, необходимо создавать новое правительство, у председателя которого будет воля в решении многих задач экономического характера. Для меня пример — это Примаков. Если новый председатель правительства будет обладать такими качествами, какими обладал Примаков, думаю, это послужит хорошим заделом в решении задач, поставленных президентом. Сохранит ли Медведев свой пост в партии, конечно, вопрос философский. Надо понимать, что это будет решение, прежде всего, политического характера. Следующая интрига как раз в этом. Сейчас будут отрабатываться вопросы по Госсовету, вопросы по внесениям изменений в Конституцию. Следующим этапом последует обсуждение изменений в руководстве «Единой России».
Что касается нового премьера, то я почитал о его боевом пути. Грамотный человек. Думаю, не просто так его привлекли. У него есть харизма и, что очень важно в современных условиях, человек может принять непростые нестандартные решения. На мой взгляд, работая с таким контингентом, с которым он работал до нового своего поста, он научился работать с людьми предметно. А это умение может сказать о том, какой качественный состав будет у нового правительства. Исходя из этого, думаю, что новый премьер имеет хорошую перспективу войти в историю как один из людей, организующих экономический прорыв в первой половине 21 века.
Что касается конституционных изменений, то, как мне показалось в первом приближении, их внесение пройдет в форме референдума. Возможно, будет организован какой-то колл-центр для фиксации мнений. Но, скорее всего, пойдут по пути референдума, понятного для граждан, чтобы люди понимали, для чего они свое мнение высказывают и насколько их мнение будет учитываться. На мой взгляд, референдум — это сейчас самый простой и доступный способ выражения своего мнения.
Владимир Карпов, зампредседателя заксобрания Новосибирской области, секретарь регионального отделения КПРФ:
Предполагается, что вопрос о внесении изменений в Конституцию РФ будет вынесен на референдум. По моим оценкам, народ с большинством предложений согласен, если пройдет референдум, то он их поддержит. Но ждать этого, как мне кажется, у ближайшее время не стоит, его подготовка быстрой не будет.
Что касается влияния этих корректировок на выборы в Госдуму в 2021 году, то изменения, связанные с их проведением, начнутся еще до изменения Конституции. Почему я так считаю? Если в исполнительной власти такие перемены начнутся, они должны начаться и в Государственной Думе, и в Совете Федерации. Относительно выборов в Госдуму не считаю, что нам, как оппозиционной партии, они как-то затруднят избрание. Чем нам станет хуже? Мы работали в совершенно разных режимах и условиях. В любом режиме будем работать. Я не вижу каких-то опасений.
По поводу будущего руководителя кабмина Михаила Мишустина я бы отметил две характеристики. Человек пришел из очень важной госструктуры (Федеральная налоговая служба). Он владеет всей очень потаенной информацией. Это ему будет чрезвычайно полезно, поскольку наводить порядок необходимо в отношениях с бизнесом и, в первую очередь, с госкорпорациями. Здесь опять же оправданно руководитель налоговой службы предложен на пост главы правительства. Если говорить о личностных характеристиках, то, во-первых, он занимается хоккеем. Это говорит, что (по классификации академика Павлова) у человека сильная нервная система. Он относится к экстравертам. Для председателя правительства эти личностные характеристики отнюдь не второстепенные. Эти показатели отлично вписываются в концепцию изменений.
Евгений Лебедев, депутат горсовета Новосибирска (ЛДПР)
Давно назрели изменения и в социальной сфере в части поддержки семей, учителей, детей до 7 лет, с чего начал президент. Это позитивные вещи, которые нельзя не приветствовать. Печально, что они не были раньше реализованы. Видимо, социальная напряженность в обществе достигла таких пределов, что власть просто уже дальше не может делать вид, что ничего не происходит.
Также положительно расцениваю нюансы, связанные с видом на жительство, с гражданством других стран у депутатов, министров. Если ты пришел на государственную службу, будь гражданином своей страны без отступных возможностей, позволяющих прятаться с наворованным.
Важно, когда будут приняты эти изменения — до выборов 13 сентября или после. Наш лидер партии предположил, что это будет сделано в единый день голосования. Я прогнозов делать не буду. Главное, чтобы это было реализовано. Возможно, тогда позитивные изменения будут и дальше просачиваться в нашу жизнь.
Отставка правительства, понятно, готовилась заранее. Такие вещи за 2 часа не делаются. Наверное, это часть плана, который сейчас будет реализовываться. Надеюсь, что органы власти в рамках своих полномочий проведут необходимые подготовительные работы, в том числе на законодательном уровне, и возьмут за основу это обращение президента страны.
Что касается потенциального премьера, то к его кандидатуре отношусь очень положительно, поскольку отслеживал его работу на посту руководителя ФНС. Налогооблагаемая база — это существенная составляющая часть федерального бюджета. Задача ФНС — обеспечить максимальную собираемость на всей территории РФ. Надо признаться, что наша налоговая система — одна из самых развитых в масштабах мировой экономики. На федеральном уровне не могли этого не заметить. ВВП увеличивается на несколько процентов, а собираемость налогов вырастает до 40% за год по сравнению с предыдущими периодами. Это позитивные тенденции в наполнении бюджета, это дополнительные средства на реализацию нацпроектов и федеральных программ. Ну и председатель правительства, который сам создавал эту систему, на посту премьера сможет реализовать более широко свои полномочия, зная картину изнутри.
Анатолий Кубанов, руководитель реготделения партии «Справедливая Россия»:
Последовавшая отставка правительства логически вытекала из духа Послания. В прошлом своем составе, конечно, правительство РФ не отвечало высокому уровню новых требований. Двусмысленность, которая царила долгое время в высшем эшелоне нашей власти, теперь ликвидирована. На референдуме, думаю, подавляющее большинство подтвердит курс, объявленный президентом.
Кроме того, президент, в первую очередь, проводит линию на защиту наиболее обездоленных слоев населения. Блок его выступления, посвященный демографическим проблемам и тем колоссальным федеральным средствам, которые будут направлены в регионы на поддержание малоимущих, многодетных семей, ставит новые задачи перед региональными властями. И вне зависимости, какой ты субъект РФ, в том числе наша родная Новосибирская область, руководство регионов будет вынуждено работать в мобилизационной вариации, чтобы эти деньги оперативно поступили нуждающимся.
Я очень положительно оцениваю идеалы, которые провозгласил Владимир Путин. В нашей системе долго существовали две партии — те, кто готов жить и работать в России, и те, кто связал свою жизнь с Брюсселем или Лондоном и работает у нас вахтовым методом. Произошел четкий и ясный водораздел. Отсекли нездоровую часть политических элит от национально ориентированной части. Вне всякого сомнения, кандидатура нового премьера отвечает требованиям, озвученным президентом. Думаю, остальные министры будут подбираться, исходя из логики национальной ориентированности.
Александр Лубенец, финансист, инвестор, председатель НРО ООО «Российский Союз Налогоплательщиков», руководитель комиссии по устойчивому развитию региона и вопросам инвестиционного климата Общественной палаты Новосибирской области:
Лично меня очень порадовали предложения по двойному гражданству. Эта ситуация уже давно не лезет ни в какие ворота. Иностранная и наша пресса забиты примерами о крупных правительственных чиновниках и руководителях госкорпораций, которые имеют шикарную недвижимость и виды на жительство за рубежом. Многие госслужащие перевозят свои семьи за границу, а сами летают в Москву на работу. При таком раскладе сложно ожидать от чиновников ответственной службы российскому государству. Двойное гражданство чиновников больше похоже на подготовку страны к внешнему управлению, влиянию, быстрой эвакуации при необходимости. Такие факты в век информационных технологий очень легко становятся известны общественности и вызывают возмущение граждан.
Предложения по усилению роли парламента, в том числе в формировании правительства — правильны. Понятно, что тут, скорее всего, следует ожидать предвыборных манипуляций, но систему все равно нужно перестраивать и далее совершенствовать без лишней суеты. А депутаты, в свою очередь, будут нести ответственность за назначенного ими министра и его деятельность. В такой ситуации, конечно, важную роль будет играть интерес общества к политике. Сейчас большая часть населения устраняется от участия в политической жизни, считая, что «за них все решают». Это точку зрения нужно менять.
Я не считаю, что отмена приоритета международного права — это катастрофа. Безусловно, мы должны с уважением относится к законодательству, по которому работают страны мира, но практика показывает, что такие пункты навязываются иностранными «экспертами» и фактически являются инструментом давления на страну со стороны международного сообщества. Это было четко видно в 90-е годы в нашей стране, а сейчас то же самое происходит в Украине.
Что касается кандидатуры на пост премьера правительства… В ФНС России под руководством Михаила Мишустина за последнее время проделана гигантская работа по цифровизации. Они грамотно выстроили все процессы, без шума и гама начали создавать систему — начиная от кабинета налогоплательщика, и до мощнейших дата-центров. Сейчас, по признанию мировых экспертов, наша налоговая система, с точки зрения технологических платформ, считается одной из самых эффективных. На мой взгляд, Мишустин — руководитель, который делом доказал умение справляться с порученными задачами. Человек с позицией, он может противостоять сложившейся ситуации, то есть внутри системы сможет бороться с системой, нуждающейся в серьезном реформировании. Ему понятны существующие диспропорции, он знает денежные потоки, продвинут в плане использования новых технологий. Располагая в новом статусе широкими возможностями законодательных инициатив, он вполне может существенно продвинуть, выступить локомотивом реформирования на базе современных подходов регуляторной, нормативной, законодательной базы, способной дать импульс в развитии страны. Пора уже запустить решительней давно обещанную гильотину и разгрести завалы всех видов нормотворчества, мешающих движению вперед. Вопрос в другом. Надолго ли он придет? С одной стороны, в истории нашей страны уже были примеры, когда грамотный премьер — Евгений Примаков — за год кардинально изменил ситуацию обвала в экономике. С другой стороны, уже понятно, что корректировки в Конституцию РФ будут приняты до сентября 2021 года, и выборы в Госдуму РФ пройдут по новым правилам. Партии будут решать, кого назначать премьером, министром, то есть у новой команды срок работы — до сентября 2021 года. Но у Мишустина есть шанс за это время показать себя в деле, заработать очки, получить помощь партии или партий и, соответственно, право формировать кабинет министров для реализации своих программ.
Не исключаю, что все озвученные 15 января изменения — один из этапов операции «Преемник». Понятно, что президент готовит себе смену — ему хочется оставить «хозяйство» и все его механизмы хорошо работающими. Кстати, о приоритетах, озвученных в послании. Изменения в системе социальной защиты населения назрели, накоплено колоссальное количество денег, в том числе благодаря деятельности ФНС, и сейчас этими ресурсами нужно грамотно распорядиться, чтобы накопительство перешло в инвестиционную фазу. Надеюсь, что Михаил Мишустин сможет эту задачу выполнить.
В целом, все озвученные изменения интересны, но укладываются в ожидания населения. Думаю, что это поднимет рейтинг президента, так как они отвечают на запросы общества. Впечатляют меры поддержки материнства, весьма правильные действия по дальнейшему расширению использования мер льготирования ипотечных программ в социальной политике государства. Медицина и образование, уровень доходов — похоже, пришла пора и есть возможности от разговоров решительно переходить к формированию качественного человеческого капитала.
Предстоящее обсуждение поправок в Конституцию РФ должно стать серьезной проверкой гражданского общества на зрелость. Его надо организовать с максимальным охватом населения, всех социальных и профессиональных групп. Всем участника этого процесса надо отмобилизоваться, проанализировать существующие проблемы, обобщить и выработать предложения, способные обеспечить гарантии изменения нашей жизнь в лучшую сторону.
Владимир Леонтьев, политолог:
Если говорить о конституционных изменениях, то стоит процитировать президента: «Прошло определенное время, а у нас некоторые формы не изменились». Это касается защиты судей, изменения срока выборов в Госдуму. Но изменяется общество, и должны быть взвешенные решения. В целом, я внимательно посмотрел критические и положительные отзывы и считаю, что стране нужно только радоваться, что происходят такие изменения. Необходимо выводить экономику из кризиса, а не злопыхательствовать: сколько мы просили, только сейчас что-то изменилось.
Нужны изменения и по Конституции. Ее надо совершенствовать, а не превращать в фундаментальную догму. Но, понимаете, Конституция подразумевает глобальные изменения. Все равно будут различные подзаконные акты. К примеру, возьмем деторождаемость. Да, она упала. Можно критически относиться к маткапиталу, поскольку только 450 тысяч рублей эту проблему не решат. Надо включать и вопрос оседлости, и прочее, а то у нас люди из регионов стремятся в Москву. Здесь нужны большие изменения, а не просто «давайте по деньгам прикинем». Там есть, конечно, что покритиковать. Но все же тенденцию, что надо что-то изменять в обществе, что-то улучшать, я оцениваю положительно. Причин для какой-то паники не вижу. То же самое и с правительством. Идет замена на наиболее сильных людей. Время этого требует. Тем более что эти корректировки будем обсуждать общенародно. У нас в стране уже есть опыт принятия Конституции. Нужно больше уверенности в этом плане.
Игорь Украинцев, руководитель фонда «Сибирская политика»
Изменения уже начали влиять и на выборную кампанию 2020 года. Сам факт изменений уже оказывает влияние и на расстановку политических сил в регионе, и на перспективы обновления здесь, в Новосибирске, потому как обновлений на одном только федеральном уровне будет мало. Есть о чем переживать многим действующим политикам, депутатам, управленцам, которые сейчас относятся к старым командам и ничего нового не привносят. Потому еще более интересно будет наблюдать за предстоящей избирательной кампанией, а кому-то в ней и участвовать.
Также бросилось в глаза, что послание было самым, наверное, социальным. На 98% президент говорил о внутренней политике, о нынешних проблемах в стране и о способах их решения. Это проблемы демографии, образования, здравоохранения и так далее. Внешней политике было уделено мало времени. Она затронута, скорее, ритуально. Послание было ярким и в плане эмоций. Хочется думать, что реализация озвученных постулатов, не будет откладываться в долгий ящик.
Уход правительства в отставку после послания говорит о том, что перечисленные задачи будут реализовывать другие, более компетентные люди. Думаю, решение об отставке правительства у президента какое-то время созревало. Это не импровизация вчерашнего дня, а подготовленная история. Президент после выборов в 2018 году дал шанс правительству обновиться. Но полтора года показали, что происходящие там декоративные изменения не дали того эффекта, которого ожидали и президент, и, в первую очередь, народ РФ. Они, скорее, даже были негативными. Опять же, вспомним, к примеру, пенсионную реформу и другие резонансные вещи. Поэтому здесь президенту уже пришлось рубить с плеча. Очень порадовало назначение Мишустина. Я его все-таки воспринимаю как человека вне, так скажем, правительственного кружка. Налоговая служба была отдельным и эффективным подразделением. Впервые за долгое время премьером становится человек не из классической «команды Путина». Мишустин создал себя как управленец, двигаясь параллельно «питерским». Второй фактор — профессионализм. Это тоже событие — премьером становится эффективный управленец не из ближнего круга президента. Вообще, на этой кандидатуре сошелся целый ряд факторов.
Бросилось в глаза отсутствие упоминаний «Единой России», партии власти. Наверное, появилось понимание, что политическая конфигурация, которая сейчас сложилась, не совсем эффективна. Думаю, и в партийных раскладах тоже будут изменения.
«Президент хочет пойти по казахстанскому варианту»
Сергей Дьячков, управляющий партнер DSO Consulting:
На мой взгляд, совершенно неправильно убирать из Конституции статью об ограничении приоритета международного права. Россия должна жить в общем мировом поле, соблюдать единую правовую культуру. Предложенные корректировки говорят о том, что россиян отсекают от возможности искать правду в международных организациях: мол, разберемся внутри страны. Это курс на автократию, что само по себе неправильно в современных условиях развития мирового сообщества.
В целом, конечно же, многое зависит от того, как за эти изменения в Конституцию проголосуют люди. Если большинство согласится, значит мы будем жить в таком мире. На мой взгляд, для этого нужно проводить референдум, но центральная власть очень боится это делать. Доходы населения падают 5 лет подряд, и непонятно, как на фоне этого будут голосовать люди. Обратите внимание: Россия вступает в эпоху глобальных перемен за 4 года до окончания президентского срока. Это говорит о том, что власть видит изменения, которые происходят в обществе, и боится их.
Что касается обсуждаемой кандидатуры премьера, то он, возможно, вменяемый. Но это человек, который работал начальником налоговой службы, то есть тот, под чьим руководством за последние годы придумано много новых налогов, что привело к увеличению налоговой нагрузки как на граждан, так и на бизнес. Способен ли он с такой же «эффективностью» работать на развитие экономики? И второй вопрос: а надолго ли он? В той системе, что строит Путин, где всем руководит его окружение, премьер является довольно сомнительной фигурой. Да, формальная причина увольнения Дмитрия Медведева — это то, что он завалил программы 2019 года. Но Мишустин-то справится с их реализацией? Сможет ли человек, выращенный системой, заточенной под другие цели, пойти против нее и работать на рост экономики?
Денис Борисов, заведующий кафедры мировой экономики, международных отношений и права НГУЭУ:
Главной предполагаемой новацией в Конституции станет новый порядок формирования правительства РФ, где ответственность за назначение премьера и министров перейдет от президента к парламенту. Другими словами, корректируется баланс сил между исполнительной и законодательной ветвями власти в пользу последней: ответственность за успехи и провалы в экономической и социальной политике переносится на плечи депутатов Государственной думы, которых мы выберем в 2021 году.
В целом, можно говорить, что 15 января 2020 года в РФ стартовал процесс транзита власти. «Суперпрезидентская модель» управления, где президент выступал в качестве крайнего арбитра между конкурирующими группировками, заменяется на «парламентскую модель», которая — в теории — должна вывести борьбу за власть в России из «сауны» (тени) и сделать ее более публичной в формате избирательной конкуренции между политическими партиями. Формирующаяся политическая модель дает второе дыхание для парламентариев, в новых условиях борьба за министерские портфели теперь будет начинаться с избирательных округов, а значит, финансово-промышленные группировки (которых в народе окрестили «финансистами», «силовиками», «промышленниками») не смогут не окунуться в грядущие избирательные и электоральные баталии, если хотят сохранить рычаги влияния на большую политику.
Касательно кадровых решений в период до парламентских выборов 2021 года: скорее всего, они будут носить временно-переходный характер, поэтому нет смысла строить какие-то прогнозы. Запасаемся попкорном и ждем «бычий» 2021 год.
Наталия Орлова, руководитель Центра макроэкономического анализа Альфа-Банка:
Президент Путин призвал сосредоточиться на поддержке молодого поколения… Экономическая часть сегодняшнего послания Владимира Путина была ориентирована на оказание поддержки молодому поколению и повышение уровня рождаемости (сейчас этот показатель составляет 1,5 на одну женщину). Учитывая, что 70-80% россиян живут за чертой бедности — это семьи с детьми, президент объявил (1) об увеличении денежных выплат на одного ребенка до 3 лет (2), о предоставлении выплат на детей от 3 до 7 лет и (3) о продлении и индексации программы материнского капитала до 2026 года. Последнее предложение обеспечивает семьям, имеющим детей, финансовую помощь на покупку недвижимости — теперь эта программа поможет семьям с тремя детьми получить от государства до 1 млн рублей ($16 000). Программа материнского капитала была запущена в 2007 году, когда средний коэффициент рождаемости составлял 1,4; сейчас президент планирует повысить его до 1,7 на одну женщину к 2024 году, что выглядит достижимым.
…установил четкие ориентиры по росту… Второй важный момент сегодняшнего выступления президента посвящен краткосрочным экономическим ориентирам. Владимир Путин указал на то, что рост российского ВВП в 2021 году должен превзойти мировой темп роста (сейчас прогноз Всемирного банка этого показателя составляет 2,6%). Инвестиционный рост должен превысить 5% г/г, а доля инвестиций к ВВП — увеличиться до 25% к 2024 году. При ожидаемом росте ВВП на 1,3% по итогам 2019-го эти ориентиры представляются весьма амбициозными и свидетельствуют об усилении давления на экономический блок правительства.
…и предложил внести изменения в Конституцию: третий важный момент в выступлении президента связан с предложением внести ряд изменений в Конституцию. Главным образом речь идет о расширении полномочий парламента — президент предложил предоставить право Госдуме утверждать не только кандидатуру премьер-министра, но и федеральных министров. Предполагается также, что кандидат на пост президента РФ должен быть резидентом России на протяжении не менее 25 лет. Эти поправки, видимо, предлагается вынести на референдум.
Минфин оценивает бюджетные стимулы на уровне 400-450 млрд рублей. Первоначальные ожидания в отношении размера пакета социальных мер составляли примерно 1 трлн рублей и, как ожидалось, должны были быть реализованы через освобождение от уплаты НДФЛ малоимущих категорий населения. Объявленный размер поддержки оказался ниже и составит примерно 0,3% ВВП в 2020 году, но мы считаем, что структурно объявленный пакет социальных мер выглядит лучше. Он, во-первых, ориентирован на молодые семьи и, во-вторых, не рассчитан на потребление, скорее, направлен на ипотечный рынок и, следовательно, на поддержку строительства. В итоге мы пересматриваем прогноз экономического роста на 2020 год с 1,4% г/г до 1,8% г/г.
Мы считаем, что два ключевых вывода из послания президента — это улучшение перспектив роста на 2021 год. Накануне сегодняшнего выступления президента мы ожидали, что политическая элита в России вполне удовлетворена улучшением перспектив роста на 2020 год в связи с ослаблением геополитической напряженности, однако сейчас складывается впечатление, что Владимир Путин намерен настаивать на необходимости реализовывать дополнительные меры. Поскольку ЦБ провел цикл быстрого понижения ставки в 2019 году, и процентные ставки уже сейчас благоприятны для роста, ускорение роста должно быть обеспечено усилиями других ведомств. В сочетании с конкретными целями, объявленными на 2021 год, это предусматривает повышение шансов для бюджетных стимулов не только на текущий, но и на будущий год, что улучшает наш прогноз роста на 2021-й.
…и повышение вероятности передачи власти в 2024 году. Второй момент связан с тем, что предложенные конституциональные изменения указывают на возможность смены власти. Конечно же, это не является гарантией того, что смена власти обязательно произойдет, однако поправки к Конституции через референдум указывают — этот сценарий исключать не стоит. Для российского рынка, который отвык включать в свои котировки премию за политический риск, такое решение является некоторым вызовом, но это вовсе не означает ухудшения перспектив динамики рынка.
В больницу парень попал с ожогом глаз после встречи с женихом своей бывшей девушки
Суд признал договор дарения квартиры недействительным
С 11 по 17 ноября в регионе произошло 89 возгораний
На этот раз сумма чуть более 863 тысяч рублей
Ремонт переправы возобновят в 2025 году
Они должны проверить материалы дела на предмет фальсификации