— Дмитрий, почему ваша компания решила открыть представительство в Новосибирске?
— «Авито» — это федеральная компания, плюс мы занимаем второе место в мире на рынке онлайн-классифайдов. В составе нашей компании есть несколько вертикалей — отдельных бизнес-направлений: товары, недвижимость, услуги, авто, работа. В сегменте «работа» мы ставим перед собой достаточно высокую планку. К примеру, фокусом нашего внимания сегодня являются массовые профессии, так называемые «синие воротнички», и в этом сегменте по России в целом мы занимаем первое место — это подтверждено разными исследованиями. Но если посмотреть на регионы нашего присутствия в России, то ситуация будет неравномерной. Есть территории, где мы представлены более серьезно, а есть те, где мы бы хотели усилить свои позиции. Новосибирск и Сибирь относятся ко второй категории — и это одна из причин, почему мы решили открыть в Новосибирске свое четвертое представительство (Еще три работают в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. — Ред.).
Кроме того, у нас есть большой блок федеральных клиентов, которые широко представлены в регионах, а также крупных клиентов с головным офисом в Сибирском федеральном округе. Сегодня в разделе «Авито Работа» — 75 тысяч активных вакансий, ежемесячно мы фиксируем 434 тысячи активных соискателей. Среди наших партнеров — сети «Командор», «Обувь России», «Мария-Ра», интернет-провайдер «Сибирский медведь», компания Fit Servise, группа компаний «Новосибирскавтодор», угольная компания «Распадская» и многие другие.
Наконец, размещение представительства в Новосибирске позволяет нам нивелировать разницу во времени. Сейчас мы наметили ряд структурных преобразований в регионах присутствия, в частности планируем изменить график работы служб поддержки, взаимодействующих с регионами за Уралом.
В целом, отмечу, что мы приходим в ваш округ и регион всерьез и надолго, с долгосрочным планом развития на несколько лет, который заложен в наши стратегические инициативы.
— Кто возглавит новосибирское представительство «Авито Работы»? На что намерены сделать акцент?
— Представлять наши интересы в Сибири будет Екатерина Ложкина, которая уже более 10 лет работает в крупных российских и международных IT-компаниях. Помимо уже имеющихся партнеров, в фокусе нашего внимания будут не только крупные компании, но и представители малого и среднего бизнеса, а также предприниматели, которые сегодня занимают большую долю в нашем клиентском портфеле — около 1 млн партнеров по всей России. Это одно из наших конкурентных преимуществ.
— Перед выходом в Новосибирск вы наверняка анализировали рынок региона. Как оцениваете его с точки зрения конкуренции? В Сибири достаточно сильны позиции Head Hunter, в состав которого в прошлом году влился новосибирский ресурс «Зарплата.ру»…
— Согласен, позиции наших конкурентов в регионе очень сильны, у некоторых из них здесь находится штаб-квартира, и это еще одна причина для открытия в регионе нашего представительства: мы хотим быть ближе к клиентам. Мы понимаем, что работать на рынке будет сложно, но у нас есть свои сильные стороны, и это признают пользователи сервиса: ежемесячно на «Авито Работу» приходят около 18 млн посетителей из Сибири, по России эта цифра составляет 50 млн.
Еще раз напомню, что «Авито» является онлайн-классифайдом, и ежедневно к нам на сервисы заходят миллионы людей: кто-то ищет квартиру, кто-то хочет продать или купить вещи, а параллельно люди просматривают и другие объявления, в том числе о работе. То есть наши возможности и аудитория гораздо шире, чем у стандартных ресурсов, заточенных только на поиск работы, предложение вакансий.
В сутки на нашем ресурсе пользователи совершают около 2 млрд операций. С помощью Big Data мы анализируем полученную информацию, оперативно видим тренды, которые происходят в экономике, можем идти за потребностями соискателей и работодателей. На основе этих данных мы строим предсказательные и рекомендательные модели, делаем гипотезы на основе поведения и действий посетителей сервиса. Многим работодателям интересна аналитика рынка труда, которую мы также мониторим.
— Отмечаете ли появление новых трендов на рынке труда во время пандемии?
— Ключевой тренд — это рост спроса на подработку, частичную занятость. На наш взгляд, это связано именно с напряженной экономической ситуацией. Ориентируясь на потребности соискателей, мы приобрели 25% стартапа GigAnt, который предлагает подработку по Uber-модели. Будем активно развивать это направление, например помогать ритейлерам (и не только им) привлекать исполнителей для работы в пиковые часы и во время праздников.
В целом, по нашим наблюдениям, спрос на подработку в наших поисковых запросах растет на 25% ежегодно. Это уже не хайп, а вполне сформировавшийся рынок, который будет развиваться.
Второй тренд, оказывающий большое влияние на рынок труда, — большой отток мигрантов. За год из регионов России уехало много граждан стран СНГ, ранее занятых в рабочих, преимущественно неквалифицированных специальностях. Сейчас в связи с карантинными ограничениями многие из них не могут вернуться обратно. На фоне пандемии снизилась и внутренняя миграция, когда из депрессивных регионов население уезжает на заработки в более богатые субъекты федерации и города, которые становятся крупными центрами притяжения рабочих рук. Совместно с центрами занятости в разных регионах России мы анализируем сложившуюся ситуацию и видим, что откровенный дефицит рабочей силы в России с 2020-2025 года будет только нарастать, так как в ближайшее время с рынка уйдет еще около 1 млн работоспособных сотрудников. Что обусловлено как старением населения, так и снижением рождаемости. С этим ничего нельзя сделать — это объективная реальность, с которой нужно учиться работать.
В целом, тенденции на рынке труда в Сибири близки к общероссийским. Одна из них — нехватка профессионалов в рабочих отраслях. Найти хорошего токаря или фрезеровщика подчас сложнее, чем хорошего разработчика, хотя их востребованность очень высока, а зарплата, как правило, на хорошем уровне. Интересны сезонные миграционные потоки внутри рынка массовых профессий. Так, зимой специалисты, работающие в строительстве, массово перемещаются на позиции курьеров, а при потеплении вновь возвращаются на стройки. Эту динамику мы наблюдаем во многих крупных городах.
В время пандемии обострился спрос на линейный медперсонал, и сейчас этот тренд сохраняется. Резко вырос спрос на курьеров. Если раньше это были сотые доли процента в общем объеме вакансий, то сейчас из-за развития дистанционной торговли и сервисов вес этой профессии в общем портфеле сайтов по поиску и предложению работы постоянно растет. Растет количество вакансий от компаний, которые оказывают такие услуги. Они обкатали свои предложения в Москве и Санкт-Петербурге и сейчас начинают активно выходить в регионы. Например, в Новосибирске недавно открылся сервис онлайн-доставки «Самокат».
Хочу отметить, что рынок труда уже адаптировался к пандемии и воспринимает ее как новую реальность, с которой нужно жить. И если весной прошлого года поток вакансий заметно снизился, то сейчас он вернулся к прежнему уровню.
— Оценивали ли вы, как изменились зарплатные ожидания соискателей?
— Они подросли, как минимум, на уровне инфляции. Есть отрасли, по которым критично ударила не столько пандемия, сколько отток мигрантов: ЖКХ, такси, строительство, АПК.
Стройка столкнулась с двойным ударом. С одной стороны, отток мигрантов, с другой — огромный рост продаж в связи с введением льготной ставки по ипотеке и жесткие дедлайны на сдачу квартир в рамках проектного финансирования и счетов эскроу. В результате работодателям приходится выкручиваться, в том числе экспериментируя с формами занятости: вводя короткие вахты, временные смены и т.д. Но здесь все упирается в рентабельность, а она не безгранична. В ЖКХ я знаю примеры, когда даже серьезное повышение зарплат никак не повлияло на интерес местных жителей выходить на работу по этим специальностям.
Как будет дальше развиваться ситуация — на фоне сокращения численности населения, уменьшения миграционных потоков — пока сказать сложно. Стоимость найма однозначно растет. HR-службы в поиске нужных кадров расширяют сферы поиска, экспериментируют с каналами привлечения кадров, проверяя людей из смежных отраслей. Воронка входящих кандидатов растет, но не хватает времени на обработку обращений. Поэтому мы видим интерес к автоматизации подбора кадров, и этот тренд будет только нарастать, так что мы сейчас разрабатываем много инструментов для автоматизации процессов.
— Какие еще тренды, на ваш взгляд, усилятся, появятся на рынке HR?
— Рост спроса на сервисы доставки повлечет за собой рост количества связанных с этой сферой вакансий. Пока непонятно, будут ли открыты границы, но даже если это произойдет, то вряд ли мы увидим снижение зарплатных ожиданий. Кроме того, это усугубит ситуацию с точки зрения входящей воронки, так как на рынок придет много людей разной квалификации, потребуется больше усилий, чтобы их отобрать, а значит, продолжится тренд на автоматизацию подбора. Вскоре возможность пообщаться с живым рекрутером будет привилегией, ключевые этапы собеседований станет проводить бот. Например, у нас уже есть робот, которого практически невозможно отличить от живого человека по манере общения.
Еще один тренд — рост количества самозанятых. С одной стороны, развитию этого сегмента большое внимание уделяет правительство РФ. С другой, как я уже говорил, мы видим рост интереса соискателей к частичной занятости. Кто-то хочет получить дополнительный заработок, так как у него не хватает средств. У кого-то есть свободное время, и он не прочь себя попробовать в другой сфере.
За неделю из региона уехали 10 843 иностранных гражданина
За пять лет в благоустройство этих объектов в регионе вложено 2 млрд рублей
Движение будет запущено по всем полосам
За метр праздничного дерева придётся выложить от 1200 до 1500 рублей
Эта новая структура будет заниматься множеством задач, касающихся реализации жилищных проектов ПСБ
Максимальная разница в сфере транспорта и логистики