Реализация мер борьбы с распространением коронавирусной инфекции привела к росту вынужденного социального дистанцирования и переходу от личных контактов к цифровым. Перемены коснулись в том числе высшего образования, которое в нашей стране традиционно использовало в большей степени личные коммуникации в процессе обучения. К чему приведут тенденции к цифровизации и возможен ли в будущем поворот в сторону традиционных образовательных методов?
Вынужденный и во многом внезапный переход к цифровому образованию послужил эффективным индикатором возможностей и проблем отечественной высшей школы. Преподаватели и студенты, с одной стороны, получили шанс в полной мере использовать современные цифровые технологии, с другой — столкнулись не только с недостатком методических разработок в сфере дистанционного образования, технологическими проблемами образовательной инфраструктуры, но и с недостатком цифровых возможностей у самих студентов. Кроме этого, дистанционное обучение пока является непривычным и сложным, с точки зрения психологических установок и предпочтений обучающихся.
Тем не менее эксперты высшего образования признают, что переход (хотя бы частичный) высшего образования к «цифре» неизбежен.
— Образование уже не будет прежним, — утверждает ректор Новосибирского государственного университета экономики и управления (НГУЭУ), доктор экономических наук Александр Новиков. — Вузы сегодня оказались в ситуации, когда нужно сделать не «пятилетку за три года», а совершить цифровой прорыв за месяц. С другой стороны, у преподавателей сейчас появилась уникальная возможность освоить все то, что давно откладывалось, и существенно переработать свои учебно-методические материалы.
Тем не менее учебный процесс в вузах идет с соблюдением графиков, но занятия проходят в онлайн-формате. Учебные заведения используют несколько платформ и форматов, выбор которых так или иначе зависит от разрабатываемой в том или ином вузе электронной образовательной среды (ЭИОС). ЭИОС — это комплекс электронных ресурсов, позволяющий организовать учебный процесс дистанционно: файлообменники, системы контроля успеваемости и посещаемости, хранилища учебно-методических материалов и студенческих работ, базы электронных лекций и семинаров и т.д.
В то же время преподаватели используют и другие способы общения со студентами. Например, кафедра физической культуры НГУЭУ практически с самого старта самоограничительных мер стала проводить занятия в Instagram. По словам Александра Новикова, сейчас виртуальные занятия посещают не только студенты, но и все желающие, в том числе из Казахстана.
Но стремительный переход на дистанционные формы обучения сопряжен с целым рядом проблем. Одной из них стала перегруженность студентов.
— Цифровые методы образования делают общение со студентами более персонализированным, — объясняет ректор НГУЭУ. — Если традиционный формат занятий позволял студенту на семинаре «отсидеться» за спинами одногруппников, сейчас так сделать не получится — «цифра» собирает обратную связь индивидуально, от каждого студента.
Безусловно, многие студенты в такой ситуации заявляют о перегруженности.
— Мы провели импровизированный опрос в нашем Instagram-аккаунте. По его итогам 345 из 380 респондентов ответили, что нагрузка и требования действительно увеличились. Такое ощущение связано со сменой подхода, который стал практически индивидуальным к каждому студенту, и с тем, что дистанционные формы обучения пока еще непривычны для аудитории. Есть определенный психологический дискомфорт — сидишь дома и одновременно приходится учиться, выполнять задания, слушать лекции, участвовать в семинарах, все — по расписанию, — говорит Новиков.
Одновременно с этим пару недель назад сами студенты обозначили проблему, которая, в принципе, была ожидаемой — это проблема возможного перерасчета стоимости обучения.
— По этой проблеме четкую позицию занимает Министерство науки и высшего образования РФ. Стоимость обучения закреплена в договоре, где прописаны возможные методы обучения — в том числе дистанционные. Кроме этого, снижение стоимости может обсуждаться только в тех случаях, когда объем и качество образования существенным образом снижаются. Сейчас, судя по отзывам студентов об увеличении нагрузки, такого не наблюдается, — комментирует ректор НГУЭУ.
Несмотря на эти проблемы, высшее образование в сложившихся условиях видит свою функцию не только в образовании, но и в поддержке пострадавших отраслей. Многие вузы уже понимают, что в такой ситуации не стоит «отсиживаться» в стороне. И если роль медицинских, фундаментальных и технических вузов относительно ясна, то гуманитарные вузы используют креативные подходы к поиску своего места в меняющихся социальных связях.
— Новосибирский госуниверситет экономики и управления создал онлайн-платформу бесплатной консультационной поддержки предпринимателей региона, — рассказывает Александр Новиков. — Чтобы получить консультацию, достаточно перейти на сайт ask.nsuem.ru и изложить свою проблему в специальной форме. Наши эксперты в течение двух дней проведут консультацию. В проекте задействованы 35 ведущих экспертов вуза, у которых есть не только теоретическая подготовка, но и обширный практический опыт. Мы уже обработали несколько запросов. Например, собственники компании, оказывающей IT-услуги на УСН 6% и не попадающей в список бизнесов, пострадавших от ситуации с коронавирусом, отмечают, что все их клиенты в этот список попали, так что есть риск значительного снижения выручки. Компанию интересует, какие налоговые льготы она может получить в данной ситуации. Еще один из предпринимателей задает вопрос на перспективу: после пандемии он планирует открыть магазин фермерской продукции и хочет уже сейчас понять, как регистрировать ИП, устанавливать онлайн-кассу, какие затраты его ожидают и можно ли рассчитывать на какую-либо поддержку государства. Вопросы могут быть совершенно разными.
Вузы стремятся перевести в онлайн не только взаимодействие со студентами и партнерами, но и с потенциальными абитуриентами. И если на Западе формат онлайн-экскурсий по вузу, вебинаров и виртуальных встреч с профессорами и руководством вузов уже стали привычным делом, в России такие форматы до недавнего времени использовали немногие.
— С 12 по 22 мая НГУЭУ впервые проводит комплексные онлайн-презентации всех образовательных программ и мастер-классы, посвященные профессиональным темам, подготовке к ЕГЭ, построению посткризисного семейного бюджета и другим интересным вопросам, — отмечает Александр Новиков. — Также запланирована беседа с родителями. С программой презентаций направлений подготовки и расписанием мастер-классов можно ознакомиться здесь. После регистрации на мероприятия участники получают ссылку на онлайн-конференцию в платформе Zoom.
Вместе с тем эксперты прогнозируют изменения на рынке труда, спровоцированные пандемией коронавируса. Изменения в производственных процессах, в механике и способах обслуживания клиентов, нарастающая тенденция к дистанционным и цифровым технологиям коммуникаций неизбежно повлекут за собой перемены в востребованности тех или иных специалистов. Согласно исследованиям Института прогрессивного образования, востребованными после пандемии станут профессионалы в области социальной работы, антикризисного управления, личных финансов. Новостной ИКТ-портал ComNews утверждает, что на смену традиционным предприятиям общепита и HoReCa придут сервисы по доставке и онлайн-бронированию. Впрочем, такие сервисы развивались и ранее, ситуация с распространением коронавирусной инфекцией в данном случае выступает как дополнительный стимулятор роста. Однако, по мнению ряда экспертов, рост популярности таких профессий слишком привязан к конъюнктуре — по мере ослабления ограничений, связанных с пандемией коронавируса, их востребованность будет стабилизироваться.
По мнению экспертов Forbes, долговременный интерес может возникнуть к профессиям антикризисных менеджеров, экспертов по цифровизации, организаторов VR-трансляций, операторов call-центров, экспертов Big Data и т.д. При этом сохранится спрос на программистов. Как видим, эксперты прогнозируют востребованность профессий, непосредственно связанных с организацией дистанционной работы и обслуживания. При этом пока мало говорится о тех специалистах, которые должны будут обслуживать и координировать процессы перехода на дистанционные методы работы. Тем не менее уже сейчас ряд экспертов убежден, что в ближайшем будущем произойдет вынужденное слияние профессиональных областей: в PR-технологиях станет больше цифровых коммуникаций, в агротехнологиях — робототехники и т.д. Станут более востребованы не только IT-специалисты, но и тайм-менеджеры, SMM-специалисты, контент-технологи. Получат развитие такие профессиональные отрасли, как прогнозирование урожайности, агропрогнозирование.
По мнению Александра Новикова, возрастать будет роль именно смежных отраслей знания:
— Университеты начнут открывать новые направления подготовки, совершенствовать и дополнять уже имеющиеся образовательные программы. Сейчас мы приняли решение открыть направление «Статистика» в укрупненной группе «Математика и механика» — новое междисциплинарное направление подготовки, сочетающее в себе статистические инструменты, математическое моделирование и даже элементы информационных технологий. Мы должны понимать, что требования в современном технологическом социуме к специалистам в области статистики применяются совершенно иные, и должны этим требованиям соответствовать. Другие вузы также работают над новыми направлениями.
Администрации российских вузов понимают, что новые тенденции ставят задачу по внесению определенных изменений в учебные планы, программы, и готовы к внедрению этих изменений. По мнению экспертов, высшее образование в нынешней ситуации имеет уникальную возможность в кратчайшие сроки внедрить новые технологии обучения.
— Коронавирус уйдет, а опыт использования дистантных технологий останется, — утверждает Александр Новиков. — Вузы активно работают над внедрением этого опыта в повседневную работу. В частности, эксперты НГУЭУ включены в рабочую группу при Департаменте информационных технологий Министерства науки и высшего образования РФ. Основная задача рабочей группы на данном этапе — провести картирование данных, которые находятся в информационных системах университетов, выделив основные сущности и описав наиболее важные атрибуты. Эта информация в дальнейшем может быть использована Департаментом при формировании стратегии цифровой трансформации сферы науки и высшего образования.
Материал и фото предоставлены пресс-службой НГУЭУ
Эксперт объяснила, кому можно есть «экзотику», а кому она противопоказана
В продовольственном сегменте в лидерах роста масло и морепродукты
На днях суд отказался банкротить другую компанию застройщика
Вместо точного времени новосибирцы увидели на экране фильм про попугаев
Фактически было приобретено на 44 квартиры больше
Аферисты продолжают «обкатывать» на доверчивых людях новые схемы