Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет путей сообщения»
Условия, в которых существовал и развивался в России такой вид деятельности как бизнес, были весьма сложными и противоречивыми. С течением времени в нашей стране было утверждено сильное государственное начало, что несомненно усложняло жизнь людей, занимающихся бизнесом, и заставляло их искать всё новые формы взаимодействия между государством и бизнесом.
За сотни лет бизнес довольно сильно изменился, приобрёл новые виды и формы, однако не основные черты, не его взаимодействия с государством не потерпели кардинальных перемен. Таким образом, исследуя бизнес в прошлом – в дореволюционное время можно найти решения, которые помогут развиваться сейчас. В этом и заключается актуальность данной курсовой работы.
Несмотря на большое количество работ посвящённых отношениям между государством и бизнесом в дореволюционной России, в частности в своих работах А.С. Верещагин, Р.Х. Хайртдинов, А.В. Толкушкин и др. рассматривали налоговую политику, С.С. Новиков, Е. Н. Старовойтова, К.И. Боков и др. рассматривали таможенную политику и т.д. До сих пор остаётся большая потребность в подробном рассмотрении данной темы из-за отсутствия чётко систематизированной информации, которая бы давала чёткое представление об общей картине взаимоотношений между государством и бизнесом, захватывая не отдельные области, как налоговая политика или частно-государственное партнёрство, а рассматривая это всё вместе, давая цельное описание происходящего.
Объектом исследования является взаимоотношения бизнеса и государства в дореволюционной России.
Предметом исследования являются налоговая и таможенная политика государства, частно-государственное партнерство и меры поддержки бизнеса в дореволюционной Россию.
Целью работы является исследование взаимоотношений бизнеса и государства во времена дореволюционной России.
Исходя из поставленной цели работы можно выделить следующие задачи:
В данной работе использовались следующие методы: теоретические – анализ литературы, исторический метод, изучение и обобщение сведений, сравнение, синтез, классифицирование, дедукция, индукция.
Структура работы:
1.1 Теоретические основы государства и бизнеса и их взаимодействия в дореволюционной России
Как известно, государство представляет из себя основу политической организацией общества, которая управляет им и защищает его экономическую и социальную структуру [1].
Бизнес – инициативная экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая главными целями получение прибыли и развитие собственного дела [3].
Основой взаимоотношений государства и бизнеса являются экономические отношения. В рамках этих связей государство играет роль регулятора, определяющего законы, права, нормы функционирования хозяйствующих субъектов. В свою очередь, бизнес обеспечивает выполнение части функций государства в обществе [2].
История развития бизнеса в России всегда была напрямую связана с историей самого русского государства и охватывает период более тысячи лет. Говоря о взаимоотношениях бизнеса и государства в России, этапах его становления, нельзя не отметить тот факт, что в России бизнесмен всегда зависел от государства. Это же подтверждается тем фактом, что система централизованной государственной власти была законодательно закреплена, вместе с ней были закреплены, например, принципы экономической политики в области землевладения, торговли и др. Это подтверждают исследования, проведенные Н.М. Арсентьевым: «Система взаимоотношений была «командно-попечительская», основанная на различных формах вмешательства государства в экономику: от жесткого экономического диктата до смягченных форм государственного патернализма» [6].
Таким образом, взаимоотношения государства и бизнеса в дореволюционной России были основаны на экономических отношениях, в которых государство играет роль регулятора, который устанавливает законы и нормы для хозяйствующего субъекта, то есть для бизнеса, тем самым заставляя его находится в зависимости от государства. Помимо этого, важной особенностью развития бизнеса в дореволюционной России является неразрывная связь с историей самого государства, различные исторические колебания очень сильно отражались именно на деятельности, которую вёл бизнес.
1.2 Налоговая и таможенная политика
Налоги являются обязательными платежами в государственный бюджет, которые осуществляются на безвозмездной основе. Существует большое количество различных налогов, но взаимодействие государства и бизнеса затрагивает налог, который в настоящее время именуется налогом на прибыль организаций [3].
Налог на прибыль организаций – это прямой налог, взымаемый с дохода от коммерческой деятельности [7].
Его прототип уже существовал в России XVII века, однако, на тот момент у налога не было конкретного названия. Его особенностью было то, что он выплачивался в качестве части от полученного дохода, то есть как «5- ая, 20-ая и т.д. часть денег» [11].
Следующий ступенью было появление в 20-ых годах XVIII века по указу Петра I купеческих гильдий, после чего все купцы облагались единым 40- алтынным подушным окладом и отдельными дополнительными сборами с определенных видов промысла [12].
Спустя пол века, в 1775 году проведенная Екатериной II реформа изменила ситуацию: купечество было разделено на 3 гильдии пропорционально размеру объявляемого капитала, все купцы платили за гильдейское свидетельство сбор в 1 % от заявленного капитала. Принадлежность к гильдии освобождала от подушной подати и давала основные и хозяйственные привилегии. В дальнейшем ставка этого налога продолжала увеличиваться и к 1821 году достигла 5,225 % [7].
Однако сложившаяся ситуация не устраивала не государство не купцов и таким образом, в 1863 году было принято положение «О пошлинах за право торговли и других промыслов». Согласно нему, все купцы должны были приобрести какую-либо «лицензию» для ведения своей коммерческой или производственной деятельности. Именно этот сертификат позволял государству взимать налоги, требовать с предпринимателей и контролировать их [11].
Несмотря на все усилия, сложившаяся налоговая система имела несистематический характер, а многие налоги не соответствовали возможностям налогоплательщиков. Поэтому в 1899 году было принято новое положение – «О государственном промысловом налоге». Он имел достаточно сложную структуру и состоял из двух налогов: основного и дополнительного.
Анализирую вышеизложенную информацию, можно прийти к выводу о том, что государство всегда пыталось получить от бизнеса наибольшую прибыль и с течением исторического развития только увеличивало налоговую нагрузку на бизнес, тем самым в некоторые периоды времени тормозя его развитие. Бизнес в дореволюционной России был одним из основных источников для пополнения казны и именно на его плечи ложилось закрытие в ней «дыр» в непростые для страны времена.
Таможенная политика – это система государственных экономических и таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите экономических интересов страны и решению фискальных задач [3].
До правления Ивана IV таможенная политика государства представляла из себя неорганизованную систему, поэтому он пытается её реорганизовать.
Несмотря на это, к реформированию таможенного дела правительство приступило лишь в середине XVII века, после приятия Соборного Уложения от 29 января 1659 года – новой кодификации права [14]. Завершением реформ стало принятие Новоторгового устава 1667 года. В нем указывались виды и размеры внешних и внутренних таможенных сборов, устройства таможен, таможенные формальности. Например, иностранные купцы в пограничных городах платили пошлину в 5 %, а те, кто был допущен для торговли во внутренних городах – 10 % и др.
К концу XVII в. в России сложилась таможенная система, хотя её структура ещё не была стабильной, и сумма таможенных пошлин не превышала 10 % стоимости товаров.
Однако, в 1724 году вместе с принятием протекционистского таможенного тарифа Петра I начался новый этап в таможенной политики [15]. Согласно этому тарифу размер пошлины возрастал по мере роста производства товара в России, например, если внутреннее производство продукта достигало четвёртой части его количества, ввозимого из-за границы, то пошлины равнялись четверти его стоимости. Также на вывозимые из России товары существовала 3 % пошлина, кроме промышленного сырья и полуфабрикатов, необходимых для российских фабрик, которые облагались запретительной пошлиной.
В 1731 году был принят новый тариф, согласно которому на товары, не производившиеся в стране, вводилась умеренная пошлина, которая составляла от 4 до 10 %, на производившиеся – повышенная – до 20 %, что значительно снижал поддержку российского бизнеса, по сравнению с предыдущим.
К середине XVIII в. сохранялось множество мелочных сборов, которые чрезвычайно затрудняли внутреннюю торговлю, но не приносили серьезного дохода казне. И для разрешения этой проблемы 20 декабря 1753 года вышел Именной указ «Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов», который дал большой толчком для бизнеса в России.
При вступлении на престол Екатерина II отменила все торгово- промышленные монополии и приняла новый Таможенный тариф 1766 году, который поддерживал бизнес [13]. Однако продлилось это не долго и через 16 лет был принят новый тариф, который представлял противоположную политику – фритредерство.
В 1819 году был принят новый либеральный тариф, снявший все запреты на импорт иностранных товаров и экспорт российских. Были назначены самые умеренные адвалорные пошлины – от 2 до 15%, что содействовало увеличению импорта в Россию. Однако тариф этот продержался недолго и вновь расстроил торговый баланс страны. Поэтому в 1822 году был принят охранительный Тариф [13].
Пересмотр фискально-протекционистского курса в 40-х годах XIX века завершился принятием Таможенного тарифа 1850 года – либерализация таможенного курса, т.е. движение от протекционизма к умеренно- покровительственной политике и даже фритредерству [14].
Новый этап пришелся на конец XIX – начала XX веков, так как произошел переход к жесткой протекционистской политике, потребовавшей от таможни тщательного контроля как всех грузов, так и пограничной территории. Введение Тарифа 1891 г. обострило проблему контрабандного ввоза товаров. В связи с этим начался пересмотреть положения Таможенного устава [15].
Таким образом, нельзя дать однозначную оценку таможенной политики для бизнеса. Из-за постоянных изменений таможенных уставов, тарифов, которые зачастую колебались от политики протекционизма к политике фритредерства, что в значительной степени влияло на динамику развитие бизнеса, то делая всё по его защите, то принимая либеральные преобразования, затормаживающие развитие бизнеса в России.
Частно-государственное партнерство – это юридически закрепленные отношения между государством и бизнесом, основанные на распределении ответственности и рисков участников, осуществляемые в целях повышения эффективности национальной экономики страны, а также для повышения доступности и качества услуг, предоставляемых государственными и муниципальными органами [3].
Частно-государственное партнерство существует в России еще с давних времен. Однако, до второй половины XVII века партнерского взаимодействия между бизнесом и властью были в зачаточном состоянии и не отражали содержание современного понятия частно-государственное партнерства – это подтверждают этапы формирования и развития частно-государственное партнерства [17], [20]:
Таким образом, период Российской империи можно назвать периодом наиболее динамичного развития частно-государственное партнерства. Тем самым, именно в это время наиболее активно развиваются взаимоотношения государства и бизнеса в дореволюционной России.
Примеры успешного сотрудничества между государством и бизнесом в Дореволюционной России
Дореволюционной России служит взаимоотношения с Андреем Денисовичем Виниусом. Обнаружив под Тулой «доброй руды», он в 1632 году приобрёл право на построение там железоделательного завода, обязавшись «учить государевых людей всякому железному делу», а также поставлять пушки и железо в казну по назначенной цене, тем самым получив жалованную грамоту царя Михаила Федоровича на монопольное устройство заводов с правом безоброчного владения на 10 лет. Для строительства предприятий Виниус А.Д. получил ссуду из казны, кроме того, он освобождался от уплаты торговых пошлин и ежегодно получал 3 тыс. руб. в качестве задатка за железо [19].
В результате сотрудничества государством и бизнесом в 1637 году на реке Тулица, в 15 км от Тулы, был построен Верхне-Тульский чугуноплавильный завод, позже Нижне-Тульский завод.
Благодаря Виниусу А.Д., у России появился доступ к более дешёвому железу и отпала необходимость покупать его по высокой цене у шведов.
Таким образом, в результате частно-государственного партнерства с Виниусом А.Д. Российскому государству открывались новые возможности. Верхне-Тульский и Нижне-Тульский заводы дали большой толчок в развитии промышленности в России.
Другим, и довольно известным примером сотредничества между государство и бизнесом является строительство Царскосельской железной дороги [18].
В 1836 году австрийским инженером Франц Герстнер получил концессию на сооружение первой в России железной дороги между Петербургом и Царским Селом. На строительство трассы трасса длиной в 26,6 км. Государством было выделено специально созданному Обществу Царскосельской железной дороги 5 млн рублей.
Данное сотрудничество было настолько успешно как для государства, так и для бизнеса, что в период железнодорожного бума в России, начавшимся через 30 лет после строительства первой железной дороги, было выдано 53 концессии на строительство 23 тыс. км дорог [20].
3.1 Меры государственной поддержки бизнеса в дореволюционной России
Проанализировав историю становления бизнеса в дореволюционной России, её налоговую и таможенную политику, а также примеры взаимодействия бизнеса и государства я вывела следующие Меры государственной поддержки бизнеса:
3.2 Актуальные решения
Несмотря на то, что в настоящее время бизнес кардинально отличается от того, каким он было 100 – 200 лет назад, меры его поддержки остаются актуальными и на сегодняшний день.
В нашей действительности, невозможно представить ситуацию, в которой бизнес мог бы действовать абсолютно свободно. Ему приходится существовать в рамках, которые создаёт государство, и которые закреплены на законодательном уровне в различных документах. Однако, в настоящий момент, существует ряд «пропусков» в законах, и в этих областях бизнес совершенно не знает, что делать. Одни находят различные пути выхода, обхода спорных ситуаций, а для других это становится непреодолимой преградой, тормозя развитие бизнеса. Таким образом, и на сегодняшний день закрепление принципов деятельности бизнеса на уровне закона является актуальным решением государства в области мер поддержки, оказываемых бизнесу.
Другим актуальным решением, среди мер по поддержки бизнеса является политика протекционизма, которую активно использовали в сфере таможенного регулирования Петр I и Екатерина II. Сама по себе, политика протекционизма представляет из себя ряд мер по ограничению импорта товаров и услуг. Такой метод всегда вызывал большие споры, потому что подобная политика развивает национальное производство и защищает отечественных производителей, но может вызвать ответные меры других стран, застойные явления в экономике, усилить монополизм и снизить конкурентоспособность отечественной продукции. Однако, ведя умеренную политику, отрицательных последствий возможно избежать. При этом, как ранее было упомянуто, рост и развитие бизнеса в России преследует именно периоды, когда курс экономической политики был повернут в сторону протекционизма, так было и при Петре I, такая же ситуация прослеживается и в современном обществе. Таким образом, проведение политики протекционизма является актуальной мерой поддержки бизнеса.
Другим актуальным решением из прошлого является частно- государственное сотрудничество, успешные примеры которого были разобраны в пункте 2.2. Это явление является особенно важно для взаимоотношений государства и бизнеса по той причине, что каждая из сторон получает выгоду от такого сотрудничества.
Все эти меры продолжают существовать и активно используются нашим государством сегодня.
Одним из приоритетных направлений является совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности бизнеса. К таким мерам, в частности, относятся (ст. 7 Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ):
В сложившейся ситуации, огромную роль играют черты политики протекционизма. Из-за ухода ряда компаний с российского рынка для российского бизнеса всех масштабов открылись огромные возможности. Государство всячески пытается поддержать бизнес в сложившейся ситуации и вводит практически ежедневно всё новые меры поддержки.
Взаимоотношения государства и бизнеса в дореволюционной России были основаны на экономических отношениях, в которых государство играет роль регулятора, который устанавливает законы и нормы для хозяйствующего субъекта, то есть для бизнеса, тем самым заставляя бизнес находится в зависимости от государства. Помимо этого, важной особенностью развития бизнеса в дореволюционной России является неразрывная связь с историей самого государства, различные исторические колебания очень сильно отражались именно на деятельности, которую вёл бизнес.
В данной работе были проанализированы налоговая и таможенная политики государства по отношению к бизнесу в дореволюционной России. При этом было выявлено, что как налоговая, так и таможенная политика не были однородными по отношению к бизнесу – то есть постоянно колебались, тем самым, то давая сильные толчки для развития бизнеса, то делая осуществление их деятельности весьма затруднительной.
Помимо этого, было разобрано такое явление как частно- государственное партнерство, которое оказало большое влияние на развитие бизнеса и по сути является прямой формой взаимодействие между государством и бизнесом. Особенно хорошо это видно на примерах такого сотрудничества – с Виниусом А.Д. и при строительстве Царскосельской железной дороги.
В результате проделанной работе были выделены основные типы государственной поддержки бизнеса в дореволюционной России:
Помимо этого, были детально проанализированы выделенные выше меры и отобраны наиболее актуальные решения, которые применялись успешно в прошлом, и также успешно могут применятся сейчас:
А также назвали сроки его оплаты
Настоящий деликатес многим сибирякам стал не по карману
В больницу парень попал с ожогом глаз после встречи с женихом своей бывшей девушки
Суд признал договор дарения квартиры недействительным
С 11 по 17 ноября в регионе произошло 89 возгораний
На этот раз сумма чуть более 863 тысяч рублей