Закон о тайном голосовании напрочь исключает тайну голосования

Вадим Агеенко, депутат заксобрания Новосибирской области:

— О том, как принимался закон об электронном голосовании и почему этот закон, на мой взгляд, нарушает наши права и противоречит избирательному законодательству.

Обратим внимание на некоторые детали.

Законопроект № 912249-7 был внесен в ГД РФ 2 марта 2020 года (понедельник) и был зарегистрирован в 19 час. 19 мин. по московскому времени. Оказывается, Госдума работает у нас и после окончания рабочего дня.

Внесли законопроект Ольга Савастьянова, председатель комитета по регламенту («Единая Россия», Республика Коми, Ненецкий автономный округ, Архангельская область, Кировская область), Ирина Марьяш, заместитель председателя комитета по контролю и регламенту, («Единая Россия», Кабардино-Балкарская Республика), Дмитрий Ламейкин, член комитета по контролю и регламенту («Единая Россия», Краснодарский Край) и Михаил Емельянов, первый заместитель председателя комитета по государственному строительству и законодательству («Справедливая Россия», Ростовская область).

В законопроекте шла речь о поправках, предусматривающих возможность собирать подписи за выдвижение кандидатов с помощью электронной системы «Госуслуги». В этой части проект больших вопросов не вызывал, поскольку в подписных листах и так полностью раскрывается информация о «подписанте»: ФИО, паспортные данные, место регистрации, дата заполнения и личная подпись. Конечно, все вышеперечисленное относится к личным данным гражданина и охраняется законом. С другой стороны, гражданин в подписном листе вполне осознанно предоставляет свои личные данные, и здесь никаких противоречий с законом юристы не усматривают. Правительство РФ и правовое управление ГД РФ дало положительное заключение на этот законопроект.

Кто сдавал в избиркомы подписи, знает, что браковали их в основном из-за неточности (описки) в ФИО, данных паспорта или месте регистрации. Казалось бы, нововведение может помочь избежать таких ошибок и долгих споров о достоверности подписи гражданина, потому что при регистрации на сайте «Госуслуги» все данные о гражданине проверяются досконально и точно. Правда, в этом же законе предлагалось изменить процент допустимых недостоверных подписей с 10 до 5% (это жестко), а в «бумажных подписных листах» предписывается подписанту собственноручно заполнять не только дату и подпись, но и собственные ФИО (очень неоднозначная норма с учетом подчерков подписантов). Короче, собрать и нормально сдать подписи теперь будет еще сложнее.

Казалось бы, комитет ГД по контролю и регламенту для ФЗ-67 — не совсем профильный, и тем не менее законопроект отписали в этот комитет, руководство которого сам этот проект и внесло. На следующий день комитет рассмотрел законопроект и направил его во все комитеты ГД, в правительство, в субъекты РФ.

9 марта комитет рекомендовал ГД принять законопроект в первом чтении. Интересный факт: официальный отзыв правительства РФ на законопроект поступил в ГД РФ только 20 марта 2020 года. То есть на момент заседания комитета такого отзыва от правительства в комитете не было? Депутатов не интересовало мнение правительства?

14 марта Госдума на своем заседании приняла законопроект в первом чтении и установила месячный срок для внесения поправок до 13 мая 2020-го. На этот же срок было назначено рассмотрение законопроекта в ГД во втором чтении.

И вот тут происходит самое интересное. Перед самым окончанием срока подачи поправок в комитет поступают наиболее спорные поправки, которые в корне меняют суть законопроекта и предусматривают возможность электронного голосования на всех выборах (в субъектах должны быть приняты свои законы по этому поводу) с помощью системы «Госуслуги» и через почтовое отправление бюллетеня. Интересно, что эти поправки внесли… сами разработчики-инициаторы первоначального законопроекта — депутаты Савастьянова, Марьяш и Ламейкин.

Далее все происходит еще стремительнее. В день окончания срока подачи поправок, 13 мая, комитет по контролю и регламенту рассматривает законопроект с поправками и рекомендует Госдуме принять его во втором чтении с учетом поданных поправок. В этот же день Госдума выносит этот законопроект на свое заседание и принимает его сразу во втором и в третьем чтениях и направляет законопроект в Совет Федерации.

Обратим внимание на то, что законопроект с новыми поправками, а депутаты даже не запросили новый отзыв у правительства РФ.

20 мая законопроект одобрен СФ и направлен президенту. Правовое управление и два комитета Совфеда дали положительные заключения на этот закон. 23 мая президент РФ подписал закон, которому присвоен № 154-ФЗ.

Итак, закон подписан и начинает действовать. В Интернете он вызвал бурю возмущений с общей темой: партия «Единая Россия» с помощью электронного голосования, «почтового голосования», которое практически невозможно проконтролировать, намерена на очередных выборах в Госдуму в 2021 году обеспечить себе очередную победу. Я тоже поддерживаю эту точку зрения и понимаю, как будет проходить это «дистанционное голосование» и кто будет принимать в этом голосовании участие. Побеждать будет тот, кто владеет этими электронными базами данных. Но я сейчас не об этом.

Давайте еще раз обратимся к основному избирательному закону № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…», в который и внесли эти новые изменения. Я, конечно, не юрист и не большой специалист в избирательном праве, но позволю себе напомнить основные принципы избирательного процесса со ссылкой на статьи действующего закона № 67-ФЗ.

Статья 3. «Принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума»: Гражданин РФ участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Статья 7. «Тайное голосование»: Голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.

Но мы с вами все хорошо понимаем, что информация о голосовавшем в системе «Госуслуги» весьма открыта на предмет личных данных, ну а уж отправленный по почте бюллетень предполагает указание ФИО и адрес отправителя. Применение «электронного и почтового голосования» нарушает тайну голосования. Как же так? Получается, в одном и том же федеральном законе одни статьи противоречат другим?

Эти вопросы нужно выяснить в Конституционном суде РФ. Хотя мы знаем цену заключений по другим законам, но попробовать надо. Надеюсь, что в стране найдутся грамотные юристы, которые заинтересуются вопросом сохранения основного принципа избирательного законодательства — голосование должно проходить тайно, чтобы исключить возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.

Вот такие у меня мысли по электронному голосованию. Лично я считаю, этот способ голосования напрочь исключает тайну голосования.

По материалам публикации эксперта на личной странице в Facebook

 

tkrasnova

Recent Posts

Новосибирская сеть кофеен «Кузина» вновь ушла от дефолта

Компания балансирует на этой грани уже несколько месяцев

42 минуты ago

«Спецавтохозяйство» получило иски на сумму более 67,6 млн рублей

Истцом выступает московская компания «Энергосила»

17 часов ago

Новосибирская школьница сбежала от отца с мачехой, обвинив их в истязании

Следователи проводят проверку условий проживания девушки в семье

18 часов ago