С 1 января 2019 года Новосибирская область вместе со всей страной переходит на новую систему обращения с отходами. Теперь деятельность по сбору, транспортировке, обработке, обезвреживанию и захоронению отходов будет централизовано обеспечиваться региональным оператором. Готова ли область к такой работе и что в связи с изменениями законодательства изменится для населения? Эти вопросы депутаты рассмотрели в ходе ноябрьской сессии регионального парламента.
Новый закон по обращению с твердыми коммунальными отходами вступит в силу чуть больше чем через месяц. На сессии депутаты подняли ряд вопросов о новых правилах и новых тарифах, которые им задают избиратели.
— Сегодня уже конец ноября. До нового года осталось 39 дней, а тариф еще не утвержден. Между тем, без этой цифры у нас нет понимания сколько нам потребуется заложить в бюджет области для субсидирования вывоза мусора малообеспеченным семьям, и прочим льготникам, — поинтересовался на сессии депутат регионального парламента Денис Субботин у министра ЖКХ Дениса Архипова. — Кроме того, не понятно, кто физически будет вывозить мусор, особенно на селе. Например, в нашем селе единицы платят за вывоз мусора частнику, остальные увозят контейнеры сами. Не получится ли сейчас, что все жители автоматически будут вынуждены платить за услуги, которые им фактически не оказываются?
Архипов пояснил, что там, где услуга не оказывается, за нее не нужно будет платить. Он также отметил, что централизованно ТКО сегодня вывозятся с территории 98 населенных пунктов области из 1500 тысяч расположенных в регионе.
— Задача, которая стоит перед региональным оператором ООО «Экология-Новосибирск»: с 1 января зайти в новую систему, не нарушив то, что сейчас работает. Начиная с 1 января мы будем осуществлять мониторинг ситуации — где, в каких населенных пунктах сколько производится отходов — создавать и расширять систему в течение года, — добавил министр.
Тариф на вывоз мусора, как коммунальной услуги областной департамент по тарифам планирует утвердить в декабре. С 1 января 2019 года плата будет взиматься не с квадратного метра, а с человека. Составляющими тарифа станут налог на добавленную стоимость и плата за негативное воздействие на окружающую среду.
— Задача этого налога: он будет аккумулироваться на федеральном уровне и в формате федеральных субсидий распределяться по регионам на создание новой инфраструктуры, — отметил Денис Архипов.
В Новосибирскую область средства в рамках этой субсидии начнут поступать с 2020 года.
— Ранее вывоз ТКО был жилищной услугой, теперь коммунальной, которая облагается НДС, поэтому за нее придется платить больше. Ранее экологический сбор платили только юридические лица, теперь эта обязанность накладывается и на физлиц, — поясняет депутат Заксобрания Дмитрий Козловский. — Сельские жители при самовывозе ТКО будут платить только утилизационный сбор — владельцам полигонов. Для этого им не нужно будет заключать договоры с региональным оператором.
Депутаты обратились в профильный департамент с просьбой как можно быстрее предоставил точные расчеты тарифа, чтобы учесть сумму субсидий в бюджете 2019 года.
Кроме того, парламентарии в очередной раз напомнили, что не смотря на настойчивые предложения депутатов, территориальная схема, которая утверждена в 2016 году и определяет места накопления ТКО, до сих пор не доработана. Далеко не во всех населенных пунктах области с 1 января получится организовать вывоз мусора. Кроме того, остро встает вопрос финансирования содержания площадок накопления ТКО.
— Мы сегодня работаем в рабочих группах и видим, что по некоторым вопросам регион не готов к вводу новой системы утилизации ТКО. Главы муниципальных образований, на которых возложены обязательства по содержанию площадок накопления отходов, начинают понимать, что у них нет средства на эти цели. В бюджете, который мы сейчас принимаем на 2019-2021 годы эти деньги также не заложены, — констатировал депутат, зампредседателя комитета по строительству и ЖКХ Вадим Агеенко. — Кроме того, в регионе, как минимум 200 населенных пунктов до которых зимой просто не добраться и с 1 января включить их в новую систему утилизации ТКО будет просто невозможно. Эта поэтапность перехода вступает в противоречие с федеральным законом и с нашим областным законом, и с постановлением правительства, потому что обязанность возникает с 1 января: уже нужно платить и начислять. А если услуга не предоставляется? Это нужно решать юридически и вносить в нормативные документы Новосибирской области поправки, если будем вот так, поэтапно, вводить новую систему. Остается всего полтора месяца.
С тем, что тема перехода к новой системе обращения с твердыми отходами, особенно в деревнях, в небольших населенных пунктах вызывает много вопросов, согласен и спикер Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Шимкив.
— Допустим, деревня расположена в 50-60 километрах от райцентра, а полигоны, скорее всего, будут располагаться неподалеку от районных центров, — резюмировал спикер Заксобрания. — Кто будет возить эти отходы, за какие деньги? Нужно понять правила игры, ознакомиться с видением областного правительства и находить какой-то компромисс, который устраивает всех. Может быть, в первом квартале будущего года придется этот вопрос на каждой сессии слушать, — прокомментировал Шимкив во время пресс-подхода.
Глава Законодательного собрания предложил на заседании комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам вернуться к обсуждению этого вопроса до конца 2018 года. В последнее время во всех районах и населенных пунктах региона проходят встречи представителей регионального оператора, министерства ЖКХ, УК, ТСЖ, органов муниципальной власти и общественников, где разъясняются детали перехода региона на новую систему обращения с отходами.
Фото редакции
Видео Наталья Коробицына, Анатолий Лукьянов
Фото были сделаны в Томской области
С начала года в городе ликвидировано более 250 подобных объектов
Сейчас по городу работает до 10 комплексов фотовидеофиксации
В финальный список также попал проект, связанный с гастротуризмом
Средний чек кредита, напротив, увеличился
Два конкурса не состоялись из-за отсутствия заявок