Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» (ФГБОУ ВО «НГУЭУ», НГУЭУ)
Проблема: влияние предпринимательской деятельности на развитие общества в России и ее регионах.
Цель: исследовать влияние дореволюционной предпринимательской деятельности династии Перловых на развитие общества.
Задачи:
Актуальность: Мир меняется, появляются новые технологии, возникают новые проблемы, однако как бы то ни было, что в прошлом, что в современности предприниматели вынуждены шагать в ногу со временем, подстраиваться под перемены и стараться предложить то, что будет нужно и интересно потребителю. А это значит, что раньше — не проще, а просто не так как сейчас. Соответственно, у успешных предпринимателей того времени есть, чему поучиться, поэтому такие истории развития и ведения бизнеса всегда будут актуальны, а кого-то они могут мотивировать.
Итак, прежде чем анализировать предпринимательскую деятельность династии Перловых необходимо окунуться в историю и посмотреть, кто же они такие, чем занимались и что привнесли в общество того времени.
Можно сказать, что именно Перловы стали основоположниками чаеторговли в России. А началось все с 1700 года, когда родился основатель династии Иван Михайлов, у которого на тот момент фамилии не было. Иван Михайлов был купцом, и хоть он не имел отношение к торговли чаем, именно ему удалось накопить капитал, необходимый для реализации идей его потомков в будущем. А непосредственно розничной чаеторговлей в Москве стал заниматься его сын, Алексей Иванович, которому позже было позволено принять фамилию «Перлов» в качестве официальной. [5] Благодаря тому самому капиталу он входил во вторую гильдию купцов, что давало право на торговлю как розницей, так и оптом. Дела шли в гору, он познакомил обычное население с чаем – сделал его доступным для них, благодаря относительно низким ценам по сравнению с конкурентами. Как же ему удалось уменьшить расходы? Все дело в том, что Алексей Иванович отказался от посредничества, открыв свою кантору по закупке чая у китайцев в забайкальской Кяхте. На это и в наше время не каждый решится, и даже сложно представить, насколько тогда это был рискованный шаг. Однако это в конечном итоге окупилось: у предпринимателя была хорошая прибыль и достойная репутация.
В последующем это дело естественно передалось его сыновьям, из которых выдающимся в ведении бизнеса стал Василии Алексеевич. Братьям удалось расширить свою компанию и открыть множество других филиалов, охватив столичные и провинциальные рынки. Позже Василий Алексеевич Перлов оказался в первой высшей купеческой лиге, что дало еще больше преимуществ, так как теперь можно было продавать оптом не только по
России, но и за рубежом. Они с братом Иваном получили звание потомственного почетного гражданина.
Конкуренция в этом деле стала высока, но это не мешало Перловым оставаться лидерами. Дело не только в низких ценах, о которых уже упоминалось ранее, но и в качестве товара, на котором компания никогда не экономила. Более того Василий Алексеевич перенял тактику у своего конкурента и начал продавать чай по сортам с разной стоимостью, чтобы потребитель понимал, какой товар он приобретает. Качество товара удавалось сохранить благодаря сухопутной доставке груза, ведь именно так в чае сохранялся вкус и аромат, чего не скажешь при морском перемещении. Так появилась фирма «Василий Перлов с сыновьями», которая принесла известность еще и в Европе, так как его сыновья открыли магазины в таких городах, как Париж, Варшава, Вена и Берлин. В конце ХIХ века дом «Василий Перлов с сыновьями» имел 88 магазинов в России и Европе, из них только в Москве 14. [4]
Уже на этом этапе можно рассуждать о том, какой вклад внесла династия Перловых в развитие России. Именно благодаря им, благодаря низкой стоимости за качественный продукт, удалось превратить такой аристократический напиток в товар, который будет доступен массе. Более того, чай стал элементом традиционной бытовой культуры. А в XIX веке он был намерено противопоставлен водке, благодаря деятельность чаеторговцев и государства.
В 1887 году Перловы были пожалованы в потомственное дворянское достоинство, что явилось высшей формой награды для всего рода. Они также получили звание поставщиков императорского двора, что дало им право размещать государственный герб на фирменных этикетках, фамильный герб, кстати, они тоже получили при переходе из купечества в дворянство.
Позже фирма разделилась на две части по инициативе одного из совладельцев, Сергея Васильевича, – он решил открыть свою. Первоначальным предприятием остались править сыновья Семена
Васильевича – Василий, Иван и Николай. Обе компании существовали параллельно и конкурировали между собой. Основной категорией в конкуренции стала целевая аудитория. Товар фирмы сыновей Семена Васильевича был рассчитан на массового потребителя, в то время как Сергей Васильевич уделил большее внимание состоятельному слою общества. Таким образом, в его магазинах начали продаваться чаи в красивых жестяных банках с этикеткой, на которой была представлена информация о пользе данного продукта. Этот упор на богатое население спас его от кризиса, который настиг его племянников.
Мимо Сергея Васильевича не прошла и культурная сфера жизни, и в своем торговом доме у него был собственный театр, на сцене которого выступали такие же любители искусства. По правде говоря, тогда еще театры популярны не были, но и после этого уровень его такой деятельности не стал выше любительского.
Их конкуренция обострилась в период перед коронацией Николая II, ведь на такое событие должно было собраться множество почетных гостей, в том числе и канцлер Китайской империи. Ну, и не сложно догадаться о том, что чаеторговцы не хотели упускать такой шанс подписания новых выгодных контрактов с Китаем, так как все поставки были оттуда, в связи с чем каждый начал готовится к приезду посла. [2]
В связи с таким событием Сергей Васильевич Перлов решил переделать фасад своего здания на улице Мясницкой на традиционный китайский лад. Для этой цели он даже пригласил известного архитектора, который идеально справился с поставленной задачей. Этот дом до сих пор украшает улицу Москвы и привлекает посетителей своим внешним видом, естественно после реставрации. [1,105]
Его племянники то же не остались в стороне, однако усложнять себе задачу они не стали. Было принято решение просто украсить дом в китайском стиле, вместо того, чтобы его перестраивать: на стенах теперь висел шелк с китайскими надписями и красные фонари. И, несмотря на все усилия Сергея Васильевича, посол все же остановился у его племянников. [3, 63]
Если говорить о благотворительной деятельности, то обе фирмы ею занимались, но опять же по-разному. В Перловке Иван и Николай Семеновичи построили деревянный храм Донской иконы Божией матери с колокольней. Освятили это событие в день рождения Николая II, императору, конечно же, было об этом доложено.
Что касается Сергея Васильевича, то он отдал предпочтение помогать людям, а именно старался сократить уровень безработицы. Он уважал любой труд: как собственный, так и чужой. В свои имения и дома Сергей Перлов устраивал на работу как можно больше людей, иногда даже придумывая дополнительные «должности», которые по факту были и не нужны. Многие знакомые не понимали этого, а он тем временем говорил: «Как вы не хотите понять, что я стараюсь бедным людям дать кусок хлеба». А с 1880 года Сергей Васильевич Перлов числился почетным членом благотворительного Санкт- Петербургского Дома милосердия, где оказывали различную помощь заблудшим душам. Он также ежегодно жертвовал 25 рублей на нужды Арнольдо-Третьяковского училища для глухонемых детей. Самым колоссальным его пожертвованием стало финансирование строительства монастырского комплекса Казанской Амвросиевской женской пустыни. Благодаря его средствам, комплекс не только удалось отстроить, но и обеспечить его хозяйственной независимостью.
Теперь, зная всю историю династии Перловых, можно уже говорить о фактах, которые позволили им стать успешными. Безусловно, без стартового капитала тут не обошлось, но сейчас не об этом. Во-первых, на начальном этапе развития компании Алексей Иванович предпринял то, что давало им преимущество на фоне конкурентов, а именно поставка без посредников. Это позволило установить цены ниже рыночных того времени. Соответственно, обычные люди смогли позволить себе так называемую роскошь. Во-вторых, огромную роль сыграло качество товара, которое также было на высоте, благодаря сухопутной перевозке. Более того, будучи успешным предпринимателем, Василий Алексеевич сумел проанализировать конкурентов и перенять идею нормировки чая, тем самым еще больше улучшив качество продукции. Таким образом, они сделали большой вклад в жизнь страны, дав возможность простым смертным не только приобретать такой продукт, но и сделать его элементом традиционного быта.
Еще одним ключом к успеху стал выход на новые рынки – зарубежные, опять же заслуга Василия Алексеевича. Именно при нем этот бизнес масштабировался: открывалось множество магазинов по России и другим странам. К этому моменту у них уже был сформирован имидж, который они сохраняли на протяжении всей деятельности фирмы. Нельзя не упомянуть тот факт, что присвоение им привилегий от государства добавляло компании определенную статусность.
Стоит также отметить деятельность Сергея Васильевича, который в одиночку создал свою отдельную фирму. На первых парах в его деятельности актуальным бизнес-решением стало красивое оформление упаковки, поскольку он выбрал для себя богатых людей в качестве целевой аудитории. А в качестве люксового товара был хрустальные чайницы. Таким образом он сделал акцент не на цену товара, а на качество и его обложку.
Кстати говоря об обложке, Сергей Васильевич Перлов внес также отчасти вклад в регион, благодаря его актуальному бизнес-решению на тот момент. А именно речь идет о перестройке фасада его торгового дома на улице Мясницкой. И пусть этот проект потерпел поражение по итогу, он и по сей день украшает эту улицу, ведь такая конструкция не может остаться незамеченной. Хотя поражение он потерпел только в контексте той цели, для которой и был разработан, однако это стало хорошим способом привлечь внимание и вызвать интерес у потребителей.
Что уж говорить о вкладе в страну, затрагивая тему благотворительности, которой на счету у, по крайней мере, Сергея Васильевича было немало. Он по истине заслуживает уважения хотя бы за то, что пытался сократить уровень безработицы, старался подобрать работу тем, кто в ней так нуждается, пусть и в убыток себе. Ну и, конечно, на его счету немало материальной помощи другим людям и детям с определенными проблемами. Кто знает, кому он помог еще.
Таким образом, Перловым не просто удалось создать семейный бизнес, они построили целую империю, которая отвечала за товар и его качество, которая всегда держала марку и деятельность которой была направлено на всеобщее благо.
Ведение бизнеса — это всегда ответственное и рисковое занятие. Кто-то не выдерживает конкуренции и уходит с рынка, а кто-то не просто остается на плаву, но и выходит на лидирующие позиции, и династия предпринимателей Перловых тому пример.
Благодаря их упорству, трудолюбию и умению находить выходы из различных ситуаций, либо же предпринимать что-то новое, им удалось создать великую компанию, которая просуществовала на протяжении многих лет. Это заслуга каждого из тех, кто принимал участие в развитии компании, никто из потомков не утратил марку, а напротив, сделал ее еще лучше. У всех них был дух предпринимателя и соперничества, каждый старался привнести что-то свое и быть лучшим в своем деле.
Их заслугами изменилось отношение всего народа к чаю, который они теперь смогли себе позволить, ведь чай явно лучше водки. Таким образом, фирма Перловых работала не только ради своей выгоды, но и ради блага всего общества в целом.
Оставьте свой голос поставив лайк
Вся информация, размещенная на информационно-аналитическом портале www.Infopro54.ru (тексты, иллюстрации, фотографии, графические материалы, элементы дизайна, видео), охраняется в соответствии с законодательством РФ. Любое использование текстовых материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при упоминании Infopro54.ru и наличии активной гиперссылки на infopro54.ru. Использование (воспроизведение) всех фото и видео-материалов возможно только с письменного разрешения редакции информационно-аналитического портала Infopro54.ru и со ссылкой на портал. Редакция Infopro54.ru не несет ответственность за:
Infopro54.ru — информационно-аналитическое, сетевое издание. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 78381 от 29.05.2020 г, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Новосибирск Медиа» Infopro54.ru - Новости Новосибирска и Новосибирской области. Новости Сибири.
© 2023 г. Общество с ограниченной ответственностью «Новосибирск Медиа» 18+
Infopro54 - Важные новости Новосибирска и Новосибирской области. Новости Сибири
Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией InfoPro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна