В мае 2020-го словосочетание «эпоха пандемии» уже не звучит так излишне пафосно, как показалось бы в марте. Потому что вдруг оказалось, что это и впрямь эпоха. Рубеж, излом, грань, поделившая быт и масс-культуру на «до» и «после».

Пожалуй, предыдущим столь же радикальным дробителем реальности была Вторая мировая война — событие, придавшее контрастную предметность понятию «довоенный». Недаром нас сейчас так причудливо впечатляют бытовые вещи из предвоенных 30-х — журнальные иллюстрации, игрушки, рекламные картинки.

Они нас и завораживают, и пугают. Потому что любая дизайнерская «довоенка» — это обжигающее солнце стиля ар-деко и яростная беззаботность накануне катастрофы. Вот и сейчас фраза «до пандемии» звучит почти как «еще до войны», а предметная среда карантинных месяцев все пополняется и пополняется.

Впрочем, пандемия и война — это две разные разницы, накал драматизма все-таки не тот. И многие новинки карантинной эстетики даже не лишены обаяния.

Ярчайший милейший пример — это докучливые коты девушки Наташи. Разбудившие ее ранним утром и предварительно все уронившие. Эта картинка-мем стала, пожалуй, главным визуальным идентификатором карантинных дней. И отрадой самоизолирующихся, и вместилищем сверхсмыслов.

В Рунете эта картинка появилась еще в докарантинные дни, придя из сугубо специализированного сообщества «Котизм», а популярной стала уже в контексте самоизоляции. Ибо сюжет смешной картинки обладал практически беспредельной эластичностью: реплики котов, разбудивших Наташу, можно было переписывать под любую ситуацию, да и саму Наташу, которая в кадре не видна, можно было заменять на кого угодно.

К тому же котики хорошо отождествляются с идеей домоседства, и вообще в веб-культуре они — культовые существа. Веб-мир — это, можно сказать, почти цифровой Египет. Мир, где власть и слава котиков близка к абсолюту.

За время всенародной раскрутки мема сменщиками Наташи в диалоге с котами успели побыть Ленин, Владимир Путин, Дмитрий Песков, Дональд Трамп и еще множество исторических личностей, действующих знаменитостей и полузвезд, почитаемых в локальных сообществах.

И вот, наконец, произошло предсказуемое — сюжет из полуфольклорного контекста Рунета проник в профессиональную визуальную среду — в мир рекламы. Наташиных котов интегрировала в свои материалы строительная компания «ВИРА-Строй» для рекламы жилого дома «Ника».

Конвертация исходного мема изящно проста — создатели постера использовали главный талант наташиных котиков — дар «ронять вообще все». В версии «ВИРА-Строй» коты уронили цены. Мем, к слову, воспроизведен абсолютно узнаваемо, но не буквально — если все предыдущие интерпретаторы просто переписывали на свой лад черно-белые плашки кошачьих реплик, то в вирастроевской версии визуалка целиком своя. Во-первых, другой состав котов. Вместо пушистых персов и сибиряков — полосатый беспородный «барсик» и шотландский вислоухий с ярко-оранжевыми глазами. Шотландские вислоухие кошки (скоттиш-фолды) — они и сами по себе в числе культовых обитателей веб-мира. Их естественный фенотип — маленькие, будто обмыленные уши, круглые щечки, яркие и большие, совиные глаза — все это идеально отвечает максиме сетевой «мимишности», запросу на странности и умилительность. А поскольку странности и умилительности в шотландской кошке точно поровну, прима любой рекламной картинки из нее получается идеальная. Во-вторых, свою функциональную семантику имеет даже фон. Яркого оранжевого фона нет в исходной картинке с наташиными котами — там фоном служит вполне нейтральный потолок над кроватью. В «вирастроевской» трактовке оранжевый фон — ненавязчивая, но интуитивно понятная отсылка к архитектурному дизайну строительной компании. В оформлении многих домов СК «ВИРА-Строй» обильно используется оранжевый — и в чистом виде, и в градиентном переходе к алому. В общем, роняющие коты у СК «ВИРА-Строй» получились свои собственные, но хорошо отождествимые с веселой и многозначной картинкой из Рунета. Которая, к слову, при всем обилии вкладываемых смыслов остается в памяти именно как милая и позитивная. Потому что котики — визуальный аргумент практически неотразимой мощи.

Фото автора

tkrasnova

Recent Posts

«Спецавтохозяйство» получило иски на сумму более 67,6 млн рублей

Истцом выступает московская компания «Энергосила»

15 часов ago

Новосибирская школьница сбежала от отца с мачехой, обвинив их в истязании

Следователи проводят проверку условий проживания девушки в семье

15 часов ago

Объединение диспетчерских ускорило работу скорой помощи в Новосибирске

Медики стали оперативнее приезжать по вызовам пациентов

16 часов ago