Несколько районов области могут исчезнуть из-за миграции населения в Новосибирск

Правительство Новосибирской области представило депутатам Законодательного собрания отчет о ходе исполнения плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года за 2022 год.

Неудачи года

Заместитель министра экономического развития Виталий Шовтак напомнил, что в стратегии предусмотрены три сценария развития (консервативный, инновационный и целевой, направленный на внешние рынки).

— Экономика региона и страны в целом в 2022 году работала в условиях жестких санкционных ограничений со стороны недружественных стран, нестабильности в мировой экономике, а также высокой ключевой ставки Центрального Банка, которая доходила до 20 процентов. Поэтому мы выбрали консервативный вариант, — отметил докладчик на заседании комитета Законодательного собрания Новосибирской области по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности.

От уточнил, что в рамках плана предусмотрено 212 показателей. По итогам 2022 года 117 показателей превысили планируемые значения, 20 – в пределах плана, 59 показателей (это 27,9%) – не исполнены.

Перечисляя показатели, где не удалось достигнуть плановых значений, Виталий Шовтак назвал среднегодовую численность постоянного населения.

— Не удалось достичь этого показателя буквально на 100 человек, тем не менее, факт недостижения вызывает опасения, — отметил замминистра.

Второй показатель, по которому не удалось достигнуть Индекс физического объема валового регионального продукта составил 101,4% вместо запланированных 103%. Не выполнен показатель «доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей» – 22,8% вместо 24,2%.

— Сама ситуация, что Новосибирская область, обладая высоким инновационным и научным потенциалом недовыполняет этот показатель, требует дополнительных управленческих мероприятий, — прокомментировал Виталий Шовтак.

Следующий показатель, по которому не удалось достигнуть плана — Индекс физического объема инвестиций в основной капитал при плане 102,5% составил 84,9%. То есть, реальные инвестиции в основной капитал сократились на 15%.

— Этому есть и объективные причины, прежде всего, процентная ставка ЦБ, которая не могла не сказаться на инвестиционной деятельности. Это серьезный вызов развитию региона, поскольку инвестиции определяют темпы развития в будущем, – отметил замминистра.

Среди недостигнутых показателей – ожидаемая продолжительности жизни при рождении. При плане 72,2 года фактический показатель 71,5. Не достигнут и общий коэффициент рождаемости.  Зато коэффициент миграционного прироста выше плановых значений.

— Миграционный прирост компенсировал нашу естественную убыль, но мы должны понимать, что миграционный прирост требует дополнительного внимания, так как имеет и отрицательные моменты, которые в будущем могут сказаться на внутренней экономической и социальной ситуации, — отметил докладчик.

По данным отчета, численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума снизилась на 2,3 процентных пункта. Ухудшение произошло по показателям: реальные денежные доходы населения, индекс реальной начисленной заработной платы, в процентах к предыдущему году. В то же время выросла среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, составившая 53 756 рублей.

При этом объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет Новосибирской области резидентами действующих парковых проектов составил 342,5% (вместо 840 млн рублей получено 2,877 млрд рублей).

Дисбаланс финансирования

Свое недоумение данными демографии высказал заместитель председателя комитета Дмитрий Франчук:

— На ваших слайдах по демографии отправная точка 2018 год. Но закончилась избирательная кампания и мы все видим реальные цифры (по количеству избирателей). Видимо, нет разделения между Новосибирской агломерацией и остальными районами. Например, у меня на округе по сравнению с 2018 годом убыль населения больше 10% (Депутат избран по 4 округу, Барабинский, Здвинский районы. — Ред.). А у вас в «зеленой» зоне — 100,2%, — прокомментировал он.

Замминистра признал существование дисбаланса между численностью населения в Новосибирской агломерации и всей остальной территорией области:

— Агломерация вбирает в себя весь миграционный прирост, кроме того, существует внутрирегиональная миграция. Происходит «стягивание» населения в Новосибирскую агломерацию, что обескровливает наши муниципальные образования. Процесс отчасти закономерный, поскольку в агломерации концентрируется большая часть производств, здесь более высокие зарплаты, есть вся социальная инфраструктура. В то же время на реализацию программы комплексного развития территории из областного бюджета направлено около 1 млрд рублей, — охарактеризовал ситуацию чиновник.

Дмитрий Франчук предложил поменять приоритеты в стратегии и разграничить мероприятия по развитию Новосибирской агломерации и других местностей.

— С учетом того, что в 2024 году Новосибирская область не будет участвовать в КРСТ, стоит перенаправить бюджет на софинансирование мероприятий по улучшению материально-технической базы аграрных лицеев, которые как раз воспитывают такие кадры на селе, — добавил он.

Депутат Иван Мороз также поинтересовался, какие меры предпринимаются правительством, чтобы сохранить прирост населения в отдаленных селах.

— Есть ли в плане какая-то корректировка, чтобы сохранить прирост населения в отдаленных районах? Если мер не принять, то через десять лет таких районов, как Кыштовский, Северный, Усть-Таркский, Венгеровский не будет. Надо повернуть процесс. Но вижу, плана такого нет, — констатировал он.

Вице-спикер Законодательного собрания Ирина Диденко уверена, что территориальный подход в реализации стратегии социально-экономического развития области должен быть отражен более ярко. По ее словам, в развитии КРСТ регион дальше Бердска не ушел, поэтому предложила оказывать помощь различным муниципалитетам региона. Одним из способов поддержки предприятий вице-спикер назвала господдержку по отраслям экономики.

— Надеемся, что стратегия будет актуализирована.  В том числе, в отношении программ развития экономики, инвестиционной деятельности, развития малого и среднего предпринимательства. Очень надеюсь, что у нас появится отраслевая программа развития экономики, которая будет учитывать и географический признак, — отметила Ирина Диденко.

Вице-спикер подчеркнула, что на территориях региона сегодня особенно остро стоит кадровая проблема.

— Не случайно сегодня прозвучали предложения об организации обучения на местах, усилении целевого обучения. Мы считаем, что в ряде программ эти инициативы должны быть закреплены. Такие возможности есть, — убеждена Ирина Диденко.

Ранее редакция сообщала, что жители одного из сёл в Новосибирской области пожаловались на нехватку почтальонов.

Оксана Мочалова

Recent Posts

Все необходимое под рукой: как Новосибирск реализует концепцию 15-минутного города

Застройщики Новосибирска все чаще говорят о реализации концепции пятнадцатиминутного города, которая подразумевает шаговую доступность от…

4 минуты ago

Новосибирцы взяли в банках более 8 млрд рублей по ипотеке за месяц

Спрос на кредиты продолжает расти несмотря на повышение ключевой ставки

18 минут ago

Новосибирский депутат Аксёненко предложил пересмотреть систему расчёта пособий

По его мнению, введение минимального расчетного показателя обеспечит автоматическую индексацию пособий

14 часов ago

Форум «Золотая долина» стартовал в Новосибирске

Ключевая задача форума — усилить взаимодействие вузов и научных институтов с реальным сектором экономики

15 часов ago