Эксперты говорят о рисках ее внедрения в связи с изменениями в федеральном законодательстве.
— В этом году завершается федеральная программа по расселению граждан из ветхого и аварийного жилья (речь идет о многоквартирных домах, признанных аварийными до 2012 года), но на территории области реализуются и другие инструменты, в том числе региональная программа, а также проекты по развитию застроенных территорий (РЗТ), — заявил на пресс-конференции врио губернатора Новосибирской области Андрей Травников.
По его словам, три недели назад прошло обсуждение подходов по стимулированию развития проектов по РЗТ.
— Мы понимаем, что на территории города есть участки, где стоимость нового дома высокая и может покрыть дополнительные расходы граждан на расселение ветхих домов, поэтому они привлекательны для застройщиков. Но, есть территории, где экономика не складывается и необходима поддержка бюджета. Мы готовы на это пойти, — заявил Травников.
Он пояснил, что не хотел бы предоставлять единый процент софинансирования для всех участков РЗТ, поэтому достигнута предварительная договоренность об определении привлекательности каждого района Новосибирска и для каждого будет высчитан процент софинансирования со стороны областного и местного бюджетов.
— Так же мы посмотрим, как вовлечь в этот проект банки на льготных условиях, чтобы минимизировать наши расходы и создать финансовые возможности для застройщиков. Этот проект будет запускаться в 2018 году, — уточнил Андрей Травников.
Директор ГК «Сибмонтажспецстрой» Анатолий Павлов считает, что такая поддержка застройщикам нужна, но только на окраинах. Для работы в центральной части нужен только ясный и понятный регламент.
— Уверен, что она будет работать, — говорит Павлов.
— Возможно это будет софинансирование, возможно должен быть сделан какой-то договор, наподобие 583-ОЗ или в действующий областной закон внесены поправки. Но для начала нужно понять масштаб бедствия: провести полную инвентаризацию домов, которые находятся в ветхом и аварийном состоянии — с износом более 70%. Затем нужно изменить сами подходы к РЗТ, так как-то, что сейчас делает город — взимает определенную сумму за заключение договора РЗТ, не совсем правильно, — рассуждает Илюхин. — Хотя, если эту сумму не обозначать, то на конкурс пойдут всякие аферисты, которые не построят в итоге ничего.
В качестве варианта решения вопроса он предлагает деньги, поступающие от победителя конкурса, расходовать именно на площадку по которой они поступили — на расселение ветхого и аварийного жилья. Мэрия на это предложение пока не отреагировала.
— Предпочтительно, чтобы программа была областной, так как у области больше возможностей и региональный контролирующий орган (минстрой), наделен функциями контроля по 214-ФЗ и, если применять схему 583-ОЗ, это также полномочия минстроя области, и больше возможностей по формированию земельных участков в рамках этого областного закона, — говорит Вячеслав Илюхин.
По мнению члена общественного совета инспекции Госсстройнадзора, члена штаба РО ОНФ Ларисы Гильмутдиновой, такая поддержка застройщикам нужна и важна. Однако в связи с последними изменениями в законодательстве о долевом строительстве и с учётом не таких уж далёких перспектив его замены на проектное финансирование невольно возникает вопрос о ее актуальности и своевременности такой поддержки. Кто из девелоперов сможет и захочет ею воспользоваться в условиях снижения спроса на строящееся жильё, наличия негативных процессов на строительном рынке и ужесточения требований к застройщикам?
— На мой взгляд, поддержка, при условии возможности её реализации, может заключаться не только в софинансировании в целом на РЗТ, но и адресно, например, на финансирование строительства объектов социальной, транспортной и инженерно-технической инфраструктуры, — рассуждает эксперт. — Процентное соотношение софинансирования зависит от бюджетных возможностей региона и соответствующих муниципальных образований. Как правило, вложения региона являются более существенными, зачастую — в разы. Неплохо было бы задействовать и средства федерального бюджета в случае их выделения на эти цели, а также распространить действие программы на уже действующие проекты РЗТ.
Гильмутдинова с сожалением констатирует, что существует весьма реальная угроза невыполнения такой программы в связи с принятым в июле текущего года Федеральным законом № 218-ФЗ. Более того, есть вероятность, что уже начатые проекты РЗТ могут быть не завершены, так как сроки реализации подобных проектов значительно превышают срок переходного периода, установленный законодателем.
— Надеюсь, что при подготовке программы, предусматривающей поддержку на данные цели, разработчики учтут все эти риски, либо, как вариант, будут внесены очередные поправки в федеральное законодательство, позволяющие на льготных условиях реализовывать проекты РЗТ. Ведь от этого зависит и выполнение майских указов президента России о доступности и комфортности жилья для граждан, и инвестиционная привлекательность нашего региона, — говорит собеседник Infopro54.
По данным областного минстроя, по итогам 2016 года в регионе было расселено 45 тысяч кв. м. аварийного жилищного фонда, новые квартиры получили 692 человека, на эти цели из всех программ был направлен почти 1 млрд рублей. В Новосибирск в 2016 году снесено 43 аварийных дома, жилье получили 610 человек. На 2017 год для расселения домов было запланировано направить более 540 млн рублей из областного и местных бюджетов. В 2016 году мэрия провела аукционы на право развития 12 застроенных территорий, по их результатам заключено девять договоров, в ходе исполнения которых будет расселено 37 аварийных домов.
Юлия Данилова
Она злоупотребила своими полномочиями и несовершеннолетний лишился жилья
Запустить новый завод планируют до конца 2024 года
Компанию-оператора обвиняют в нарушении двух федеральных законов
Для решения проблемы алкогольной зависимости общества нужны другие меры
Это связано с завершением ремонта трамвайных путей
Так, рамках национального проекта в округе построено свыше 220 и отремонтировано 370 зданий медучреждений