Панельная дискуссия о туристическом потенциале и имидже Новосибирска, вписанная в Неделю бизнеса-2020 — это фактически календарный маркер 10-летнего юбилея необычного туристического сервиса — пешеходных экскурсий по Новосибирску. Формат этот был создан музеем города Новосибирска в 2010 году. И то обстоятельство, что директор музея Елена Щукина была в числе спикеров мероприятия, делало зримым ощущение некой «итоговости», обычное для юбилеев. За 10 лет проект, встреченный скептически, «себя доказал».
— На старте идеи пешеходных экскурсий мы столкнулись с недоумением, — вспоминает Елена Щукина. — Реакция часто была такой: «Экскурсии по Новосибирску? Да ладно! серьезно? Его же показывать нельзя, это страшный, серый город, истории никакой». Причем говорили это люди, принимающие решения.
Объясняется это стремительностью развития — Новосибирск просто не успевал наживать «годовые кольца» своей градостроительной ткани.
— Оттого, что Новосибирск развивался очень стремительно, у него нет концентрическо-послоевой структуры, типичной для городов с более неспешным развитием, — поясняет Елена Щукина. — К тому же сами официальные концепции градоразвития менялись в Новосибирске так быстро и радикально, что архитектурная ткань города просто не успевала нарастать плотно. Так, в Новосибирске относительно Ново-Николаевска радикально менялась трассировка улиц. То есть сначала они лежали одним образом, а потом по-живому прорубались, перекладывались — как например, Вокзальная магистраль, уничтожившая собой довольно много объектов новониколаевской поры. По меркам исторических городов 127 лет — сверхкороткий период. И ткань города, сформированная столь быстро, — это смесь и хаос.
Впрочем, хаос, из которого можно извлечь эстетическое впечатление, — уже не хаос, а эклектика. Из этого и исходила корневая идея экскурсий. По словам Елены Щукиной, на старте идеи у Новосибирска не было архитектурного реноме: в список признанных местных аттрактивов входили не объекты любования, а места досуга: зоопарк, планетарий, железнодорожный музей, Академгородок. Объектом, который представлял еще и архитектурно-созерцательный интерес, числился разве что театр оперы и балета.
— Новосибирск — город не массированного впечатления, а точечного, — констатирует Елена Щукина. — На многие объекты туриста надо именно наводить — ибо они находятся в довольно неожиданных предметных контекстах.
Среди нагляднейших примеров Елена Щукина назвала разбросанные по центру крячковские школы, застройку довоенных соцгородков, знаменитую «фиалковую арку» на улице Станиславского. Гигантская арка с лепными фиалками в сине-лиловых кессонах потолка — диковина, восхищающая московских гурманов «довоенки», но неизвестная многим горожанам. Естественная ситуативная близость экскурсии к квесту позволяет находить такие «фишки» с азартным удовольствием.
За десять лет экскурсии вызрели в автономный культурный сервис.
— Сейчас у нас 32 маршрута, — отмечает Елена Щукина. — 16 гидов, каждый со своим стилем и тематикой. Темы генерируют гиды и экскурсанты в своем общении — это такое совместное творчество в своем роде. У каждого сезона свои горячие темы. Например, 2 года назад была очень актуальна тема Расточки — в итоге образ «новосибирской Флоренции» хорошо разошелся по Рунету. В этом году актуальна тема «Прощание с Инской», воплощенная в очную экскурсию и фильм. Улица эта долго была невидима городу, пока до нее не дошли застройщики. И теперь она получила пусть ажиотажную, пусть с оттенком грусти и прощания, но известность. А речные экскурсии, надеюсь, помогут перепозиционировать Обь. Ведь река сейчас многими воспринимается не как украшение города, не как его сокровище, а просто как препятствие, косвенная причина пробок на мостах. Мол, пробки — потому что мосты, а мосты — потому что река. Такая вот утилитарная логика. Между тем, Обь — это и композиционная ось, и транспортная артерия. Мы, можно сказать, вернули трафик на реку. Пусть и в виде экскурсионных поездок. В 2020-м в поле зрения впервые попали нецентральные районы: Первомайский, Заельцовский, Ленинский. В августе 2020-го запустили экскурсию на электросамокатах. С 2016-го экскурсии проводятся круглый год. Были всего 3 случая отмены экскурсии по погодным обстоятельствам — из-за ураганов.
Сейчас основной проблемой развития проекта Елена Щукина называет категориальный потолок и неинтегрированность в федеральную систему экскурсионного сервиса:
— Наши экскурсоводы – настоящие пассионарии. Из 16 гидов 10 получили сертификаты по профессионализму. Но, увы, нет аккретидованных гидов — ни одного. При работе с иностранцами это зримая проблема — отсутствие аккредитации международного образца. Мы, увы, оказались не готовы к росту интереса со стороны интуристов. Например, часто заказывают экскурсии гости из Москвы для зарубежных партнеров — это пример того, как деловой туризм трансформируется в туризм культурно-созерцательный. Но проблемой становится отсутствие аккредитации. Из-за этого запрос на экскурсию отзывается.
Впрочем, с экскурсантами-россиянами такой проблемы, разумеется, нет.
— Это группы, которые формируются импровизационно, — говорит Елена Щукина. — Да, мы не туристическая компания, а музей. Но объем экскурсионного сервиса для неспециализированного предприятия очень большой. И мы расширяем диапазон подачи. Например, внедрили аудиоэкскурсии с аудиогидами, приготовили видео-цикл для YouTube. Сейчас как раз выходит 20 фильм «Видеопрогулки по Новосибирску».
Примечательно, что локдаун экскурсионной практике не повредил, а даже помог ее раскрутке.
— В карантинную пору мы переместили работу в Instagram, — отмечает Елена Щукина. — Гиды вели экскурсии по окрестностям мест проживания. 20 экскурсий в инстаграме. Началось с 200 просмотров, потом — более тысячи. Тысяча зрителей — немыслимый объем для офлайновой экскурсии.
Фото из соцсетей
Площадь пожара превышает 6 тысяч кв. метров
Всего в рейтинге 759 университетов из 92 стран мира
Регион вошел в рейтинг с самыми аккуратными водителями
Собака-поводырь погибла от удара током в троллейбусе 1,5 года назад
Средний бюджет на покупку презентов — 16 800 рублей
Авария произошла утром 24 ноября