Индекс физического объема производства напитков в Новосибирской области за 2019 год составил 88,2% к уровню 2018 года (По данным Новосибирскстата. — Ред.). Как уточнили в ответ на запрос InfoPro54 в министерстве сельского хозяйства региона, индекс производства минеральной природной питьевой воды по отношению к прошлому году вырос на 17,5%, а индекс производства безалкогольных напитков сократился на 43,1%.
— Не исключаю, что у потребителей изменились вкусы, и это повлияло на рост спроса на питьевую и минеральную воду, что способствовало увеличению объемов ее производства, — говорит Хританков. — У нас рост производства в 2019 году был в пределах запланированных показателей, может, немного больше, но не настолько, как по данным «Новосибирскстата».
— В прошлом году на заводе произвели более 207 млн литров напитков, — сообщила собеседник редакции.
Сегодня завод Coca-Cola HBC Россия в Новосибирске выпускает более 60 видов продукции. География поставок продукции компании охватывает 993,5 тысячи кв. км. В настоящее время завод является крупнейшим предприятием компании на Урале и в Сибири и третьим по величине предприятием в России по объему производства.
Участники рынка отметили, что не слышали о закрытии крупных производств-производителей безалкогольных напитков в области, поэтому не могут предположить, чем было вызвано такое падение индекса в 2019 году. В Союзе производителей безалкогольных напитков и минеральных вод России корреспонденту InfoPro54 тему также не прокомментировали, отметив, что на данный момент не располагают необходимой статистикой по региону.
— По данным Новосибирскстата, на индексы производства этих напитков повлиял перенос кода продукции «Воды искусственные минерализованные» из категории «Напитки безалкогольные» в «Воды питьевые», — говорится в ответе за подписью замминистра-начальника управления отраслевой технологической политики Виктора Апанасенко, полученном редакцией.
Индекс производства алкогольных напитков в Новосибирской области за прошлый год составил 96,8% к уровню 2018 года (в том числе по крепким напиткам), с объемной долей этилового спирта свыше 9% — 84%. То есть тоже упал на 3,2% и 16% соответственно.
— Снижение объемов производства крепких напитков объясняется недопроизводством/несвоевременным производством бутылки, — заявили в министерстве.
— Никакого отношения к нехватке тарного стекла это не имеет. Производители водки полагают, что им выгоднее разливать ее там, где концентрация населения выше, чем возить туда готовую продукцию из Сибири, — рассуждает эксперт. — Тем не менее в прошлом году мы увеличили выпуск прозрачной стеклотары (а к данной категории относится и водочная бутылка) на 50 тонн в сутки, значительно повысили service level (показатель определяет, насколько компания удовлетворяет как потребности рынка, так и отдельных клиентов) — до 95%. В течение 2019 года доля компании на целевом рынке (в Сибири и на Дальнем Востоке) расширилась с 41,2 до 44%, причем отгрузка пивной тары выросла на 38%.
По оценкам маркетологов компании, «Сибстекло» занимает не менее 80% рынка производства бутылки для крепких напитков, которые выпускаются в регионе.
Индекс производства пива в регионе, по данным, предоставленным редакции минсельхозом, составил 97,5% к 2018 году. То есть и здесь произошло падение на 2,5%. Причина — введение дополнительных ограничений на продажу алкоголя в регионах поставки продукции и, как следствие, снижение продаж, сообщили в ведомстве.
За январь-апрель 2020 года, по данным статистики, индекс физического объема производства напитков в регионе составил 98,5% по отношению к аналогичному периоду 2019 года, констатируют в министерстве. То есть еще минус 1,5%.
К основным причинам, которые влияют на этот рынок, в ведомстве относят:
— снижение покупательского спроса,
— удорожание логистических расходов из-за роста цен на топливо,
— рост НДС, налоговых ставок акциза и других налоговых отчислений,
— развитие федеральных сетей и закрытие местных ритейлеров.
— Ассортимент продукции местных товаропроизводителей был представлен шире и в большем ассортименте в локальных сетях и рознице, чем в федеральных сетях, — поясняет Виктор Апанасенко.
Владимир Хританков соглашается с таким предположением областного минсельхоза. Он признает, что за счет вытеснения с региональных рынков локальных торговых сетей у местных производителей сокращаются возможности сбыта своей продукции.
— Федералы при формировании ассортимента на полках отдают предпочтение либо той продукции, которую производят под своими марками, либо заводят на местные рынки партнеров-производителей из других регионов. Иногда эта продукция продается по более высокой цене. Так что потребление безалкогольных напитков (и минеральной воды в том числе) в регионе может быть и растет, но смещается в сторону завозных напитков. Мы это не очень ощущаем, — поясняет Хританков.
Прогнозируя динамику 2020 года, он говорит, что все будет зависеть от того, каким будет лето. Если жарким — то есть шанс увеличить производство больше запланированных показателей. В любом случае «Карачинский источник» планирует прирост производства. Конкретные цифры Владимир Хританков не называет.
— Что касается оценок объемов производства на 2020 год, мы, как и многие предприятия, осторожны в оценках предстоящих перспектив. Сейчас можем сказать, что продажи в первом квартале соответствовали нашим ожиданиям: Coca-Cola HBC Россия завершила с приростом объема продаж, — говорит Марина Мокина.
— Мы, как и другие пищевые индустрии, отмечаем серьезные риски для бизнеса, текущая экономическая ситуация в стране и мире может привести к росту цен на сырье и оборудование. Свой вклад в данную ситуацию может внести и рост цен на топливо и транспортные услуги. Дальнейшее развитие ситуации зависит от продолжительности кризисных явлений в экономике, а также от мер правительства, которые должны снизить негативный эффект от девальвации и пандемии, — рассуждает Новиков. — Союз производителей безалкогольных напитков и минеральных вод поддерживает комплекс мер, предложенный ведущими отраслевыми союзами.
Он уточнил, что одной из основных мер поддержки индустрии напитков может стать введение нулевой ставки ввозной таможенной пошлины на сырье и оборудование, а также приостановка эксперимента по маркировке упакованной воды. Эти меры, по мнению эксперта, необходимы для того, чтобы предотвратить рост цен на многие товарные группы, а также сохранить рабочие месте на действующих производствах.
Не менее непредсказуема ситуация в 2020 году на рынке производства слабоалкогольной продукции. Анастасия Малетина также говорит, что динамика в пивной отрасли зависит от рыночной ситуации.
— Комплексные ограничения из-за пандемии COVID-19 влияют на покупательский спрос и ситуацию в отрасли. Кроме того, мы обеспокоены и увеличением количества региональных инициатив, направленных на ограничения в сфере розничных продаж алкогольной продукции. Уже действующие в ряде регионов ограничения оказывают значительное влияние на пивоваренную отрасль. Это и постоянно действующие региональные законы, ограничивающие время и место розничных продаж алкоголя — как в Республике Тыва, Алтайском крае и других. А также временные ограничения в числе карантинных мер в виде полного запрета продажи алкоголя в Республике Тыва и значительные ограничения времени продажи алкоголя в Республике Хакасия и Красноярском крае, — перечисляет Малетина.
Она также напомнила, что 5 мая 2020 года вступил в силу федеральный закон, который запрещает продажу алкоголя в кафе, ресторанах и барах (с площадью зала не более 20 кв. м), расположенных в многоквартирных домах и на прилегающих территориях. Данным законом региональные власти наделены правом устанавливать дополнительные ограничения, вплоть до полного запрета продажи алкоголя в общепите, расположенном в жилых домах и на прилегающих к ним территориях.
— От того, как именно региональные власти реализуют полученные полномочия, также зависит влияние данного регулирования на развитие отрасли. Поэтому оценивать динамику 2020 года пока рано, как и последствия распространения коронавируса для пивоваренной отрасли, поскольку они будут зависеть от масштаба и серьезности вспышки заболевания, — поясняет собеседник Infopro54.
В областном минсельхозе заверяют, что производство напитков — одна из важнейших составляющих в экономике области. Поэтому «на региональном уровне будут приниматься все меры для стабильной работы отрасли, рентабельной работы предприятий, сохранения рабочих мест и повышения зарплаты работников отрасли».
Кстати, на «Сибирском стекле» заявили, что будут стремиться обеспечить спрос на прозрачную тару со стороны представителей пивной индустрии.
— Принимая во внимание передислокацию мощностей, а также минимальный рост потребления сорокаградусного алкоголя — 1-2%, предполагаю, что во второй половине года мы удвоим поставки прозрачной пивной бутылки, если ее цена будет не ниже водочной, — говорит Павел Бобошик.
Фото Андрея Руднева
Объем инвестиций в проект составил 2,3 млн рублей
Её строительство планировалось начать в 2024 году
На суде выяснилось, что мужчина часто садился за руль пьяным
Этот фермент также выявили в сосисках, которые ранее продавались в магазинах Новосибирска
Это на треть больше, чем за аналогичный период прошлого года
Всего под ярмарки мэрия отвела семь площадок