— За последние годы мы видим серьезные изменения на рынке производства сельхозпродукции: рост объемов, импортозамещение. В регионах активно работают федеральные сети, которые диктуют рынку свои условия. Им нужна расфасованная свежая продукция. При этом складская и логистическая инфраструктура для МСП во многих регионах устарела. В такой ситуации между производителем и ритейлером, рестораном и т.д. возникают сложности в вопросах доставки продукции «от поля до прилавка» в нужном клиенту формате, — рассказал о тенденциях рынка на круглом столе «Развитие оптово-логистической структуры региона — стимул развития ЛПК» в рамках Агрофорума гендиректор ООО «РусАгроМаркет- Холдинг» Богдан Григорьев.
В то же время Григорьев отметил, что в регионах наблюдается хороший рост рынка транспортно-логистических услуг. Пока доля аутсорсинга на этом сегменте невелика, но, оценивая зарубежный опыт, Григорьев предположил, что отрасль продолжит консолидацию и в регионах будет больше предложений от крупных логистов.
— С точки зрения ритейла мы видим падение платежеспособности населения. Средний чек падает даже у дискаунтеров, но одновременно с этим сформировался интересный тренд: рынок фрэш-продукции — овощей, фруктов, рыбы — не проседает, а, напротив, притягивает поток населения, занимая одну из ключевых позиций у ритейла. Эти категории — самые сложные с точки зрения хранения, доработки и логистики, — констатировал Богдан Григорьев.
У аграриев, по его словам, в свою очередь, возникают сложности с хранением собранного урожая, чтобы поставлять его в сети и рестораны в должном качестве. Представитель СППК «Чулымский» Станислав Даниличев подтвердил эту информацию, заявив, что в районах области также необходимо создавать инфраструктуру для оптово-распределительных центров для развития фермерского хозяйства. Эту работу ОРЦ «Росагромаркет» сейчас ведет совместно с ОАО «Агентство инвестиционного развития Новосибирской области».
— Наш кооператив перерабатывает около 5 тонн молока в сутки, потенциал составляет 40 тонн. Мы расположены в центре области, что допустимо для поставок товара в Новосибирск, но в целом для мелкого сельхозпроизводителя граница в 180 км тяжело проходима, — пояснил он. — Нам было бы удобнее поставлять продукцию в локальный оптово-распределительный центр, который мог бы ее дорабатывать и поставлять дальше под своей торговой маркой. Фермер должен заниматься своим делом: выращивать продукцию, а не взаимодействовать с надзорными органами, властями, логистами, сетями и т.д. Сегодня получается, что затраты на производство у нас меньше, чем затраты на логистику. У ОРЦ больше возможностей на равных разговаривать с другими участниками рынка, заключать крупные контракты.
Даниличев привел пример своего неудачного сотрудничества с одним из ритейлеров, работающих в Новосибирске. СППК ритмично поставлял продукцию и наращивал объемы, но когда дошел до поставок продукции на 2 млн рублей отсрочки по платежам перешагнули за 100-120 дней, что для фермеров оказалось неприемлемо. Попытка урегулировать ситуацию привела к тому, что ритейлер начал давить производителя штрафами.
— Когда мы поняли, что судиться нам придется не с Новосибирском, а с Санкт-Петербургом, мы решили, что проще остановить поставки, потерять эти деньги и больше с ними не работать, — констатировал он.
По словам президента НО «Союз предприятий отрасли аграрной логистики» Андрея Плышевского, для того чтобы отрасль АПК была рентабельной, необходимо вводить плановость. Например, Россия сегодня производит больше картофеля, чем требуется, но из-за отсутствия соответствующих хранилищ его потери составляют около 40%. Если в 3-4 квартале года на рынке РФ потребляется в основном отечественный картофель, то в 1-2 его заменяет импортный.
— Чтобы построить правильные планы, нужно понимать — какую культуру посеять, какие сорта выбрать, нужно управлять сбытом, а этого сегодня никто не делает. Правильно выстроенная логистика (хранение, первичная переработка, управление цепочками поставок и т.д.) позволяет делать заказ производителю, который точно будет знать, какая его продукция востребована. Сегодня из-за проблем с логистикой происходит еще одна беда — многие продукты теряют товарный вид, а их цена растет. Вы в курсе, что рыба из Владивостока в Новосибирск приходит через Москву? У вас нет контейнерных площадок, работающих с фрешем в большом количестве. При этом она приходит перемороженная, а это все скрывается в наценке ритейлеров — поэтому рыба в ваших магазинах такая дорогая, — говорит Плышевский.
По его словам, для стабилизации ситуации в АПК также необходимо задействовать вытягивающие каналы, например, внутреннюю продовольственную помощь.
— В Новосибирской области сегодня на социальное питание — школы, детские сады, больницы — тратится около 4,6 млрд рублей в год. Из них 1,7 млрд рублей — бюджетные, 2,7 млрд рублей — родительские и фонда ОМС. 2,6 млрд рублей уходят на закупку продовольствия, 800 млн идут на логистику, а куда уходит еще 1,3 млрд — непонятно, — констатировал он. — При этом по школам только 15% проходит через аукционы и 85% — через малые закупочные объемы. Сельхозпроизводители просто не могут участвовать в таких тендерах, так как у них нет логистики. Для этого нужны центры консолидации и дистрибьюции.
При этом Плышевский напомнил, что объем господдержки АПК в регионе в 2017 году составил 4,1 млрд рублей. По его словам, если сегодня заказ на соцпитание разместить среди местных аграриев, которые получат гарантированные объемы, то не будет потребности в таких объемах господдержки.
Богдан Григорьев также заявил, что нельзя рассматривать продовольственный рынок и взаимодействие сельхозпроизводителей в отрыве от других мер и стимулов господдержки в виде соцпитания и программы продовольственной помощи.
— Конечно, местные сельхозпроизводители не будут производить бананы и мандарины, но овощи, фрукты, молочную и мясную продукцию — вполне. Мы планируем в рамках маркетплейса на ОРЦ сделать этот рынок более понятным и доступным с точки зрения логистики и условий размещения тендеров, чтобы дать возможность местным сельхозпредприятиям также участвовать в закупках, — прокомментировал он.
По словам Григорьева, на маркетплейсе имеющиеся в ОРЦ продукты и их цену, а также стоимость доработки, упаковки, фасовки, доставки до магазинов смогут увидеть и просчитать не только участники рынка в Новосибирске, но и из соседних регионов.
— Максимальная прозрачность рынка позволит всем получить равный доступ к информации, — рассказал он. — В перспективе на базе ОРЦ мы также планируем консолидировать продукцию для отправки на экспорт. Это отдельная и очень сложная задача. Нас там не особо ждут, только если мы сможем предложить топовое качество и низкую себестоимость, мы сможем пройти через пошлины и заградительные барьеры.
Кроме того, «Росагромаркет» намерен отслеживать ситуацию с продуктами питания на всех рынках присутствия — и в случае дефицита товара в одном из регионов обеспечивать его поставку на льготных условиях из другой территории, чтобы избежать импорта.
ОРЦ в Новосибирске «Росагромаркет» рассчитывает запустить в сентябре 2019 года, чтобы к новому урожаю уже размещать резидентов. На площадку компании смогут заходить уже летом.
Фото: автора
Собственники квартир на вторичном рынке менее охотно двигаются по цене
Любимые всеми напитки снижают усвоение железа из-за полифенолов в составе
В эти дни в городе ожидается безветренная погода
При этом, количество выданных новых кредиток сократилось на 20%
Налоговики подали иск о банкротстве компании
Уже несколько лет общественники безуспешно обивают пороги местных властей