Проблему общественного транспорта в Новосибирске пытаются решить давно и вроде было сделано много шагов в нужном направлении: региональное правительство ни раз отчитывалось о поставке очередной партии троллейбусов и трамваев. Вот только комфортнее жизнь горожан от этого не стала — транспорт приходится ждать все дольше, водителей все меньше, а систему бесконтактной оплаты с валидаторами так и не ввели. Не успев начаться, транспортная реформа забуксовала. По мнению экспертов, самым простым решением мог стать муниципальный контракт.
Такое соглашение мэрия заключает с транспортной компанией на выполнение конкретных работ. В этом случае меняется сама схема оплаты перевозок: прибыль перевозчиков перестает зависеть от количества пассажиров, а составляет фиксированную сумму, полученную из городского бюджета. Подразумевается, что водитель думает ни о том, как набрать побольше пассажиров, а о комфортном проезде в точном соответствии с расписанием.
— Стоимость работы любого маршрута рассчитывает по конкретной формуле и по итогу стоимость контрактов получается достаточно большой, — говорит член комиссии по транспорту общественного Совета по градостроительству в Новосибирске Алексей Гриценко.
Так, стоимость работы всего общественного транспорта города Новосибирска в 2022 году оценивалась в 15 млрд рублей. И лишь половина этой суммы компенсировалось за счет оплаты проезда пассажиров.
— Города привыкли, что общественный транспорт работает без их участия, где коммерческие перевозчики минимизируют свои затраты из-за экономии на обслуживании подвижного состава, серых зарплатах, огромных переработках водителей, что не готовы снова взять на себя эту социальную функцию, — подводит итог Гриценко.
Систему муниципального контракта по Федеральному закону №220 от 2015 года должны были ввести во всех городах России. Но реализовали только в трех — Твери, Перми и Новокузнецке. В последнем городе пассажиры абсолютно довольны произошедшими переменами.
В Новосибирске транспортная реформа шла слишком медленно, а сейчас и вовсе замерла. За один год перевести транспорт на новую систему нереально, поэтому приняли альтернативное решение — к 2026 году на новую систему перевести 111 маршрутов. На это планировалось потратить 17,7 млрд рублей.
По этому плану 68 маршрутов должны были перейти на муниципальный контракт. Но, как сообщили Atas.Info в мэрии Новосибирска, сделать это получилось только на 14 (около 13%) — всех троллейбусных и трех автобусных (№23, №45, №54). Причина столь значительного отставания — недостаточное фиксирование из бюджета, уточнили в администрации Новосибирска.
В мэрии добавили, что планируют вносить изменения в документ, в том числе в график заключения контрактов. Сами же контракты будут заключаться посредством электронного аукциона.
Большинство новосибирских экспертов подвергают сомнениям дальнейшую реализацию транспортной реформы. Так, известный блогер-урбанист Аркадий Гершман считает, что политика транспортного развития города развивалась хаотично. Ставка делалась на развитие метрополитена, а наземный транспорт долго игнорировался. Такой подход властей и привел к нынешним проблемам. К сожалению, по мнению эксперта, перемен в лучшую сторону ожидать не стоит. Причины — инфляция и нехватка бюджета.
Депутат Александр Бурмистров и вовсе сомневается в корректности расчетов стоимости реформы. Он убежден, что сегодня главной транспортной проблемой является неэффективная модель финансирования перевозчиков. Когда доход напрямую зависит от числа пассажиров, то идеально работать только в часы пик, считает эксперт. Он уверен, что транспортная реформа является срочной необходимостью. Правда, перспектив по ее реализации не видит.
Координатор дорожной инспекции ОНФ по Новосибирской области Александр Стефанов уверен, что корень транспортного коллапса нужно искать в отсутствии контроля и ответственности за работу транспортной системы. Государственные контракты, которые могли бы исправить ситуацию, вводятся с большим запозданием, а переход на них требует значительных бюджетных затрат.
При этом, Стефанов особенно возмущен самим подходом к выбору между разными видами транспорта. По его словам, в Новосибирске отсутствует комплексный анализ эффективности трамваев, троллейбусов и автобусов. Решения принимаются интуитивно, без учета затрат на эксплуатацию, экологического влияния или удобства для горожан.
В планах муниципалитета — развитие транспортной сети до новых микрорайонов и создание новых маршрутов, которые заменят закрывающиеся. Но никаких конкретных мер для реализации задуманного пока не разработано.
На данный момент в городе действует 117 муниципальных маршрутов: 14 троллейбусных, 10 трамвайных, 59 автобусных и 34 маршрутки. С недавнего времени последних стали активно избавляться, что вызвало возмущение новосибирцев. Стоит отметить, что муниципальный контракт предполагает улучшение автобусных маршрутов, а уже после — отказ от такси. Несмотря на это, власти планируют отказаться от нескольких маршруток, следующих из Академгородка.
Горадминистрация приостановила программу замены маршруток на автобусы большей вместимости из-за нехватки средств в бюджете. Планировалось, что реформе будут подвергнуты 57 маршруток.
— Подводя итоги начавшейся транспортной реформы у нас, хочется сказать, что она не показала себя в полной мере. Причина кроется в том, что подходить к этому вопросу нужно системно, — выразил мнение Алексей Гриценко.
При этом, даже если транспортная реформа будет реализована, то на комфортный проезд новосибирцам рассчитывать не придется. В мэрии пояснили, что «массовое увеличение количества единиц подвижного состава на маршрутах не планируется», кондиционеров в транспорте не будет, а оснащение валидаторами произойдет только с обновлением самой техники.
При этом, графика закупки новых троллейбусов, автобусов и трамваев в администрации нет. Администрация прокомментировала: «замена производится по мере достижения подвижным составом установленных нормативами значений по возрасту и пробегу».
Ранее редакция сообщала, что новые вагоны появятся в новосибирском метро в конце 2025 года. Их конструктив позволит увеличить пропускную способность поездов.
Приобрести живого ужа можно за одну тысячу рублей
Пассажир пытался пройти через «зелёный» коридор
Парящие "пропасти" Кировском и Ленинском районе зияют с лета
Он сменил Александра Гофмана, который возглавлял район с 2000 года
Банкноты с изображением памятника «Сказ об Урале» завезли в город 28 ноября
Сейчас идет доработка опытных образцов антенн