Два года уйдет на проектировку «СКИФа»

— Пользовательская инфраструктура источника синхротронного излучения ( «СКИФ») проектируется большим количеством организаций: исследовательские институты СО РАН, ведущие вузы региона. Мы активно работаем по привлечению в команду, прорабатывающую проект, коллег из Томска и Красноярска. В перспективе рассчитываем на помощь зарубежных коллег, — рассказал в ходе пресс-тура заведующий лабораторией перспективных синхротронных методов исследования Института катализа СО РАН, замруководителя проектного офиса  «СКИФа» Ян Зубавичус.

«СКИФу» дали землю

Он напомнил, что в 2019 году в рамках нацпроекта «Наука» из федерального бюджета на  «СКИФа» планируется выделить 500 млн рублей. На эти средства проектный офис, созданный на базе института катализа СО РАН, совместно с генеральным проектировщиком должен подготовить детальный и обоснованный технический проект с чертежами, описанием технических характеристик всех узлов оборудования.

— Эта работа началась. Мы разработали эскизную документацию, исходные данные на проектирование. В России такой способ управления крупными проектами, как проектный офис, практически не используется. Мы считаем, что это правильный шаг, — пояснил Зубавичус. — Проектная организация для строительства объекта будет выбираться по конкурсу, который проведет министерство науки РФ. Это будет компетентная организация, обладающая опытом реализации сложных и объемных проектов. Непосредственно работы по строительству  «СКИФа» начнутся в 2021 году.

Ученый не исключил, что дополнительно будет выделено финансирование на проведение опытно-конструкторских работ, так как разработка наиболее эффективных технических решений требует расчетов, тестовых измерений и иногда бывает ошибочной. При создании  «СКИФа» планируется максимально задействовать оборудование отечественного производства.

— На западе, конечно, производится все необходимое научное оборудование, но это не очень интересно. Хочется, чтобы оно было российским, и работы в этом направлении ведутся, — пояснил Ян Зубавичус.

Он также отметил, что одной из задач проектного офиса является привлечение к реализации проекта внебюджетных средств. Ученый констатировал, что многие предприятия понимают перспективы  «СКИФа», но говорят, что придут только после того, как установка будет введена в эксплуатацию.

— Мы работаем в этом направлении. Думаю, что будут организовываться специальные поездки для информирования заинтересованных компаний. Например, мы в Институте катализа уверены, что участие в проекте  «СКИФ» будет интересно для промышленных предприятий, работающих в отрасли катализа, — говорит он. — Катализаторы — это огромный рынок коммерческой продукции с большой научной составляющей. Во всем мире этот сектор промышленности дает огромную долю синхротронных исследований.

«СКТБ Катализатор» создает инжиниринговый испытательный центр

Помощник директора ИЯФ СО РАН по перспективным проектам Яков Ракшун добавил, что в первой очереди проекта предполагается создание 6 станций, которые будут закрывать пробелы уже работающей в институте ядерной физики установки.

— В нашем центре провал по биологическим направлениям и исследованиям в мягком энергетическом диапазоне. Для этого нужен сверхвысокий вакуум и другие приборы, которые требуют места для размещения, — говорит он. — Между тем, недавно у нас был семинар с коллегами из ГНЦ ВБ «Вектор», где нам привели интересный пример использования синхротрона для изучения вирусов гриппа. С помощью установки ученые обнаружили центры, способствующие размножению гриппа, изучили их структуру и поняли, как активный белок будет блокировать работу этих центров. Это позволяет создать лекарство, в течение нескольких часов снимающее все симптомы заболевания. Во многих странах это направление исследований очень востребовано.

Предложение о создании в Новосибирске нового мультидисциплинарного центра синхротронного излучения («СКИФ») прозвучало в феврале 2018 года во время визита в город президента РФ Владимира Путина. Тогда отмечалось, что сама установка оценивается в 20 млрд рублей, еще около 20 млрд необходимо на создание 40 станций. Директор Института катализа СО РАН, академик РАН Валерий Бухтияров уточнял, что стоимость одной станции может составить от $1 до $1,5 млрд, а также предложил строить их очередями. По его словам, Институт катализа может сделать от 2 до 4 станций. Проект «СКИФ» вошел в программу «Академгородок 2.0». Участок площадью 24 га в районе Кольцово для строительства  «СКИФа» передан в оперативное управление Институту катализа СО РАН.

Фото: баз- предоставлено пресс-службой ИЯФ СО РАН, др-автора

tkrasnova

Recent Posts

Застройщики Новосибирска обязались вложить в школы и детсады 14 млрд рублей

За 2024 год в регионе выдано 191 разрешение на строительство многоквартирных домов

38 минут ago

Из магазинов «Читай города» за год украли 300 тысяч книг

Самой большой популярностью у воров пользовались книги для айтишников

2 часа ago