Темпы уборочной кампании 2021 года в Новосибирской области задерживаются из-за погодных условий, которые установились на территории с 9 сентября. Об этом на оперативном совещании в правительстве региона сообщил министр сельского хозяйства Евгений Лещенко.
— За минувшую неделю зерновые культуры в области обмолочены на площади 112 тысяч га или 7,5% от уборочной площади. На зернотоки зерно поступает с влажностью до 28% и требует 2-3 этапов сушки. На 3 октября зерновые культуры в регионе в целом обмолочены на площади 1 млн 78 тысяч га или 72%. Отставание к аналогичному периоду прошлого года составляет 185 тысяч га или 13%, — пояснил министр.
Лещенко также обратил внимание на то, что в регионе наметилась тенденция к увеличению цены реализации зерна нового урожая, особенно продовольственного. Так, зерно третьего класса за неделю подорожало на 301 рубль — до 13542 рублей за тонну без НДС. А зерно четвертого класса подорожало на 226 рублей — до 13162 рублей.
— Наиболее существенный прирост произошел по фуражному зерну: на 1421 рубля — до 11471 рубля за тонну. Это связано неблагоприятными погодными условиями, — добавил министр.
При этом продолжается реализация зерна за пределы Новосибирской области. Всего за сентябрь вывезены 122 тысячи тонн, из них 60 тысяч тонн — на экспорт. По сравнению с прошлым годом рост экспортных поставок составил около 40%.
— За прошлую неделю отгружена 41 тысяча — 475 вагонов или 68 вагонов в день — это достаточно высокие темпы, — говорит Евгений Лещенко. — Параллельно ведется заполнение зерном элеваторов хлебоприемных предприятий. Остатки на текущую дату у нас составляют 555 тысяч тонн. Загруженность по области достигла 36%.
Гендиректор АО «Новосибирскхлебопродукт», координатор отделений «Опоры России» в СФО Сергей Соколов считает, что повышение цен на зерно экономически обосновано. По его словам, сельхозпроизводители такой ценой компенсируют рост себестоимости посевной: в деньгах она выросла на 30% к уровню 2020 года. По его словам, на западе области цена с НДС за пшеницу третьего класса уже доходит до 15500 рублей за тонну.
— С очень большой долей вероятности я прогнозирую дальнейший рост цены. Урожай в Северном Казахстане в 2021 году на 1,5-2 млн тонн меньше, чем в 2020 году. Урожай в Уральском, Приволжском округах РФ сгорел, так как на этих территориях 60 и более дней не было осадков, а там сосредоточена значительная часть птицеводческих и мукомольных мощностей страны, — рассуждает Соколов. — Вполне логично, что у новосибирского зерна сегодня есть два направления вывоза. За сентябрь по железной дороге из региона выехали 162 тысячи тонн зерна. Учитывая, что уборка идет с опозданием, в октябре явно будет еще выше. Ценник для этого весьма благоприятный.
При этом эксперт не исключил, что дальнейший рост цен будет не столько динамичен, как в августе и сентябре. В частности, на Урале уже обозначили критические цены — около 19 тысяч рублей за тонну пшеницы третьего класса с НДС. Однако к весне 2022 года цена может вырасти до 21 тысячи рублей за тонну. Гораздо больше потенциал для экспорта у Казахстана, так как через республику зерно далее идет мукой в Афганистан. Но здесь, по мнению Сергея Соколова, возникает очень серьезная проблема — нелегальный вывоз зерна автомобильным транспортом из Новосибирской области.
— Мы уже неоднократно поднимали этот вопрос. На эту тему прошли два совещания, последнее — в конце сентября, но так и не ясно — кто и что предпринимает. Тем временем казахские покупатели за наличный расчет активно приобретают зерно у новосибирских сельхозпроизводителей на западе и юго-западе области и вывозят его. Все это видно по трафику, по камерам. Это очень серьезная проблема, особенно во время уборки. В целом же за год из Новосибирской области нелегально могут вывозиться около 200 тысяч тонн зерна, которое изначально предполагалось оставить на элеваторах для нужд местных переработчиков, — констатирует собеседник Infopro54. — То есть сейчас действенные решения пока не принимаются, а весной регион будет озадачен: куда делось зерно? Почему по балансу оно есть, а физически его не видно? А переработчики и птицеводы придут с вопросом — где зерно? Именно ГДЕ, а не цены на сырье, будет превалирующим. Причем не только в Новосибирской области, но и в Омске, Красноярске, на Алтае, в Оренбурге, Тюмени, Саратове. В этих регионах ситуация аналогичная. И что станут делать переработчики, когда весной ФАС будет их спрашивать про цены на полках?
Сергей Соколов пояснил, что сейчас на всех уровнях власти анализируют ситуацию с нелегальным экспортом зерна, а также варианты прекращения нелегального трафика.
—У этой проблемы есть еще одна сторона. Чаще всего сельхозпроизводители не показывают это зерно в реальном обороте, то есть не платят за него налоги. Плюс бюджет теряет около 58 долларов налогооблагаемой пошлины с тонны при экспорте зерна, — подчеркивает гендиректор «Новосибирскхлебопродукта».
Председатель «Союза хлебопеков Сибири», гендиректор АО «Сибирская хлебная корпорация», депутат Законодательного Собрания Новосибирской области Дмитрий Терешков считает, что за резким ростом цен на зерно следует ожидать повышения цен у всех производителей продуктов питания.
— Расхожее представление о том, что зерно является основной только для хлеба — это заблуждение. И фуражное зерно, и продовольственная пшеница — это сырьевая основа для всей пищевой промышленности: яйца, курица, говядина, свинина, кондитерская продукция и т.д. Это будет очередной виток цен — и довольно серьезный, — прогнозирует Терешков. — Проблема в том, что у нас до сих пор не внедрены нужные инструменты регулирования сырьевого рынка, в том числе рынка зерна, которых в руках правительства РФ большое количество. Начиная с того, что зерно — это экспортный продукт, для его регулирования есть экспортные квоты, пошлины и т. д. Но у нас пытаются регулировать конечные цены, что фактически невозможно. Это то же самое, что требовать у кассира «Аэрофлота» продать билет по старой цене при росте цен на топливо. Она просто не может это сделать. Так и производители продуктов питания. Как они могут продавать хлеб, молоко, яйца, мясо по старым ценам, не учитывая рост стоимости зерна, ГСМ, кормов и прочего? Почему зерно у нас должно стоить как в Европе — около 300 долларов за тонну, а тот же хлеб в 3-3,5 раза дешевле? Кто и как здесь считал экономику?
Собеседник редакции напоминает, что до начала 2000-х годов в России работал достаточно эффективный механизм регулирования цен на зерновом рынке — региональные зерновые фонды. В Новосибирске с ним работала «Новосибирская продовольственная корпорация».
— Государство закупало зерно по гарантированным ценам, таким образом сельхозпроизводители хеджировали свои риски. Они получали ГСМ, удобрения, запчасти и рассчитывались за них урожаем. А государство при возникновении спроса продавало это зерно производителям, и так регулировало цены на рынке. Для бюджета это были возвратные деньги, а для рынка — стабильность, — вспоминает Дмитрий Терешков, который стоял у истоков создания такого фонда в регионе. — Я уже несколько раз выходил на региональный и федеральный Минсельхоз с предложением возобновить практику действия таких фондов, но не получил никакой реакции. Даже несмотря на то, что этот механизм полностью отработан. Для сравнения: правительство КНР, где в этом году также начался рост цен на продовольствие, пошло именно по пути регулирования ключевых сырьевых рынков: пшеницы, кукурузы и подсолнечного масла — ключевого сырья для их продуктового сектора.
Напомним, в конце сентября участники рынка РФ предупредили о росте цен на макаронные изделия из-за дефицита сортов пшеницы, из которой производятся макароны, а также росте цен на сырье в России. На минувшей неделе опрошенные Infopro54 фермеры говорили о росте цен на овощи нового урожая. В том числе из-за плохих погодных условий, так как часть урожая до сих пор остается в земле.
Скидка на оплату штрафа, напротив, уменьшится с 50% до 25%
Больше половины всего объема приходится на тапочки
Наиболее востребованы у воришек красная икра, сладости и спиртные напитки
Соответствующее постановление было подписано мэрией города
Финал игры состоится 22 декабря
Долг превысил 17,4 млн рублей