Четырехмесячная кататония новосибирского общепита завершена — теперь кафе и рестораны вновь могут кормить горожан и гостей Новосибирска. Впрочем, это не совсем возвращение к прежней жизни, а именно жизнь другая: принимать гостей рестораны, кофейни, кондитерские и кафе смогут только на летних площадках: на открытых верандах, террасах и в прочих некапитальных сооружениях с быстрым воздухообменом. Продуваемость летним бризом — не романтическая причуда, а эпидемиологическая необходимость: пространства с быстрым воздухообменом признаны единственно возможными для гурманских посиделок. Капитальные залы заведений по-прежнему останутся пустыми, попасть в них гости смогут разве что по дороге в санузел. Заветная цифра «1,5-2 м» тоже задействована. Именно такой будет допустимая дистанция между соседними столиками.
6 июля губернатор Новосибирской области Андрей Травников постановлением №116 утвердил внесение изменений в свое постановление №43 «О дополнительных мерах по защите территории и населения Новосибирской области от коронавирусной инфекции». Этим дополняющим постановлением снимаются ограничения на работу общепита в режиме летних площадок и веранд.
— Мы понимаем, что люди соскучились по такому досугу, — отметил в ходе рабочего совещания министр промышленности, торговли и развития предпринимательства региона Андрей Гончаров. — К сожалению, короткое сибирское лето не позволяет использовать этот режим долго. Но есть надежда, что к концу лета, к холодному сезону общепит будет работать уже полноценно. Надеюсь, что динамика пандемии в обозримом будущем позволит вернуться к этому режиму. По нашим данным, некоторые заведения вообще распустили персонал, а людей в оперативном режиме нелегко быстро собрать и настроить на работу.
850 заведений — это не вся отрасль. Заведения, у которых нет летних веранд, оказались в наихудшем положении. Кто может, те работают на вынос, а кто не смог наладить выносной сервис — у тех просто ступор, экономическая каталепсия.
— Сейчас готовим воззвание к мэру Новосибирска: просим позволить тем, кто не имеет летних веранд, хотя бы по паре-тройке столиков на тротуар выставлять, — сообщил ресторатор Владимир Бурковский, президент «Федерации рестораторов и отельеров Сибири». — Добиваемся, чтобы заведения работали хотя бы минимально. Потому что выходить на работу и ничего не делать — это еще хуже, чем просто дома сидеть. Это еще сильнее деморализует персонал. Я разговаривал с десятками руководителей заведений, и они говорили: «Еще пары недель мы уже не вынесем». То есть бизнес находился просто на пределе выживания. Не работать почти 4 месяца — это почти катастрофа. Как мы выйдем на прежний уровень — одному богу известно.
Новый — экстренный — режим работы Владимир Бурковский оценивает как организационно непростой, но необходимый. Разумеется, для гостей тотального масочного режима не будет, ибо трапеза в маске — сцена заведомо абсурдная. Но все прочие предохранительные средства сконцентрированы в новом укладе заведений очень плотно: взаимоудаленность столов замеряют рулеткой, гостей будут встречать с дистанционным термометром, стойки администраторов уставлены санитайзерами всех видов, а улыбки официантов — теперь абстракция (под масками их не разглядеть). Впрочем, перебдеть рестораторы не боятся:
— Зато теперь это, пожалуй, самое безопасное место, — подчеркнул Владимир Бурковский.
Особый акцент Владимир Бурковский сделал на неизменности цен:
— Компенсировать убытки повышением цен мы точно не будем. Наоборот, мы цены даже понизили. Между тем, внутриотраслевые цены поднялись — и продукты для блюд подорожали, и алкоголь подорожал из-за валютного курса. Сейчас у нас февральский уровень цен. И даже несколько снизили, идя навстречу гостям. Мы понимаем, что и у горожан уменьшилась покупательная способность. А вот на туристов и вовсе пока надеяться не приходится, поскольку турпоток иссяк. Например, мой ресторан PuppenHaus в существенной степени ориентирован именно на гостей города — и замирание туризма весьма ему повредило.
Андрей Гончаров отметил, что до этого кафе и рестораны Новосибирской области работали на вынос и на доставку, многие из заведений не потеряли своих клиентов.
— Сейчас мы надеемся, что динамика развития инфекции позволит нам вновь ввести традиционный формат работы кафе, когда посетители могут быть допущены непосредственно в помещения, в залы обслуживания — с соблюдением всех санитарных норм, — резюмировал он.
По данным областного минпромторга, по состоянию на 1 января 2020 года городская сеть общественного питания насчитывала 2209 предприятий на 114 тысяч посадочных мест (+3,8% к 2018 году).
Фото автора
«Умная система» будет управлять инфраструктурными объектами кампуса
Ключевая причина — работодатели и студенты не доверяют друг другу
За сутки проживания в экологичном отеле они просят больше, чем в среднем по России
Сегодня муниципальные службы завершили восстановление габаритных ворот, но они уже потеряли свою актуальность
Жюри конкурса высоко оценило региональные инициативы по сохранению литературных традиций
Какой ритуал можно провести на Казанскую, чтобы поскорее выйти замуж