Режим самоизоляции, изнуривший ритейл своей календарной расплывчатостью, оказался явлением более сложным, нежели просто «травма». Ибо у него есть не только жертвы (а их не может не быть), но и бенефициары. В числе уязвленных оказались глобальные или федеральные марки сегмента масс-маркет. Против них сработал фактор локации: к 2020 году большинство из них практически не имело магазинов стрит-формата, а сосредоточилось в моллах. В итоге моллы  те места, что прежде давали синергию и гарантированный трафик — оказались ловушкой. Массовые бренды застыли в опустевших галереях огромных ТРЦ словно насекомые в янтаре. Конечно, бороться с этой участью хоть в какой-то мере помогают онлайновые магазины — благо, они есть у каждой подобной марки. Но те носители масс-марок, которые не любят онлайн-шопинг по эмоциональным резонам, сейчас ощущают себя несколько потерянными.

Ну, ужас. Но ведь не ужас-ужас-ужас…

Зато неплохо себя чувствуют маленькие магазинчики, шоу-румы — те форматы модной розницы, которым послабления карантинного режима уже позволили функционировать.

Эта ситуация  шанс для молодых локальных марок, их путь к потребителю. Шоу-румы  это достаточно «гурманский» формат  для потребителей-новаторов. И сейчас этот сектор модного рынка получил ситуативный шанс. Активное укоренение формата «шоу-рум» началось еще летом позапрошлого года, а нынешняя специфичная ситуация форсировала его развитие.

Шоу-рум  сейчас не совсем то, что под этим понятием крылось в «легпромовской» литературе и дебютном опыте самих ритейлеров. Изначально итальянский, корейский, турецкий или французский шоу-рум    это сугубо профессиональный формат для байеров. Нейтральный зал без декора, озаренные софитами шеренги манекенов в товарных образцах и никакой антуражной «милоты»   строгое место для работы. Постепенно наполнение слова разрослось  это теперь не только полигон оптовика, но и нарочито атмосферное, импровизационное местечко для творческого шопинга.

 Контент многих шоу-румов  весьма интересные, небанальные вещи от российских дизайнеров: и московско-питерских, и сибирских, — делится наблюдением стилист Анна Ладан. — Томичи, красноярцы, новосибирцы  это творческое сообщество довольно обширно.  И в шоу-румах хорошо представлено. Людям, не абсолютизирующим понятие «бренд», которых не сковывает молодость марки, такое предложение бывает очень интересно.

Покупательское обаяние шоу-румов  в подчеркнутой штучности. Шоу-рум практически обнуляет шанс встретить близнеца  прохожего в такой же одежде. А с другой стороны, он же   и лотерея. Если ты присмотрел вещь своего размера, но отложил ее приобретение на потом, этого «потом» может и не быть — уже на утро всю эту линейку раскупили. Так что, шоу-рум  место для азартных и любопытных модников.

— Мне нравится, что появилось много магазинчиков с продукцией местных дизайнеров — интересной и по цене, и по эстетике, — рассуждает Анна Ладан. — Поэтому fashion-рынок вполне жив. И даже не сказать, чтоб тяжело ранен. Он, пожалуй, получил стресс-стимуляцию. Те шоу-румы, которые успели закупиться тканями в Италии, оказались в огромном плюсе.  Маленький шоу-рум с ассортиментом, отшитым из актуальных тканей, — это, условно говоря, самый типичный бенефициар этой странной поры.  Пожалуй, только за счет шоу-румов рынок прирос процентов на тридцать. Да, закрылись магазины, которым не снизили аренду. Например, закрылся BIZZARRO на Советской — очень атмосферное место со своей изюминкой. Но закрытие одного магазина сети еще не означает смерти бренда как такового. В случае с BIZZARRO это проблема конкретного места. А вот кто из обитателей ТРЦ выживет  это отдельный и более сложный вопрос.

Потому что фактически пошел четвертый месяц простоя ТРЦ. И многие салоны, олицетворяющие локальные проекты и представленные единично, из них уже ушли.

Материализация виртуального

Виртуальные бутики известных брендов не случайно называют условной заменой традиционным магазином — подхватить весь свой контингент они не смогли, как ни пытались. К онлайн-шопингу у некоторых людей существует стойкое предубеждение. Дистанционная покупка одежды и обуви  даже многих зумеров-технофилов смущает именно невозможностью тактильного контакта, невозможностью примерки. Некоторые операторы этот аспект учли и постарались добавить онлайну теплой и ламповой материальности. Например, ввели практику доставки с примеркой. Плюс к тому, снизили порог, от которого доставка становится бесплатной. Например, универмаг Lukse ввел доставку с примеркой. То есть снял фактор «неосязаемости».

— Эмоциональный дискомфорт, который испытывают сторонники традиционного, «тактильного» шопинга, совершенно понятен, — отмечает Анна Ладан. — Но, возможно, им все равно придется перебарывать себя. Вот почему: магазины торговых центров, когда они, наконец-то, откроются, могут предстать перед ними с новой манерой работы. В Чехии такое уже произошло: в тамошних магазинах нельзя пользоваться примерочными. Аргументация запрета — опять же от эпидемиологов: примерочная кабина — это маленькое замкнутое пространство, дыхательный аэрозоль с возможным вирусом там застаивается надолго, плоскости кабины накапливают на себе микрочастицы биожидкостей. Потому, дескать, лучше не искушать судьбу. В итоге магазины Праги и других чешских городов сейчас работают без примерочных.

Уют и тревоги

Ярким, но вполне логичным последствием самоизоляции стал мощный рост особого сегмента — одежды для дома. Линейку домашней одежды завели себе даже бренды, которые прежде эту тему игнорировали. Покупка одежды для дома стала доминирующим видом модного шопинга — и несколько затмила уличный casual. Прежде этот сегмент был очень периферийным, а сейчас вырос, рванул вверх и вширь.

— Не знаю, как мы будем к этому относиться после выхода из карантина — возможно, пижамные мотивы будут восприниматься как надоевшие, — рассуждает Анна Ладан. — Но по крайней мере сейчас «home fashion» стал самым горячим сегментом. А вот уличные тренды 2020-го очень похожи на мотивы 1940-х. Это проработанная плечевая линия (вплоть до футболок с вставными плечиками), рукава-фонарики (опять же из романтизма 1940-х). А еще восходящий тренд — милитари и камуфляжные принты. Впрочем, много и невоенных графических мотивов, которые были популярны в те же сороковые —  горох, клетка, полосы.

Обилие перепевов военных сороковых может напугать людей с развитым навыком историко-ассоциативного мышления. Но, вообще-то, сороковые за последние двадцать лет возвращаются уже не в первый раз. И мировую войну пока не накаркали. Это просто мода. Просто текстиль, трикотаж и кожа. А все, что поверх того — уже чисто зрительские заморочки. Благо, что есть в 2020-м и тренды без всякой исторической паранойи. Например, в ходу шорты-велосипедки — плод обильного укоренения педальных механизмов в городском трафике. Но велосипед может и не прилагаться — велосипедки из трикотажа или денима теперь вполне самодостаточная вещица.

— В мужских коллекциях ярко проявил себя оранжевый цвет — как в крупных вещах, так и в аксессуарах или фурнитуре, — резюмирует Анна Ладан — А самый популярный сюжетно-графический мотив и в мужской, и в женской одежде — принты на тропическую тему. Причем, в мужской группе, которая прежде отличалась относительной скупостью оттенков и линий, теперь фигуративных тропических мотивов даже больше, чем у женщин: цветы, листья, фрукты. Яркие, большие, детально прорисованные. Очень позитивный, очень летний мотив. Не надо забывать, что на дворе лето. Да, странное. Да, нервное. Но все-таки лето.

Фото автора

tkrasnova

Recent Posts

Рынок подержанных кроссоверов в Новосибирске просел на  20 %

В ассортименте представлено больше все китайских внедорожников

20 минут ago

Замглавы Минстроя России отреагировал на идею штрафовать за елки в подъездах

За нарушение требований пожарной безопасности уже предусмотрена административная ответственность

15 часов ago

Более 190 троллейбусов ежедневно выходят на линии Новосибирска

Кадры подыскивают не только на территории региона

16 часов ago

Мэрия Новосибирска продает сгоревший памятник архитектуры за один рубль

Это уже не первый случай, когда власти предлагают инвесторам заняться реконструкцией ОКН

16 часов ago