Продажа бизнеса требует грамотного подхода, важно учесть массу нюансов. Расскажем, по каким причинам идут на этот шаг предприниматели, рассмотрим механизм сделки.
Причин продажи бизнеса может быть несколько: кто-то специально создает его ради этого, кто-то ощущает усталость. Психологическое выгорание владельца — явление достаточно распространенное. Среди других распространенных причин назовем:
Бизнес может быть выставлен на продажу с целью получения денег на развитие новой фирмы. У многих предпринимателей появляется желание попробовать себя в чем-то новым. Вариант с продажей актуален и при стремлении к заработку именно на этом, а не ежемесячном доходе.
Основной критерий, на который следует ориентироваться при расчете стоимости бизнеса, — это его размеры в сочетании с доходностью. Есть несколько методов определения цены, один из них — затратный. Его применяют в отношении низкорентабельного бизнеса или же приносящего убытки.
Установление стоимости наобум легко может привести к тому, что собственник продешевит и лишится части денег. При завышении цены затянутся поиски покупателя.
При использовании затратной методики фирму оценивают по стоимости активов за вычетом обязательств. К примеру, оборудование и товары стоят 7,7 млн, а задолженности перед контрагентами порядка 1,5 млн.
После этого к полученной цифре добавляют дисконт в размере 10–20 % с целью повышения привлекательности актива для покупателей. Новый собственник столкнется с необходимостью оздоровления фирмы, пересмотра процессов, инвестиций, маловероятно, что он согласится на оплату полной стоимости.
(7,7 − 1,5) − 15 % = 5,3 млн.
Доходная методика подходит для оценки бизнеса, приносящего прибыль. Его оценивают по прогнозируемому чистому доходу за 10–12 месяцев. При определении количества месяцев во внимание принимается сфера деятельности, активность конкурентов, а также:
К примеру, на продажу выставляется ресторан с ежемесячным чистым доходом в 275 тыс. руб. Похожий бизнес продают, оценивая за 14–16 месяцев прибыли.
Реализация заведения по максимальной стоимости актуальна, если оно находится в центральной части города: 275 000 × 16 = 4,4 млн руб.
При уникальных условиях аренды, желании получить помещение, в котором находится кафе крупными сетями, продажа готового бизнеса возможна за 20–30 прибылей.
Если собственник планирует переезд и не располагает временем на ожидание, он может предложить цену в 10–14 прибылей.
Также актуален вопрос: «Что делать, если взят кредит для бизнеса, но ожидания, связанные с прибылью, не оправдались?». Такую фирму тоже можно продать, но ее стоимость будет ниже из-за наличия не выполненных перед банками обязательств.
Реализация бизнеса с открытыми кредитными линиями полностью законна. После заключения сделки все долги перейдут к новому собственнику. Продавец должен предоставить о них покупателю исчерпывающие сведения. Важно уведомить будущего владельца о реальном состоянии бизнеса, размере долговых обязательств, сроках их исполнения. Если после продажи фирмы собственник выяснит, что задолженностей больше, чем было объявлено изначально, продавца ожидает субсидиарная ответственность. Нельзя скрывать от потенциального покупателя столь важные сведения.
Может ли кто-то купить бизнес, который оказался убыточным? Такой расклад возможен, особенно если нет серьезных задолженностей. Новый собственник покупает не только саму фирму, но и невыполненные обязательства. При большой долговой нагрузке шансов продать бизнес меньше.
Сделка состоится, если фирма обладает какой-то ценностью. Бизнес купят, если у него есть перспективы. Это может сделать предприниматель, у которого имеются деньги на его развитие, при том что у прежнего собственника они отсутствовали. Или если новый владелец понимает, где были допущены ошибки, которые стали причиной убытков. При выборе нового курса развития бизнес можно возродить.
Под ценностью фирмы подразумеваются ее активы:
Внимание! При общении с покупателем важно делать акцент на потенциале бизнеса, а не на существующих проблемах.
Поиск покупателя возможен на досках объявлений типа «Авито», «Циана», специализированных порталах и бизнес-форумах, пользователи которых собираются ради общения и обмена опытом. Можно опубликовать информацию о продаже фирмы в тематических сообществах, пабликах.
Другой вариант — предложение бизнеса сотрудникам, конкурентам. Приветствуется посещение мероприятий, на которых собираются предприниматели. В общении с ними нужно упоминать о желании продать фирму. Постарайтесь предоставить потенциальным покупателям максимум информации о бизнесе с акцентом на перспективах и преимуществах.
Механизм продажи фирмы предполагает ее подготовку к реализации: составление отчетности, проведение инвентаризации. Далее нужно выполнить оценку бизнеса, подготовить описание, создать современную презентацию.
Важно согласовать все условия предстоящей сделки, грамотно оформить документацию, проанализировать уровень конкуренции, другие предложения на рынке. Обеспечить сопровождение покупателя в первые 2–3 месяца, предполагающее ответы на вопросы, помощь в решении проблем.
Ранее редакция сообщала о том, что в Новосибирске растет спрос на покупку автосервисов.
На суде выяснилось, что мужчина часто садился за руль пьяным
Этот фермент также выявили в сосисках, которые ранее продавались в магазинах Новосибирска
Это на треть больше, чем за аналогичный период прошлого года
Всего под ярмарки мэрия отвела семь площадок
Воспользоваться субсидией смогут сотрудники креативного и технологического сектора
Лицензия у банка была отозвана на минувшей неделе