Международная сеть автосервисов FIT SERVICE совместно с аналитическим агентством Gruzdev-Analyze провели масштабное исследование автомобильного рынка за первое полугодие и в ходе онлайн-конференции озвучили основные тренды. В частности, по мнению экспертов рост цен на новые и подержанные автомобили продолжится, дилерам не хватает оригинальных запчастей и они ремонтируют аналогами, сохраняя уровень маржи в деньгах. В ближайшем будущем дилерские центры, чтобы не обанкротиться, попытаются трансформироваться в мультибрендовые автосервисы.

Тренды полугодия: падение продаж и рост цен на автомобили

По словам экспертов, сейчас ежемесячные продажи лежат в границе 25 000 — 40 000 автомобилей. «Выжить» только на продаже новых авто для большинства дилеров не представляется возможным.

— Динамика первой недели июля вновь вернулась к отрицательным значениям. Июньские показатели вроде бы свидетельствовали о том, что мы оттолкнулись от дна, но пока говорить о каких-то серьезных позитивных тенденциях преждевременно, — отметил

Александр Усольцев, руководитель группы развития группы компаний «ТрансТехСервис».

Участники онлайн-конференции не исключили, что продажи сократятся от 55 до 64% и будут самыми низким за современную историю.

— Самые худшие прогнозы по продажам автомобилей сбываются. В 2022 году парк гарантийных автомобилей сократится на 1-1,2 млн машин. Продажи автомобилей в этом году будут откатываться к началу 2000-х, но в то время и дилеров было меньше, чем сейчас, — говорит Александр Груздев, основатель аналитического агентства Gruzdev-Analyze. — Общий движущийся автопарк в 2022 году в России уменьшится на 800 тыс автомобилей. При этом старение парка будет идти ускоренными темпами. В последующие 3–5 лет парк будет снижаться на примерно 500–600 тыс авто в год пока не достигнет значения в 25 млн.

По оценкам экспертов, несмотря на катастрофическое снижение продаж, не стоит ждать снижения цен на новые автомобили. Только за март-июнь рост цен по китайским брендам составил около 50%, а по брендам, которые приостановили деятельность, рост от 50% до 250%.

— Учитывая ограниченное предложение, вряд ли стоит ожидать снижение цены. Исключение могут составить китайские бренды. Но только в том случае, если один из ключевых игроков не выдержит и снизит цены, — считает Олег Мосеев, руководитель проекта «Автомаркетолог» и член совета директоров FreshAuto.

По его словам, доля китайских брендов однозначно будет расти и сегодняшние 18% далеко не предел.

— Дело еще и в том, что сейчас только ленивый не пошел открывать китайский автомобильный дилерский центр, там сейчас очереди, как на Пушкинской в МакДональдс, когда он впервые открылся. Скоро каждый второй новый автомобиль проданный в России будет китайским, — подчеркнул Олег Мосеев.

Гаджи Курбанов, основатель компании Haraba считает, что высока вероятность подъема цены в премиум сегменте на автомобили до 3-х лет. При условии налаживания поставок запасных частей. Однако по его словам, независимые дилеры будут еще активней на этом рынке. В том числе в сегментах, в которых раньше не особо были заметны.

При этом все эксперты сходятся к единому мнению, что количество официальных дилеров и дилерских центров в нынешних условиях может сократиться на 40-50%.

Крен в параллельный импорт

Дилеры сейчас продолжают нести гарантию, но есть проблемы со сроками. Закон о правах потребителя регламентирует срок гарантийного ремонта и корректировок в сторону его увеличения пока нет.

— Ситуация с гарантийным ремонтом обостряется и через некоторое время не исключено, что дилерские центры прибегнут к способу «обнуления» юридических лиц. Уже сейчас есть практика отказа принятия гарантийных автомобилей в сервис, поскольку нет запчастей, чтобы избежать нарушения закона о правах потребителей, — отметил Олег Мосеев.

Цены на запчасти будут расти пока на них будет спрос

Александр Усольцев уверен, что дилеры сейчас имеют больше свободы в применении неоригинальных запасных частей.

— Рост доли неоригинальных запчастей в общих продажах составил  от 20 до 50%. При этом дилеры всячески пытаются сохранить уровень маржи в деньгах на неоригинальных запчастях. Проблема состоит в том, что дилеры пока еще не научились продавать аналогичные запчасти и работать с ними, — поясняет он.

Олег Моисеев соглашается, что у независимых автосервисов есть фора в работе с неоригинальными запчастями, а особенно большая фора у сетевых автосервисов, таких как FIT SERVICE. Но здесь, по его оценке, как всегда будет играть роль известная пословица «пока гром не грянет — мужик не перекрестится»: от безвыходности дилеры активно будут идти в сегмент использования неоригинальных запчастей.

Как пояснили эксперты, большинство дистрибьюторов сегодня остановили поставки запчастей и их дефицит на рынке нарастает. Параллельный импорт пока носит точечный характер. Хотя, исключения по брендам есть. Например, по Toyota и другим японским брендам ситуация значительно лучше, чем по Mercedes и JLR. Сейчас идут активные поиски каналов поставок через третьи страны. Однако, из-за этого логистические цепочки выросли просто до невероятных размеров. Как результат, сегодня не редкие случаи, когда клиенты заказывают запчасти самостоятельно.

— Пока ситуация по поставкам оригинальных запчастей выглядит удручающей и самая тяжелая ситуация по кузовным запчастям, — резюмировал Олег Мосеев.

Ставка на мультибренд и сервис

Как считает Александр Усольцев, в перспективе дилеры могут пойти по пути становления мультибрендовых независимых СТО, ввиду необходимости удержания проданных автомобилей с пробегом, в пользу которых все побегут сейчас, чтобы сохранить и  заместить доходы от продаж новых автомобилей.

За пандемию автодилеры серьезно потеряли позиции на сегменте постгарантийного обслуживания

По словам Олега Мосеева, преимущества дилеров при переходе на сервисные услуги в том, что у них имеются широкие связи и наличие большой клиентской базы. Конечно, дилерам нужно быть готовыми, что будет трудно, но и независимым автосервисам тоже нужно стать лучше. Сейчас дилеры смотрят намного позитивнее на развитие сервисной направляющей, чем развития сегмента выкупа автомобилей с улицы.

По словам экспертов, от сложившейся ситуации выиграет и рынок, и потребитель. Конечно, рынок станет жестче: те, кто не поменяются — не выживут.

Материал предоставлен пресс-службой FIT SERVICE

Юлия Данилова

Recent Posts

«Новосибирскхлебопродукт» выплатит дивиденды за 2023 год

На эти цели компания направит 111 млн рублей из чистой прибыли.

14 часов ago

Квартирные предпочтения новосибирцев оценили в группе «Самолет»

В топ приоритетов вошли минималистический дизайн, умный дом и большое количество мест для хранения.

15 часов ago