«После объявления частичной мобилизации я фактически остался без сотрудников»

—  Евгений, вы входите в правление реготделения «ОПОРЫ РОССИИ», являетесь собственником бизнеса, то есть можете оценить влияние мобилизации не только на опыте своей компании, но и на опыте предпринимателей области в целом. С какими сложностями уже столкнулись?

— По моей компании частичная мобилизация ударила очень сильно. Мы занимаемся строительством и установкой окон. На 21 августа у нас в офисе в штате работали трое человек, на испытательном сроке находились еще двое, около десяти сотрудничали с нами на сдельной оплате. Все — молодые мужчины в возрасте 23-35 лет.

Большинству промышленников-предпринимателей некому передать дела в случае мобилизации

На сегодняшний день в офисе повестки получили четверо человек. Двух штатников я сейчас почти не вижу — они заканчивают свои дела перед уходом в часть. Тех, кто на испытательном сроке, мы вынуждены были отпустить, так как сейчас нет смысла продолжать их обучение. Они тоже в военкомате. Сдельщики практически все перестали отвечать на телефоны, так как не хотят, чтобы их нашли через отдел кадров, а кого-то, возможно, уже забрали.

На данный момент у нас в офисе остался один дежурный сотрудник. Очень многие процессы приходится кардинально перестраивать. Дело в том, что у нас есть действующие заказы не только с частными клиентами, но и по госконтрактам. Мы сейчас ищем на рынке труда тех, кто еще может работать, чтобы выполнить текущие обязательства. О новых я пока даже не заикаюсь.

Между тем у меня перед глазами уже есть примеры, когда подрядчики срывают исполнение обязательств перед госзаказчиками из-за ухода сотрудников.

— Сложно найти новых сотрудников?

— Вы знаете, такое ощущение, что рынок сейчас замер. Никто не знает, чего ожидать. На многие группы товаров снизился спрос, изменились покупательские настроения, и мы тоже стали заложниками этой ситуации.

Если говорить о рынке труда, то это парадокс. Работы очень много, а людей практически нет. Мы ищем разнорабочих и монтажников окон. Я открываю, к примеру, платформу «Авито», по поисковому запросу выдается информация на одиннадцать человек. Из них нам подойдут от силы трое-четверо человек, которые имеют необходимый опыт. Но, скорее всего, они сильно загружены и не захотят работать в одном месте. Сейчас так сложился рынок, что люди не хотят устраиваться в штат. По сдельным тарифам они зарабатывают гораздо больше. А сейчас еще и не хотят рисковать, чтобы не получать повестки через отделы кадров. Если же человек работает на сдельной основе, то есть риски возникновения форс-мажоров. К примеру, ему могут предложить заказ по более высокой цене. В штат нанять сотрудника сейчас очень сложно.

— А вы сами, как руководитель, попадаете под частичную мобилизацию?

— В первой волне моя категория под частичную мобилизацию не попадает. Но я вижу, что происходит на рынке — волнение руководителей и собственников бизнеса. Очень многие процессы приходится перестраивать из-за ухода ключевых сотрудников. Многие сейчас пытаются выйти из госконтрактов, чтобы не попасть в черные списки, но у нас не придуманы оперативные инструменты для таких решений. Это очень острая проблема.

Какие ценные специалисты получат отсрочку и бронь по частичной мобилизации?

Я говорю об этом, опираясь на цифры. В реготделении «ОПОРЫ РОССИИ» мы провели аналитику примерно по 700 предприятиям, работающим в разных сегментах (B2B, B2C, B2G), и пришли к выводу, что единственный способ сохранить экономику — освобождение от мобилизации бизнеса, который платит налоги. Это и прочие предложения были переданы в нашу головную организацию на федеральный уровень и сейчас рассматриваются в правительстве РФ.

— Вы сами какие-то решения принимали на случай своего призыва?

— Тут вся соль в том, что в каждой компании есть текущие процессы, которые нужно выполнять. Тем более в нынешней обстановке массового ухода кадров и проблем с исполнением обязательств. Чтобы «подстелить соломку», нужно оформить генеральные доверенности на близких либо на сотрудников/руководителей внутри организации, составить план действий. Для этого нужно отключаться от текущих процессов, идти к нотариусу. Кстати, сейчас к нотариусу попасть очень сложно, так как люди переоформляют квартиры, машины, организации в авральном режиме. Там огромные очереди. А понадобится это все в итоге или нет — никто не понимает.

В нашей компании мы все-таки прописали ряд рекомендаций по шагам, которые необходимо предпринимать, сделали доверенности на бухгалтера, сотрудника. Но они не дадут им вести бизнес в той мере, как может вести собственник. То есть потери для компании очень вероятны.

— Вы говорили, что у вас забрали из штата двоих сотрудников. Сохраняете за ними рабочие места?

—  Я еще не разобрался в этом обязательстве, но места сохраняем. Как я уже говорил, сейчас желающих идти в штат немного.

— По вашим оценкам, как будет дальше развиваться ситуация?

— Несмотря на все сложности, мы все-таки остаемся предпринимателями. Просыпаясь каждое утро, мы принимаем новые правила игры. Такова специфика нашего российского рынка. Сохраняем позитив, работаем и продолжаем укреплять экономику в регионе, стараемся адаптироваться к новым условиям, понимая, почему государство их вводит. Хотелось бы видеть адекватные шаги навстречу.

 

Юлия Данилова

Recent Posts

Новые станции метро нанесут на карту метрополитена Новосибирска

Согласно генплану развития сибирского мегаполиса, поэтапное развитие метро предполагается до 2030 года.

23 минуты ago