Рынок краткосрочной аренды в Новосибирске идет на поправку

Аренда квартир пространство высокой конкуренции

Сегмент посуточной аренды квартир — высококонкурентный. По данным «Авито Недвижимости», число предложений здесь за последний год увеличилось на 27%. Постоянно появляются новые объекты в разных ценовых категориях, управляющим компаниям приходится конкурировать не только друг с другом, но и с частными собственниками, которые имеют одну-две квартиры и сдают их для дополнительного дохода.

— Краткосрочная аренда считается прибыльнее долгосрочной, как минимум, в 2 раза. При этом порог входа на рынок очень низкий, что делает этот бизнес привлекательным для частных предпринимателей. Достаточно 50 тысяч рублей первоначального капитала для открытия своего дела — на эту сумму можно снять квартиру в долгосрок для субаренды, закупить необходимые на первое время расходники (постельное белье, полотенца, посуду и т.д), разместиться на агрегаторах объявлений — и начать пересдавать объект посуточно. Например, Тимофей Медяков, предприниматель из Перми, который сейчас управляет крупной сетью апартаментов в Сочи, в свое время, чтобы собрать первоначальный капитал для бизнеса, просто продал старые вещи на «Авито», — рассказывает руководитель направления краткосрочной аренды «Авито Недвижимости» Артем Кромочкин.

Именно модель субаренды использует для развития большая часть управляющих компаний. У крупных сетей в собственности, как правило, находятся не более 15% объектов. Такая схема работы удобна и для УК (так можно развиваться быстрыми темпами, находить уже готовую недвижимость в удобных локациях), и для собственников — квартира меньше простаивает, а заниматься ею самостоятельно не нужно.

В качестве основной площадки для продвижения большая часть опрошенных участников рынка называет «Авито Недвижимость» — отсюда приходят 70-80% клиентов. Но многие используют все возможные сайты бронирования и интернет-агрегаторы («Юла», Airbnb, Booking).

Что нужно клиентам?

Основными потребителями услуги в Новосибирске летом являются туристы из других российских городов и соседних государств, например из Казахстана. Такие клиенты, как правило, выбирают квартиры в центре города или в пешей доступности от метро. Приезжие смотрят местные достопримечательности, посещают аквапарк, зоопарк, театры. В последние 2 года внутренний туризм стимулируют и сложности с выездом за границу на фоне коронавирусных ограничений: чтобы перемещаться между городами, не нужно сдавать ПЦР или подтверждать наличие прививок, соблюдать карантин.

Осенью и зимой поток туристов снижается, зато повышается деловая активность. Люди приезжают в командировки и на лечение, выбирая объекты ближе к работе или медицинскому центру соответственно.

Наиболее востребованными у арендаторов являются однокомнатные квартиры — спрос на них составляет 56% от общего числа запросов на «Авито Недвижимости». На втором месте — двухкомнатные (26%) и студии (12%). Большая часть клиентов ищет жилье в эконом-сегменте, хотя, по мнению экспертов рынка, в последние годы цена все чаще оказывается на втором месте после уровня сервиса.

— Если раньше при поиске квартиры для краткосрочной аренды клиентам было важно, чтобы там было чисто, были полотенца и постельное белье, то теперь от управляющей компании ждут фактически гостиничного уровня обслуживания. Шампунь, мыло, зубной набор, чай — это уже стандарт. Для многих принципиально спать на кровати, а не на диване, а также иметь в распоряжении полноценное рабочее место и стабильный интернет. За это готовы платить, — рассказывает владелец компании «Как дома» Ярослав Юсин.

Артем Кромочкин добавляет, что начинающему «посуточнику» нужно понимать, что краткосрочная аренда — это не пассивный доход, как в случае долгосрока, это полноценная занятость с ненормированным рабочим днем.

— Нужно заниматься обслуживанием объекта, который ты сдаешь, регулярно делать уборку, ремонт, закупать чай, воду, полотенца и прочее, общаться с гостями, а также заниматься продвижением своего объекта, — перечисляет предприниматель. — По мере развития и масштабирования бизнеса можно будет нанимать сотрудников и делегировать им часть работы.

Основатель компании посуточной аренды квартир «Диван и Чемодан» Григорий Беженцев убежден, что обеспечить такой уровень в большинстве случаев могут только управляющие компании. Сдача недвижимости в аренду является для них основным бизнесом, а значит, они заинтересованы в сохранении репутации и привлечении постоянных клиентов, которые будут возвращаться снова и снова. У крупных УК всегда есть наработанный пул постоянных гостей — физических лиц и компаний, которым важно получать стабильный уровень качества для своих сотрудников. Как правило, сети имеют достаточно большой штат сотрудников — администраторов, горничных, постоянно сотрудничают со специалистами в области мелкого ремонта, получая от них скидки за большой объем работ.

Загородная недвижимость — закрытый рынок

Сдача в аренду загородной недвижимости — процесс достаточно сложный, работающие в этой сфере компании предпочитают брать на себя только сам процесс привлечения клиентов, а остальную рутинную работу (передачу ключей, уборку, ремонт, приемку жилья после клиентов) оставить владельцам объектов.

— Такие объекты сдаются преимущественно для проведения праздников, это всегда означает большие финансовые и временные издержки, и для УК брать на себя все обслуживание полностью нецелесообразно, — объясняет владелец компании Vipdomik Валентин Иванов.

По статистике «Авито Недвижимости», количество предложений на рынке краткосрочной аренды «загородки» стабильно увеличивается — за последний год рост составил 4%, в прошлом — 26%. Но, по словам Валентина Иванова, нередки случаи, когда даже на одном сайте объявления дублируют друг друга — сдачей одного объекта, например, занимается параллельно и управляющая компания, и сам собственник. Непосредственно количество объектов растет очень медленно — несравнимо с постоянно строящимися многоквартирными домами и апартаментами.

Vipdomik работает на рынке аренды коттеджей уже 12 лет и объединяет в своей базе почти все загородные объекты в городе. Сегодня в управлении компании — 100 коттеджей в Новосибирске, по 40 в Красноярске и Республике Алтай, 150 в Екатеринбурге и 30 в Сочи. Главная задача УК в данном случае — обеспечить постоянный поток клиентов. По словам Валентина Иванова, на эти цели ежемесячно выделяется солидный бюджет.

— Мы размещаем объявления на всех крупных интернет-площадках, задействуем продвижение в поисковых системах, — говорит он, — Это обеспечивает стабильную загрузку объектов — летом коттеджи заняты на 100% в выходные и очень часто используются в будни. В холодное время года выходные дни все равно будут заняты, так как желающих отметить праздник за городом всегда достаточно. Впрочем, даже при такой высокой загрузке объектов УК зарабатывает не так много — в среднем 100 тысяч рублей в месяц чистой прибыли.

Он добавляет, что проведение мероприятий — не единственная цель, с которой арендуются загородные дома. В теплое время года сюда приезжают просто отдохнуть с семьей, еще одна категория клиентов — топ-менеджеры в командировках, которым важно сохранить привычный уровень комфорта.

Нет стабильности, но есть мероприятия

Интерес к посуточной аренде квартир заметно просел в первые месяцы пандемии — большинство владельцев управляющих компаний заявляют о снижении спроса почти до нулевого уровня весной прошлого года. С постепенным снятием ограничений рынок снова начал расти, и уже в августе число запросов показало положительную динамику год к году (+35%), а вот число объявлений все еще уменьшалось — по итогам августа 2020-го падение составило 14% к аналогичному периоду 2019-го.

Часть управляющих компаний объясняет это потребностью в снижении издержек и экономии на продвижении, но есть и другие мнения.

— Во время пандемии многим пришлось отказаться от части объектов, некоторые организации и частные арендодатели вообще уходили с рынка, так как не выдерживали длительных простоев. Многие квартиры перешли из сегмента краткосрочной аренды в долгосрок, — говорит Григорий Беженцев.

По его словам, «Диван и Чемодан» в период изоляции, напротив, потратил на рекламу больше, чем обычно, стремясь хоть как-то заполнять объекты.

Исключением стал сегмент загородной недвижимости: сибиряки искали возможность отметить праздники в условиях закрытых заведений общепита и развлекательных центров, снимали дачи и коттеджи для отдыха с семьей. В итоге, по данным «Авито Недвижимости», спрос на нее в 2020 году вырос почти вдвое.

— Заведения были закрыты, но люди по-прежнему хотели отмечать праздники, выбирая для этого загородные локации. В этот период все наши объекты были загружены почти на 100% и в выходные, и в будни, — рассказывает Валентин Иванов. При этом цены на аренду коттеджей в Новосибирске не изменились, средняя стоимость держится на уровне 2019 года — 10 тысяч рублей в сутки.

Сегодня сфера восстанавливает баланс: за последний год спрос на посуточную аренду квартир увеличился на 64%, загородный сегмент подрос на 14%. Но большинство опрошенных экспертов признаются, что все еще не готовы строить планы на год и более и ограничиваются краткосрочным планированием до тех пор, пока эпидемиологическая ситуация в стране и мире не стабилизируется.

Ирина Вольская для Infopro54

Марина Санькова

Recent Posts

«Спецавтохозяйство» получило иски на сумму более 67,6 млн рублей

Истцом выступает московская компания «Энергосила»

11 часов ago

Новосибирская школьница сбежала от отца с мачехой, обвинив их в истязании

Следователи проводят проверку условий проживания девушки в семье

12 часов ago

Объединение диспетчерских ускорило работу скорой помощи в Новосибирске

Медики стали оперативнее приезжать по вызовам пациентов

13 часов ago

Названы причины утреннего затора на площади Кирова в Новосибирске

Подрядчик обещает, что завтра дорожная ситуация на кольце нормализуется

14 часов ago