— Если говорить о трендах на рынке общепита, то подрос street food, fast food. Прежде всего, из-за смены потребительской привычки. Во время пандемии многие посетители предпочитали брать заказ на вынос, — отметил на пресс-конференции замминистра промышленности и торговли Новосибирской области Максим Останин. — С другой стороны, видно, что люди соскучились по общению. Если вы сейчас попытаетесь забронировать столик в ресторане, не уверен, что это получится сразу. Особенно, если речь идет о ресторанах премиум-класса.

При этом он отметил, что средний чек в ресторанах понизился, но частота их посещений увеличилась.

По данным Минпромторга, в регионе работают 2600 предприятий общепита. За 5 месяцев 2022 года оборот в общепите вырос на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Для сравнения: динамика прироста розничной торговли составила 4,5%, оптовая торговля показала отрицательный результат — 3%. Останин объяснил столь оптимистичную динамику общепита низкой базой предыдущего года, когда отрасль находилась под пандемийными ограничениями

— В целом в области мы сегодня можем принять и рассадить во всех учреждениях общепита — от street food до ресторана премиум-класса — около 99 тысяч человек, — добавил чиновник.

Среди актуальных тем, которые сегодня волнуют рестораторов, Останин назвал возможность закупки качественного мяса и сыров.

— В регионе много хозяйств, производящих различные виды сыров, разводят скот разных пород, так что нужно состыковать возможности фермеров и потребности рестораторов, — пояснил он.

Новосибирский ресторатор, основатель New Mexico grand café и ресторана «Гриль и Бутыль» Даниил Прицкау особо не увидел снижения среднего чека, но не исключает, что в среднем по рынку такая ситуация вполне возможна — у Минпромторга больше консолидированных данных по ситуации.

— Из-за весеннего скачка цен цены в ресторанах выросли на 1-15%. Если исходить из того, что люди стали меньше брать, поэтому чек уменьшился, то возможно, — рассуждает собеседник редакции. — Что касается роста посещаемости, то она находится на уровне прошлого года. Хотя, если брать доковидные времена, то активность гостей летом выше. Думаю, это связано с тем, что больше людей остались на летний период в России и сейчас отдыхают в стране, в том числе заходят в наши рестораны. Эту тенденцию я рассматриваю как позитивную.

Что касается актуальных для отрасли проблем, по мнению Даниила Прицкау, с 2014 года рестораторы уже адаптировались к смене основных продуктов для меню.

— Психологического шока «ах, чем же мы будем заменять пармезан» сейчас уже нет. Многие продукты уже производятся в России, либо мы замещаем их сами. Например, один мой знакомый в Подмосковье сейчас сертифицирует производство специализированной мексиканской муки для тортильи. Это будет первое производство такого продукта в России, — поясняет собеседник редакции.

По его оценке, сложности сейчас возникают с поставками импортного алкоголя. Особенно элитного.

— Львиную долю этого рынка держали транснациональные корпорации. Их маркетинговая активность была самой заметной, а сейчас они почти в полном составе прекратили работать на российском рынке или серьезно ограничили свои поставки. Привычные лейблы исчезают с полок. В Москве это происходит быстрее, так как там выше платежеспособный спрос. У нас медленнее, но нам также приходится пересматривать меню по текиле, — комментирует Даниил Прицкау. — Впрочем, думаю, что ситуация выровняется. Есть прямые импортеры, которые могут поставлять продукцию, не хуже качеством, чем у раскрученных брендов, мимо транснациональных корпораций. Это касается и текилы, и коньяка. Нужно время на выстраивание логистики. Сейчас, к сожалению, из той же Мексики пароходы в Россию ходят плохо: иностранцы везти отказываются, и наши не возят.

Фермеры предлагают рестораторам и отельерам инвестировать в производство нужных им продуктов

Напомним, ситуацию с поставками местной сельхозпродукции в новосибирские рестораны фермеры и представители HoReCa обсуждали в апреле.

— Мы очень нуждаемся в хороших локальных фермерских продуктах. Речь идет как о борщевом наборе, так и о всех видах ремесленной продукции: сыры, мясные продукты, колбасы гастрономия и т.д., — говорила на круглом столе амбассадор по Сибирскому федеральному округу Российской ассоциации шеф-поваров Chefs Team Russia, основатель проекта #ШЕФИФЕРМЕР Юлия Литвиненко.

Цены в мелком опте HoReCa не устраивали, так как превышали розничные, часть продуктов пропала с прилавков вообще или продавалась по космическим ценам, а информация о том, где в области можно посмотреть альтернативу, отсутствовала.

Фермеры, в свою очередь, говорили том, что не могут найти рынки сбыта собственной продукции. Они поясняли, что большинство мелких производителей не имеют постоянных каналов сбыта — реализуют продукцию через знакомых, социальные сети, поэтому не могут планировать развитие, наращивать объемы, привлекать инвестиции.

В Минпромторге региона сообщали, что ведомство разрабатывает интернет-площадку — продовольственный портал, где размещается информация о производителях области. Эта база постоянно дополняется. По данным на апрель, в базу были включены 465 компаний.

 

Ранее редакция сообщала, что новосибирский производитель сыров вышел на Дальний Восток. 

Юлия Данилова

Recent Posts

Еще один новосибирский институт попал под санкции США

Он стал восьмым в санкционном списке научных институтов Академгородка

37 минут ago

В 2025 году в Новосибирске ожидается запуск четырех крупных инвестпроектов

Совокупный объем частных инвестиций в проекты составляет более 34 млрд рублей

1 час ago

Более 50 мигрантов из Новосибирской области отправятся на СВО по контракту

Всего к середине ноября заключено 1386 контрактов с иностранными гражданами

2 часа ago