В Новосибирске прошло выездное заседание рабочей группы ОНФ «Общество и власть: прямой диалог». Участники встречи обсудили ситуацию, сложившуюся в Бердске, где власти планируют передать в концессию на 25 лет объекты теплоснабжения города.
Первыми обратили внимание на происходящее местные СМИ, сообщившие в Центр правовой поддержки журналистов ОНФ, что чиновники избегают публичного обсуждения перспектив городской инфраструктуры ЖКХ.
На встрече с представителями ОНФ в октябре прошлого года они рассказали о сомнительных схемах работы МУП «Комбинат бытовых услуг», обеспечивающего город теплом и водой, и о том, что в ответ на многочисленные запросы СМИ МУП отказалось информировать издание о своей деятельности. По сведениям журналистов, предприятие принимало на себя финансовые обязательства сторонних организаций, заключало договоры подряда без проведения конкурсов. Также, по их словам, неясно, как у МУП возникли крупные долги перед поставщиками ресурсов. Журналисты не исключают, что банкротство, на грани которого оказалось предприятие, может иметь коррупционную составляющую.
В настоящее время администрация Бердска проводит открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения, согласно которому право собственности на теплосети остаётся за муниципалитетом, а концессионер эксплуатирует коммунальные объекты и инвестирует в их реконструкцию. Конкурсные заявки принимались до 20 января, а определение победителя намечено на 28 мая 2015 года. В принципе, передача объекта в концессию отвечает задачам, поставленным в поручении президента РФ Владимира Путина о передаче частным операторам на основе концессионных соглашений к 2016 году объектов ЖКХ всех государственных и муниципальных предприятий, осуществляющих неэффективное управление. Однако, изучив материалы конкурса, эксперты ОНФ пришли к выводу, что в результате город может не получить тех выгод, на которые рассчитана идея концессии.
Участники выездного заседания обратили внимание на то, что перед принятием решения о передаче объектов теплоснабжения в концессию не был проведён независимый аудит, не разработана инвестиционная программа, не составлен конкретный план работ, которые будущий концессионер обязан будет выполнить.
— Возникают вопросы: был ли проведён расчёт тарифа на тепловую энергию с учётом размеров инвестиций, насколько это ударит по карманам граждан? Мы считаем, что необходимо сначала определить структуру тарифов с учётом предельных и минимальных вложений и рассчитать необходимый объём средств, которые концессионер будет обязан инвестировать ежегодно, — подчеркнул член центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы Михаил Старшинов.
Эксперты также опасаются, что в результате заключения концессионного соглашения в его нынешнем варианте в Бердске не произойдёт должного обновления теплосетей и снижения уровня аварийности. Дело в том, что в проекте договора прописан предельный размер расходов концессионера на реконструкцию объектов ЖКХ — около 1,3 млрд рублей за весь срок, но при этом отсутствует нижняя граница расходов. То есть получается, что в реконструкцию может быть вложена любая, в том числе самая незначительная сумма. Опасения экспертов подтверждаются ещё и тем, что в конкурсной документации указано, что снижение уровня аварийности в системе теплоснабжения к 2020 году по сравнению с 2013, когда произошло 32 аварии, должно составить всего лишь 10,2 %. А с 2021 по 2039 годы уровень аварийности должен оставаться на уровне 2020. Эти требования противоречат поручению президента РФ Владимира Путина по итогам заседания Госсовета от 9 июля прошлого года — снизить к 2017 году количество аварий и чрезвычайных ситуаций при производстве, транспортировке и распределении коммунальных ресурсов не менее чем в 1,5 раза.
Министр ЖКХ области согласился с наличием недостатков в конкурсной документации и отметил, что некоторые его замечания также не были учтены при её разработке. Местные власти Бердска пытались объяснить свои недочёты тем фактом, что договор концессии — абсолютно новый институт.
— Ни с юридической, ни с экономической точки зрения в концессии нет ничего нового. Просто надо научиться считать. В данном случае мы видим, что технологический, стратегический и экономический аспекты в техническом задании проработаны очень поверхностно. Мы передадим свои экспертные рекомендации в министерство ЖКХ области и местную администрацию, чтобы они могли существенно доработать конкурсную документацию, — прокомментировал ситуацию Павел Анатольевич Жбанов, ректор государственной академии Минстроя России, член рабочей группы ЦШ ОНФ «Качество жизни».
По итогам встречи активисты ОНФ вместе с экспертами в сфере ЖКХ подготовят обращение в Минстрой России и на имя губернатора Новосибирской области со всеми прозвучавшими предложениями и замечаниями, поскольку проблема концессии требует урегулирования не только на региональном, но и на федеральном уровне.
— Для предотвращения возможных нарушений и злоупотреблений при передаче тепловых объектов инфраструктуры Бердска в концессию ОНФ берёт данную ситуацию под свой контроль. В связи с тем, что поручение президента РФ по передаче объектов ЖКХ всех неэффективных предприятий в концессию было адресовано правительству, мы считаем, что именно оно должно взять на контроль вопрос передачи объектов ЖКХ в концессию в стране. Также мы призываем власти Бердска более ответственно отнестись к вопросу передачи объектов теплоснабжения в концессию. Спешка здесь неуместна. Необходимо выполнить подготовительную работу: провести соответствующий независимый аудит, разработать поэтапный план работ с указанием конкретных затрат на обновление тепловой инфраструктуры города, который должен будет выполнить концессионер, — сообщил Михаил Старшинов.
В ходе заседания рабочей группы ОНФ «Общество и власть: прямой диалог» подчеркивалось, что власти Бердска, запланировав серьёзные изменения в местном ЖКХ, не только не позаботились о том, чтобы объяснить их смысл жителям, но и не торопятся предоставить соответствующую информацию журналистам.
— Как мы теперь видим, повышенный интерес бердских журналистов к коммунальной теме был абсолютно оправдан. Руководство города по-прежнему не проводит достаточной разъяснительной работы среди населения по поводу передачи объектов теплоснабжения в концессию, что порождает тревожные слухи, создает социальное напряжение, подрывает и без того слабое доверие к местной власти. Необходимо наладить конструктивный диалог между руководителями города и представителями СМИ, местной общественности. На наш взгляд, этому может способствовать введение на законодательном уровне общественных обсуждений для утверждения порядка и условий заключения концессионных соглашений в сфере ЖКХ. Мы обсудим такую возможность с экспертами, — отметила руководитель Центра правовой поддержки журналистов Наталья Костенко.
Проректор по правовым вопросам экспертной деятельности Государственной академии Минстроя Ирина Арефьева также поддержала инициативу и предложила увязать данную систему с выработкой критериев отбора концессионеров и типовых договоров с ними. В завершении встречи член регионального штаба ОНФ, сенатор Надежда Болтенко подчеркнула, что вопрос концессии в Бердске сложный и требует взвешенного подхода, а не спешки. По её словам, новосибирские активисты ОНФ возьмут на контроль ситуацию с концессией в Бердске, а федеральная рабочая группа «Общество и власть: прямой диалог» поднимет все обозначенные вопросы на федеральном уровне.
Исполком Народного фронта «За Россию» в Новосибирской области
Фото: depositphotos.com; исполком ОНФ
Уважаемые читатели, вы всегда можете поделиться своей проблемой, рассказать о ЧП, прислать фото и видео в редакцию.
Мы ждем ваши сообщения по телефону: +7 (995) 575-99-86
Или на электронную почту: infopro54@yandex.ru
Вся информация, размещенная на информационно-аналитическом портале www.Infopro54.ru (тексты, иллюстрации, фотографии, графические материалы, элементы дизайна, видео), охраняется в соответствии с законодательством РФ. Любое использование текстовых материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при упоминании Infopro54.ru и наличии активной гиперссылки на infopro54.ru. Использование (воспроизведение) всех фото и видео-материалов возможно только с письменного разрешения редакции информационно-аналитического портала Infopro54.ru и со ссылкой на портал. Редакция Infopro54.ru не несет ответственность за:
Infopro54.ru — информационно-аналитическое, сетевое издание. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 78381 от 29.05.2020 г, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Новосибирск Медиа» Infopro54.ru - Новости Новосибирска и Новосибирской области. Новости Сибири.
© 2023 г. Общество с ограниченной ответственностью «Новосибирск Медиа» 18+
Infopro54 - Важные новости Новосибирска и Новосибирской области. Новости Сибири
Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией InfoPro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна