Корпоративное волонтерство — важный инструмент для социальных изменений

Важным фактором формирования в российском обществе культуры участия в различных волонтерских проектах, поддержки общественных, экологических и социальных инициатив становится опыт компаний, уже активно работающих в этом направлении. Председатель регионального представительства «Национального совета по корпоративному волонтерству», управляющий по корпоративным вопросам региона Сибирь и Дальний Восток аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» (ФМИ) в России Дмитрий Шарков рассказывает, как корпоративное волонтерство стало важным инструментом для построения внутрикорпоративных коммуникаций и для увеличения числа людей, вовлеченных в добровольчество.

— Дмитрий, ваша компания была одним из идейных вдохновителей и организаторов создания в Новосибирской области представительства Национального совета по корпоративному волонтерству. Как шло развитие регионального подразделения?

— Культура добровольчества постепенно становится неотъемлемой частью в решении социальных и экологических проблем в стране и регионах. Одним из последних подтверждений этому стала Всероссийская акция взаимопомощи #МыВместе, объединившая усилия большого количества граждан и организаций, включая нашу компанию, в решении проблем, обусловленных COVID-19.

Бизнес, развивающий корпоративное волонтерство, уже внес значительный вклад в развитие добровольчества. Отправной точкой этого процесса стало объединение в 2014 году сил и ресурсов нескольких компаний на одной общественной платформе, которой стал Национальный совет по корпоративному волонтерству (НСКВ). Это позволило максимально широко распространять лучшие практики в регионах, изучать опыт друг друга в решении социально-значимых задач.

Сегодня география региональных представительств НСКВ охватывает 23 субъекта РФ. В Новосибирской области представительство НСКВ при организационной поддержке областного Минприроды было создано в 2018 году. Тогда в него входили шесть компаний, сейчас одиннадцать: «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг», «ДХЛ Интернешнл», «Марс», «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия», «Пивоваренная компания «Балтика», «Энергопром-НовЭЗ, «РОСБАНК», «ОБУВЬ РОССИИ», «Новосибирский механический завод «Искра», ИП Ковалева О.А. и Новосибирское отделение «Сбербанка».

— Если проанализировать проведенную за это время работу, то чем занимаются корпоративные волонтеры? Для чего это нужно компаниям и сотрудникам?

— Корпоративные волонтеры — это сотрудники, которые инициируют, организовывают волонтерские акции или просто участвуют в них при поддержке своих компаний, добровольно вкладывая в решение общественно-значимой проблемы свой физический или интеллектуальный труд, а главное — свое время. Создавая условия и поддерживая волонтерские инициативы, компании дают возможность своим сотрудникам разнообразить корпоративную жизнь, открыть новые грани личной самореализации и роста, неформально и на равных общаться друг с другом вне зависимости от должности и опыта. Кроме того, волонтерство позволяет сотрудникам развивать коммуникационные и организационные компетенции. Потому что любая волонтерская акция, будь то уборка, озеленение территории, поддержка пожилых людей или людей с ограниченными возможностями здоровья, требует от участников управленческих навыков, умения планировать, координировать и т.д.

Одновременно компании решают вопросы развития персонала, сплочения команд, роста производительности труда, повышения лояльности сотрудников к своему работодателю. Публичным компаниям поддержка корпоративного волонтерства позволяет достигать и целей более высокого порядка. Участие сотрудников ФМИ в экологических акциях органично дополняет усилия компании по достижению целей устойчивого развития Глобального договора ООН, например цели №12 «Ответственное потребление и производство». Для этого наша компания инвестирует в программы энергосбережения и технического перевооружения производства.

— Насколько важна для корпоративного волонтерства, для продвижения идей и инициатив добровольчества поддержка региональных и городских властей?

— Поддержка важна — и, безусловно, взаимна. Реализуя волонтерские проекты, бизнес дополняет усилия государства по решению общественно значимых проблем. А профильные органы власти помогают бизнесу определить «болевые точки» в экологической или социальной сфере региона, найти авторитетных и надежных партнеров в лице социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО).

Без экспертизы и предложений некоммерческого сектора, без координации усилий бизнеса, власти и СО НКО в рамках Межведомственного совета по развитию добровольчества в Новосибирской области реализация волонтерских проектов не принесет ожидаемого и долгосрочного эффекта.

— Важна ли для волонтеров общественная оценка и признание их деятельности? Какие стимулы внутри организаций подталкивают людей к участию в волонтерских проектах?

— Общественное признание волонтерского вклада сотрудников компаний является очень важным и дополняет внутреннюю мотивацию каждого волонтера. Волонтерство дает сотрудникам возможность обогатить свои личные ценности, почувствовать себя больше, чем частью бизнеса. И это, наверное, самое важное для каждого из них. Участвуя в волонтерских мероприятиях, все мы становимся лучшими версиями себя. А компании должны создавать для воплощения волонтерских инициатив благоприятные условия. Например, в ФМИ каждый сотрудник за год может использовать для волонтерской деятельности до пяти оплачиваемых рабочих дней.

— Как, по вашим оценкам, корпоративное волонтерство будет развиваться в этом году? Вернутся ли прежние практики после отмены ограничений?

— Можно ожидать, что в 2021 году (с учетом сохранения, ограничений, обусловленных COVID-19, по крайней мере в первой половине года) у сотрудников будут востребованы волонтерские проекты, предусматривающие наиболее безопасные варианты оказания помощи по самым разным направлениям: охрана окружающей среды, помощь пожилым, поддержка людей с ограниченными возможностями здоровья и тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию, помощь приютам для бездомных животных и т.п.

В компаниях постепенно будет набирать популярность интеллектуальное волонтерство, когда сотрудники, используя свои профессиональные компетенции, помогают некоммерческим организациям с решением правовых вопросов, с переводом текстов, с подготовкой презентаций или разработкой стратегии развития. Такие проекты в условиях ограничения массовых мероприятий позволят компаниям разнообразить направления волонтерства и сделать упор на развитии индивидуального добровольчества.

Надеюсь, что эпидемическая ситуация позволит нам в этом году возобновить экологические акции при условии соблюдения мер предосторожности, например распределяя участки по посадке или уборке, устанавливая график участия в акциях так, чтобы волонтеры не скапливались на одном участке в одно время.

Подготовила Ольга Еренкова

tkrasnova

Recent Posts

«Новосибирскхлебопродукт» выплатит дивиденды за 2023 год

На эти цели компания направит 111 млн рублей из чистой прибыли.

15 часов ago

Квартирные предпочтения новосибирцев оценили в группе «Самолет»

В топ приоритетов вошли минималистический дизайн, умный дом и большое количество мест для хранения.

16 часов ago