— Развитие кредитования МСП — важный драйвер нашей работы. Последние 2 года Банк России создает условия, чтобы банкам было выгоднее работать с предпринимателями, мы активно поддерживаем развитие онлайн-кредитования. Благодаря этому видим очень быстрый прирост займов МСП. За 7 месяцев 2019 года прирост выдач составил более 14% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Такой опережающий темп говорит, что банки хотят кредитовать бизнес. С другой стороны, это свидетельствует о том, что на займы есть спрос, — отметил, выступая на IV Сибирском форуме биржевого и финансового рынка, руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг, член совета директоров Банка России Михаил Мамута. — Последние исследования Индекса ожиданий экономических субъектов показывают, что малый и средний бизнес осторожно смотрит на перспективы, так как не понимает — будет ли спрос на его продукцию, но ситуация, в целом, выглядит более позитивно, чем некоторое время назад.
Именно поэтому ЦБ намерен и дальше продолжить работу по развитию инструментов кредитования МСП, в том числе через льготное кредитование.
В то же время эксперт проанализировал другие источники привлечения финансов, интересующие сегодня предпринимателей.
— Для начинающего бизнеса может быть интересно микрофинансирование. Почти в каждом регионе сегодня есть специализированные фонды, которые выдают льготные займы с нацеленностью именно на начинающий бизнес, — напомнил Михаил Мамута. — Интересна модель краудфандинга (интернет-финансирование), когда потенциальные инвесторы и заемщики взаимодействуют через интернет-платформу. Такой закон у нас был недавно принят, и мы ждем, что в ближайшее время краудфандинг будет достаточно быстро развиваться.
Перспективным для бизнеса Банк России считает и такой финансовый инструмент, как лизинг. Сейчас ЦБ участвует в подготовке федерального закона, который будет регулировать эту сферу, что позволит разрабатывать и внедрять варианты господдержки лизинговой деятельности.
Более подробно спикер проанализировал инструменты финансового рынка. В частности, он посоветовал предпринимателям четко оценивать экономическую обоснованность размещения облигаций или акций.
— Есть определенная себестоимость, ниже которой, с экономической точки зрения, выпускать ценные бумаги бессмысленно. Эта граница все время снижается. Для облигаций это 30 млн рублей, когда можно в качестве эксперимента разместить биржевые ценные бумаги, и от 50 млн рублей, когда выход на долговой рынок нормально работает (ранее планка начиналась от 1 млрд рублей), — рассуждает Михаил Мамута. — Более простая экономика у коммерческих облигаций, там рентабельность наступает при размещении в несколько десятков млн рублей.
При этом эксперт в своем выступлении неоднократно подчеркивает, что фондовый рынок актуален для малого бизнеса, стремящегося стать средним, и среднего, для компаний с хорошим потенциалом роста, которые генерят хорошую прибыль, с хорошей бизнес-идеей и с не очень высоким риском. Но он не подходит для стартапов.
— Важно понимать, что нас (Банк России) интересует не только количество размещений, но и их надежность. У нас нет задачи за два года обеспечить массовый выход бизнеса на долговой рынок. Наша задача, чтобы этот рынок был устойчивым, стабильным и не создавал риски, которые потом ударят по эмитентам, по инвесторам. Мы считаем, что здесь нужно двигаться достаточно осмотрительно, а не большими скачками, — заявил член совета директоров ЦБ.
В то же время Михаил Мамута напомнил, что нацпроект предполагает достаточно большой уровень поддержки для тех компаний, которые решают выйти на фондовый рынок.
— Получая эту поддержку, предприниматель сокращает свое долговое бремя за счет сокращения долга, у него снижается вероятность дефолта, больше средств остается в бизнесе, их он может реинвестировать на развитие. Шансы на то, что его проект выживет, безусловно, повышаются, — говорит он.
В рамках нацпроекта на период 2019-2024 годов запланировано не менее 100 выпусков на сумму более 47 млрд. На этот год был план 1 млрд рублей. По факту цифра перевыполнена почти в 3 раза — 2,7 млрд рублей — за счет компаний, выходивших на биржу через сектор МСП.
— Это 10 очень разных выпусков. Что нам в них очень нравится: экономическая диверсификация — от фитнес-индустрии до глубокой переработки металла, второе — территориальная диверсификация. Мы изначально видели этот проект с участием региональных компаний, — поясняет Мамут. — На старте мы договорились с Минэкономразвития РФ запустить несколько региональных воронок, одной из которых стал Новосибирск. Из вашего города по этой программе разместились две компании с дебютными выпусками от 50 млн рублей (ООО «Кузина» и ООО «НЗРМ». — Ред.).
Комментируя дальнейшее развитие ситуации, топ-менеджер ЦБ сообщил, что до конца 2019 года и в будущем, до 2024 года, Банк России ожидает достаточно устойчивый спрос на инструменты фондового рынка.
— Во-первых, компания, используя их, снижает зависимость от конкретных кредиторов, становится более устойчивой от изменения позиций одного банка, может работать с разными покупателями, в том числе на вторичном рынке. Во-вторых, компания становится более прозрачной и публичной, подготовленной к дальнейшему развитию. Лично я рекомендую: прежде чем выпускать акции и выходить на IPO, стоит начать с облигаций — это проще и дешевле, — добавил Михаил Мамута. — В-третьих у компании формируется стратегия видения собственного развития. Чтобы выпустить трехлетние бонды она должна как минимум сама понимать перспективы своего роста, чтобы донести эту информацию до инвесторов. Плюсов у этих инструментов достаточно много, но мы не видим их в качестве заменителя, это, скорее, альтернатива банковскому кредитованию. Компания должна сама выбирать, что ей необходимо — в зависимости от потребностей и поставленных задач. Когда компания может выбирать — и ей проще жить, и банк понимает, что имеет дело не с тем, кто зависит от него на 100%. Это усиливает переговорную позицию предпринимателей.
Сегодня вокруг инструментов фондового рынка для МСП создается довольно большая инфраструктура, в формировании которой принимают участие не только государственные институты, но и общественные объединения предпринимателей. К примеру, совместно с ММВБ Банк России разрабатывает интернет-портал, где компании МСП смогут получить консультационную поддержку по размещению дебютных выпусков. В ЦБ уверены, что все эти меры в совокупности позволят сделать выход на фондовый рынок максимально доступным для региональных компаний совершенно разного профиля.
Фото автора
Законопроект передаёт вопросы регулирования на местный уровень
Власти рассчитывают, что это повысит туристическую привлекательность региона и даст импульс его экономическому развитию
Сознательный выбор в пользу товаров локальных брендов чаще всего делают люди старше 35 лет
По сравнению с 2024 годом их выручка сократилась ненамного
В ассортименте представлено больше все китайских внедорожников
Это минимальный показатель с 2020 года