«Мария Морозова: история успеха удивительной женщины и талантливого предпринимателя»

  • 12/11/2022, 12:55

Номинация: «История успеха дореволюционного предпринимателя»

Овчинникова Александра Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» (ФГБОУ ВО «НГУЭУ», НГУЭУ)

ВВЕДЕНИЕ

Предпринимательство и бизнес на протяжении всей истории человечества предопределяли его дальнейшее развитие, выступали в роли двигателя экономических перемен и научно-технических открытий. Со времён первых попыток предпринимательской деятельности в виде бартера, формы бизнеса, безусловно, реформировались и прогрессировали, но неизменным остаётся огромная роль предпринимательства в истории каждого континента, страны, региона. Особенно интересен тот факт, что в каждом государстве в зависимости от временных рамок, режима власти, законодательной базы и многих других факторов, свой путь развития бизнеса. Говоря о нашей стране, нельзя не отметить, что российское предпринимательство имело достаточно тернистый путь и сталкивалось с различными препятствиями, чтобы эволюционировать в тот вид, который мы наблюдаем сейчас. Для современных предпринимателей эти исторические данные – драгоценный информационный ресурс, позволяющий изучить успешные кейсы, и, напротив, безуспешные предпринимательские кампании. Ведь история любой сферы деятельности дарит возможность не повторять уже сделанных когда-то ошибок и вдохновляться. Узнавая примеры успешных бизнесменов, мы проецируем этот опыт на свою жизнь, стараемся перенимать черты и навыки по-настоящему выдающихся личностей. Особенно не может не восхищать опыт женщин-предпринимателей, активно ведущих дела, несмотря на устойчивые общественные стереотипы, складывающиеся на протяжении столетий, таким примером в этой работе стала Мария Фёдоровна Морозова. Лично во мне, студентке-девушке предпринимательского университета, возможно, планирующей открытие собственного бизнеса, эта тема вызвала огромный отклик и интерес. Да и любому человеку, интересующемуся предпринимательством, будет крайне полезно знать историю

Задачи:

  1. Проанализировать хозяйственную      деятельность      Марии Фёдоровны;
  2. Раскрыть причины и факторы успеха предприятия;
  3. Оценить вклад в развитие регионов России;
  4. Вычленить актуальные бизнес-решения.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Стоит начать с небольшого предисловия в виде экономической ситуации в Российской империи второй половины XIX – начала XX века. Именно в этот период наблюдается невероятный рост частного предпринимательства, что связано, в первую очередь, с проведением масштабных реформ Александром II, и, как следствие, с правительственным стимулированием отечественной экономики. Количество предприятий малого, среднего и крупного частного бизнеса, а, соответственно, и предпринимателей, неуклонно растёт. Тогда и активизируется процесс разрушения гендерных стереотипов о социальной роли женщины в обществе. Начиная с 1860-ых, в Россию просачиваются идеи феминизма, процветающие на тот момент в Европе, расширяются женские права. Женщины получили право получать высшее образование, а также выбирать род своей профессиональной деятельности. [2, с.61] Важна участившаяся особенность воспитания девочек-выходцев семей купцов. С детства их стали обучать базовым принципам коммерческой деятельности, основам торговли и экономическим законам. В большей степени освоение женщинами предпринимательской сферы проходило в крупнейших городах: Санкт- Петербурге и Москве. Продолжилось освоение бизнеса женщинами Урала, Поволжья, в последнюю очередь изменения приходили в губернии и провинции. [3, с.46]

В это время на законодательном уровне прописываются права ведения коммерческой деятельности, которые провозглашали переход руководства предприятия в руки вдовы или незамужней дочери после смерти владельца. Таким образом, традиционная роль жены и матери могла сочетаться с ролью руководителя бизнеса, самостоятельного собственника. [1, с. 137]

Нельзя утверждать, что в это время в России и возникло женское предпринимательство, так как зародилось оно значительно раньше и имело место в экономической жизни страны. Так, мелкая розничная торговля долгое время была основным видом предпринимательской деятельности именно среди женского населения. Однако уже в начале XX века и предприятия тяжёлой промышленности, химического производства, машиностроительных заводов и текстильных фабрик переходили под женское начало. [1, с.136] Таким образом, изменения этого периода дали толчок росту числа женщин, занимающихся бизнесом.

Пожалуй, одной из самых влиятельных, известных и успешных женщин-предпринимателей в дореволюционной России стала Мария Фёдоровна Морозова (1830-1911). Предприятие, у руля которого она встала, не было её личным проектом. Никольская мануфактура текстильной промышленности перешла в её владения после смерти мужа Тимофея Морозова и была бизнесом целой династии, который из семейного торгового дома «Савва Морозов с сыновьями» выросла в огромное предприятие. В составе мануфактуры были шесть основных фабрик: ткацкая, набивная, отбельная, отделочная, красильная и бумагопрядильная, а также вспомогательные производства. [5, с.117]

Изменения после прихода Марии Фёдоровны не заставили себя долго ждать, ведь почти сразу же была преобразована система управления предприятием. Так, вместо единоличного правления, которое во многом было неэффективным, М.Ф. Морозова ввела коллегиальный орган управления, состоящий из четырёх директоров. Каждый из них был ответственен за своё отдельное направление, в числе которых были управление техническим оборудованием и отслеживание качества производимой продукции, юридические вопросы, поставки сырья, торговля и документооборот. [4] В плане разделения обязанностей можно сравнить это с менеджментом современных организаций, где есть руководители отделов, имеющие, в свою очередь, подчинённых, выполняющих определённые функции. Такой фактор указывает на прогрессивность Марии Фёдоровны как управленца, умеющего эффективно распределить обязанности внутри коллектива, что является актуальным и по сей день.

Продолжая анализировать деятельность Морозовой в отношении предприятия, стоит отметить, что она воплотила запланированные ещё при покойном муже Тимофее Саввиче изменения. Под её руководством в конце 90-ых годов XIX века была проведена крупнейшая техническая модернизация, в ходе которой старые паровые машины заменялись на более мощные и экономичные паровые двигатели, вместо газового способа освещения стало использоваться электрическое, а также были обновлены прядильные машины, что благотворно сказалось на качестве продукции и повышенном сбыте. [3, с.49] Снова хочется провести параллель с современным предпринимательством, отметив момент необходимости постоянного внедрения инновационных разработок и технологий и обновления производственных мощностей.

Мария Фёдоровна сумела оптимизировать кредитование фирмы с помощью отказа от банковских кредитов Московского Торгового банка и Московской конторы Государственного банка. Отныне кредитование осуществлялось за счёт личных капиталов владельцев, что было, безусловно, выгоднее, ведь процентная ставка в таком случае становилось меньше в два раза. [2, с.49] Делаем ещё один вывод для современного предпринимателя, подобно Морозовой: проявление смекалки, оценка всех вариантов и использование наиболее выгодного и практичного – залог успешной работы фирмы.

Ещё одним результатом хозяйственной деятельности является изменение сбытовой стратегии. При Морозовой произошёл качественный переход от розничной сезонной торговли на круглогодичную оптовую продажу, которая осуществлялась через представительства фирмы в Санкт- Петербурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону и т.д. Высокое качество тканей позволяло производить экспорт в восточные страны, где ткань невероятно ценится: Персию и Китай. [5, с.118] Какую же актуальную предпринимательскую мысль можно вынести из этого пункта? А вот какую: нужно всегда думать шире, мыслить глобальнее и не боятся выходить на новые рынки, выводя компанию на новый уровень.

Мария Фёдоровна Морозова многократно преумножила капитал Никольской мануфактуры, оптимизировала производство и стала по- настоящему достойной фигурой российского дореволюционного предпринимательства. Если отмотать время от дореволюционного периода Российской империи до древнегреческой эпохи, то можно вспомнить великого философа Аристотеля, признавшего важность причинно- следственных рассуждений и связей. А теперь, снова вернувшись к Российской империи, стоит задуматься: если следствие – предпринимательский успех Марии Морозовой, то каковы же его причины? Попробуем это выяснить.

Так в чём же причины такого успеха?

Выше уже упоминалось о просветительском воспитании. Оно и стало основой для будущего урождённой в купеческой династии Симоновых Марии Фёдоровны. Лучшие московские учителя занимались с девочкой немецким, французским языками, но легче всего давалась наука о счёте – математика. [5, с. 116] Выработанный с малых лет бойкий и упрямый характер только помогал достигать очередных целей.

Необходимо упомянуть, что Морозова была старообрядкой, т.е. приверженцем религиозно-хозяйственного сообщества. Женщина в старообрядчестве играет огромную роль как хранительница общины и быта, её статус практически уравнивается с мужским. Интересным фактом является то, что многие успешные предприниматели того времени были староверами, ведь те религиозные положения и ценности, нравственные институты и установки, которые им прививали, побуждали их к активной торгово-промышленной деятельности. В Сибири признали факт создания целых поселений, в которых хозяйствование и предпринимательство в основном было под контролем женщин. [2,  с.64] Ещё одним важнейшим фактором мудрого и правильного управления бизнесом Марией Фёдоровной стала благотворительная деятельность. Здесь мы снова возвращаемся к идеалам старообрядчества, которые предполагали активную помощь староверческим общинам. Таким образом, работая и получая прибыль, Мария Фёдоровна полученные средства не жалела на «дела милосердные», тем самым исполняя свой христианский долг. Среди российских купчих Морозова была единственной, кто был награжден Мариинским знаком отличие «за 25 лет беспорочной службы» в благотворительных заведениях. [2, с.63] Очевидно, благотворительность была одним из стимулов для эффективной работы мануфактуры.

Фактором успешной предпринимательской деятельности для Марии Фёдоровны, конечно, стал уже готовый проект. Этот бизнес не был построен ею с нуля, ведь, как уже было упомянуто, товарный дом, переросший в товарищество «Саввы Морозова сын и Ко», а затем и в целую мануфактуру, основали родственники мужа Марии Фёдоровны. Продолжать начатое, несомненно, легче, чем творить всё с самого начала. Но совершенно очевидно, что Морозова привнесла новые веяния и с головой погрузилась в эту деятельность, максимально раскрыв предпринимательский потенциал.

Звучит парадоксально, но женщина, жертвующая целые состояния старообрядческим церквям, была очень бережливой. С детства она усвоила принцип «копейка рубль бережёт», и, несмотря на огромные капиталы своего предприятия, не пренебрегала небольшими доходами. Например, она сдавала родной племяннице квартиру в усадьбе. [4]

Последним по списку, но точно не по значению, фактором успеха является любовь и безумная преданность своему делу, семейной ферме. Чтобы развить такие же чувства к общему бизнесу в своих детях и внуках, она выдавала им паи и акции, дающие право участвовать в управлении мануфактурой. Мария Фёдоровна не бросила контроль над предприятием, даже узнав о смерти любимого сына Саввы Морозова в 1905 году. Родные могли судить о трауре лишь по черному цвету платьев и долгим молитвам. [2, с.67]

За   успехом   предприятия  стоит   успех   целых   регионов.   Как   мы выяснили, Морозова с упоением вкладывалась в благотворительность. А какой же вклад принесло «морозовское детище» в развитие регионов страны? Начать здесь необходимо с истоков предприятия, таким образом, углубляясь в родословную мужа Морозовой Тимофея Саввича. В результате поджога Москвы в 1812 г., сгорели все столичные мануфактуры, и в Московской губернии появилось множество небольших производств. Больше всего их было в Гуслицах (сегодня Орехово-Зуевский район), откуда и происходил отец Тимофея Савва Морозов. С уверенностью можно сказать, что влияние на регионы страны Морозовы осуществляли с помощью выделения большого количества рабочих мест. На производство приглашали лучших российских и иностранных специалистов, а молодых инженеров отправляли учиться за границу. В Никольском на тот момент проживало около 15 тысяч человек, и все они были задействованы в работе на предприятии. [4]

О вкладе в развитие регионов говорит ещё и то, что торговые представительства компании располагались во многих крупных городах России, а через главную, московскую, поставлялось 60% продаж. Особенно важно, что ассортимент тканей был рассчитан как на простых людей (здесь продавали марлю, бязь, миткаль и прочее), так и на обеспеченных покупателей. Продукция поставлялась, в том числе, и за границу (в Китай, Персию и Среднюю Азию), вытеснив с рынка английский товар. Ткани занимали высокие места на международных и российских выставках. Потребителя привлекало высокое качество тканей, их изящный рисунок и прочное крашение. Объем производства тканей, ваты, ниток, пряжи возрастал с каждым годом. Такое активно и технологично развивающееся хозяйство задавало планку региональным предприятиям и выводило конкурентов на новый уровень, тем самым совершенствуя отрасль в целом. В результате  успешной деятельности на рынке основной капитал фирмы Морозовых возрос  с   5   млн   (1873  г.)   до   15  млн   руб.  (1907  г.).   [4]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, хочется сделать следующие выводы: Мария Фёдоровна Морозова – предприниматель, сумевший привнести свежие идеи и новые взгляды в свой бизнес. Практичная, рассудительная, продвинутая, и в то же время умеющая рисковать, она стала примером и для современных предпринимателей. Совокупность черт, таких как образованность, любовь к своему делу, стремление к благотворительности, сочетающихся в этой женщине, способствовала развитию коммерческого таланта. О нём говорит тот факт, что к моменту кончины состояние Марии Федоровны оценивалось почти в 30 миллионов рублей. Жизнь показала, что вера Тимофея Савича в деловые способности жены вполне оправдалась: за 20 лет Марии Федоровне удалось увеличить семейный капитал в пять раз.

М. Ф. Морозова проявляла в своих титанических благотворительных усилиях отнюдь не «показное» благочестие, предпринимала значительные усилия по развитию и модернизации огромного предприятия, которым управляла и стала блестящим руководителем, в высшей степени грамотно строившим                       бизнес-стратегию фамильной фирмы.

Открытое голосование


Оставьте свой голос поставив лайк

0
2

Подпишитесь на новости
Подпишитесь на рассылку самых актуальных новостей.
 
×
Поиск по автору:
×
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
×





Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта
Я согласен (согласна)

×

Эксклюзивный материал

Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией InfoPro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

×

Участие в конференции бесплатно






Формат участия:

Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×

Участие в конференции бесплатно






Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×
Наверх в Новости Новосибирска