Важным этапом этого процесса является разработка проектов по организации строительства, проектов производства работ, в том числе подъёмными сооружениями. О том, как закладывается безопасность на этапах проектирования и строительства объектов, редакции Infopro54 рассказала директор Проектного бюро «ППР-мастер» Мария Седова.
— Мария Сергеевна, что может быть объектом опасности на строительной площадке?
— Строительная площадка является опасным производственным объектом. Это определено ФЗ-116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Часто на стройке используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, есть опасные зоны. При этом, опасность может возникнуть, как для строителей, так и для жителей города. Бывает так, что в условиях городской застройки, строительные краны устанавливаются вблизи с дорогой или тротуаром. Чтобы минимизировать риски, по периметру устанавливаются ограждения с козырьками, в соответствии с нормами, ограничивается движение грузов при работе кранов.
— Как закладывается организация безопасного производства работ в проекте? Что учитывается в первую очередь?
— Несмотря на то, что каждая строительная площадка уникальна по-своему, безопасность регламентируется нормами. Они одинаковы для всех. Мы в проектной документации должны заложить мероприятия по безопасности при строительстве объекта и предусмотреть все нюансы. Например, близость жилых домов, соцобъектов и детских площадок предписывает установку сплошного ограждения высотой 2,2 метра с устройством козырьков.
При наличии линий электропередач вблизи строящегося объекта, в проекте необходимо предусмотреть мероприятия по безопасной работе, рассчитать и прописать условия работы строительной техники в охранных зонах ВЛЭП в соответствии с нормами, выполнить расчёты. Известны случаи, когда кран работал без ограничений приборами и специальными знаками вблизи ВЛЭП, при повороте стрелы груз вынесло на провода. Это привело к отключению электроэнергии в населенном пункте. Поэтому в проектах необходимо выполнить расчёты, предусмотреть приборы, ограничивающие пронос груза, разработать мероприятия по безопасной работе подъёмных сооружений и другой строительной техники. Кроме того, мы учитываем наличие подземных коммуникаций на площадке и за её пределами, предусматриваем мероприятия по их сохранению, при необходимости, и безопасное производство работ вблизи этих коммуникаций.
— Бывают ли споры с застройщиками в ходе разработки документации?
— Конечно. Часто строительные объекты граничат с детскими площадками, школами, больницами. Мы в проектах предусматриваем безопасную работу строительной техники, настаиваем на том, чтобы устанавливались козырьки, где это требуется по нормам, пересматриваем площадки под складирование материалов с учётом безопасной работой грузоподъёмных механизмов. Отстаиваем свои решения, опираясь на нормативную документацию. К сожалению, не всегда застройщики следуют точно по проектам.
— И что происходит в таких случаях?
— Есть Госстройнадзор, который следит за точным соблюдением всех норм и соответствием организации строительной площадки проектным решениям. Отклонение от проекта может привести к остановке строительства до устранения замечаний и приведения строительной площадки в соответствие со стройгенпланом. И такие случаи в Новосибирске есть.
— Ваши проекты проходят экспертизу?
—Да, проекты по организации строительства проходят экспертизу в обязательном порядке.
Мне нравится работать с государственной экспертизой. Внимательная проверка проекта может выявить ошибки, решить спорные моменты. Ведь проект делают люди, а не роботы.
— На территории России правила, которые применяются к безопасности едины. Отличаются ли они в странах СНГ?
— Да, на сегодняшний день мы работаем со многими регионами. Сейчас изучаем рынки соседних стран и планируем выходить на Армению, Казахстан и Беларусь. На сегодняшний день не хватает квалифицированных проектировщиков, поэтому спрос на разработку проектов по организации строительства очень большой. В Армении действуют такие же нормы безопасности, что и в России. С Казахстаном и Беларусью есть отличия, но они незначительные.
— На ваш взгляд, готов ли Новосибирск к сложным архитектурным объектам? Ведь, чем сложнее объект, тем сложнее меры безопасности, которые должны применяться на этом объекте?
— Здесь скорее не в архитектуре сложность, а в трудностях городской среды застройки. В Новосибирске зачастую очень стеснённые условия. Но крупные застройщики даже в таких условиях добросовестно подходят к безопасности объектов, какими сложными в архитектурном плане они не были. Они прорабатывают все до мелочей: устанавливают защитные экраны, соблюдают технику безопасности на объектах.
— Отличаются ли требования к безопасности объектов жилой недвижимости, офисных, торговых или промышленных зданий?
— Я бы разделила объекты на социальную инфраструктуру и жилую застройку. Экспертиза проектной документации на соответствие действующим стандартам и правилам для социальных объектов очень жесткая на всех этапах.
— Меняются ли подходы к безопасности в строительстве? Пересматривается законодательство?
— На самом деле, мы пользуемся в основном нормами, которые были разработаны еще в советское время. Они постоянно актуализируются, обновляются СНиПы, создаются новые технические регламенты.
— А как вы вообще оцениваете ситуацию с безопасностью на строительных объектах Новосибирска? Изменилась ли она за последние годы?
— Да, изменилась и очень сильно. И эти изменения в лучшую сторону. Генподрядчики стали тщательно относиться к разработке проектов производства работ (ППР) и соблюдать мероприятия, разработанные в этих проектах. Если 15 лет назад никто бы не удивился, увидев строителя без каски, то сегодня это маловероятно. Безопасность значительно выросла. У нас ограждаются котлованы, ставятся защитные экраны, бытовки для строителей находятся на безопасном расстоянии от зон производства работ, а по периметру устанавливаются ограждения с козырьками для пешеходов, тоннели и галереи.
— А с чем это связано?
— Я считаю, что в первую очередь это связано с развитием культуры безопасности в строительной отрасли. Во-вторых, многоступенчатая проверка проектов. Госэкспертиза очень серьезно проверяет проекты и вопросам безопасности уделяется огромное значение. Кроме того, постоянно идет актуализация нормативных документов.
Ранее редакция сообщала, что оборудование для ЦКП СКИФ начали завозить в Новосибирске. Проект выйдет на техническую готовность в декабре 2024 года.
Скидка на оплату штрафа, напротив, уменьшится с 50% до 25%
Больше половины всего объема приходится на тапочки
Наиболее востребованы у воришек красная икра, сладости и спиртные напитки
Соответствующее постановление было подписано мэрией города
Финал игры состоится 22 декабря
Долг превысил 17,4 млн рублей