Работа департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии в плане реализации в городе проекта «Умная остановка» признана неудовлетворительной. Такое решение комиссия горсовета Новосибирска по городскому хозяйству приняла по итогам рассмотрения данного вопроса. Как следует из доклада начальника департамента Александра Люлько, в настоящее время готовится конкурсная документация на концессионное соглашение по «умным остановкам». Победитель торгов будет определен летом. Сам проект по 250 остановкам предполагается реализовать в 2022 году.

Подведение итогов, в зависимости от количества участников, состоится в июне или августе, сообщает Люлько. Если участник будет один в июне, если несколько в августе.

Конкурс по «умным остановкам» приостановлен до начала декабря

Напомним, что это уже вторая попытка запустить остановочную концессию в Новосибирске. Проект первого концессионного соглашения «забраковала» ФАС с подачи ПАО «Ростелеком» (как одного из потенциальных участников торгов). Сами разговоры об «умных остановках» в Новосибирске ведутся довольно продолжительное время.

У меня информация, что 30 января 2019 года вышло распоряжение мэрии города об организации работ по благоустройству остановочных пунктов на территории Новосибирска, говорит председатель комиссии горсовета Игорь Кудин («Единая Россия»). В нем утвержден перечень технических характеристик объектов и так далее. Прошло два года, а результата нет.

Независимый депутат Игорь Украинцев также напомнил, что, по сути, «старт» проекту был дан 2,5 года назад, когда в рамках празднования 125-летия города объявили об акции «125 идей» для Новосибирска.

Не сделано ничего, говорит депутат. Конкурс, который не состоялся, это полный минус. В 2022 году городу будет уже 130 лет, впору будет новый конкурс объявлять, а мы топчемся на месте. Что конкретно по этому проекту сделано за 2,5 года, кроме того, что вы съездили в командировку и посмотрели, как в Казани, Нижнем Новгороде? Имитации бурной деятельности, которую ваш департамент делает на этом проекте, виднее не придумаешь.

Ситуация с киосками в Новосибирске заинтересовала Генпрокуратуру РФ

Впрочем, провал первой концессии положительно оценивают предприниматели, чьи торговые объекты в настоящее время располагаются на остановках. Это позволяет им выиграть время и продолжать работать. Напомним, что изначально со стороны мэрии им транслировался посыл, что до конца 2019 года они должны освободить места и демонтировать или вывезти оттуда свои торговые объекты, в результате тысячи человек теряли бизнес и работу. Озвученная в какой-то момент идея предоставления так называемых компенсационных мест не была реализована. Со своей стороны, предприниматели неоднократно обращались в различные властные инстанции разных уровней (вплоть до федерального Минпромторга) и даже организовали протестую акцию.

Несмотря на то, что провал первой концессии позволил на какое-то время ситуацию заморозить, представители мэрии ни разу с этого момента не выходили на связь с предпринимательским сообществом, несмотря на то, что многие из коммерсантов, состоящих в профильной общественной организации, высказывали готовность самостоятельно реализовать проект «умная остановка» на своих объектах. Об этом в комментарии Infopro54 сообщила вице-президент Ассоциации малоформатной торговли, исполнительный директор Новосибирского областного отделения «ОПОРА РОССИИ» Наталия Кошелева.

К диалогу нас не приглашали, хотя мы неоднократно заявляли, что к нему готовы, говорит Кошелева. В известность об этапах реализации проекта нас не ставят. Тем более что сейчас идет процесс публичных консультаций к нормативно-правовому акту мэрии, регулирующему требования к облику НТО. Проект документа готовился без привлечения предпринимательского сообщества, профильных общественных организаций. Хотя у нас достаточно высокая экспертиза, есть хорошие юристы, опыт такого участия в других регионах, и мы могли бы как-то поучаствовать в этом процессе и на родной земле. А в подготовленном сейчас документе у нас практически к каждой строчке вопросы.

Ситуация вокруг НТО в Новосибирске может обостриться

Документ, о котором идет речь, предполагает унификацию торговых объектов по цвету, габаритам, еще ряду параметров, в то время как облик отдельных НТО стал визитной карточкой как для покупателей, так и для экспертов федерального уровня. А специфика деятельности других не позволяет менять габариты.

Если бы была рабочая группа, где участвовали производители таких объектов, предприниматели, которые ведут деятельность в НТО, представители мэрии, эти вопросы можно было решить на корню, и уже бы вышел нормальный документ, говорит собеседник редакции.

Более того, по ее словам, о том, что на комиссии горсовета рассматривается вопрос «по их душу», сами предприниматели узнали постфактум. Это, как считает Наталия Кошелева, может свидетельствовать: вторая концессия, как и первая, ставит цель освободить рынок в пользу одного крупного оператора, к которому действующие пока предприниматели смогут зайти в качестве арендаторов по ставке, в несколько раз превышающую ту, что они сейчас платят мэрии.

Лоббируются интересы более крупного бизнеса, может быть, оттого, что малый торговый формат забирает на себя часть выручки, которая потенциально может прийти на кассы более крупных игроков, считает Кошелева и ее соратники по предпринимательскому сообществу. На мой взгляд, принципиальных отличий первой и второй концессии нет, потому что все объекты будут реализованы одним лотом, как и до этого предполагалось, что их возьмет кто-то один крупный. Скорее всего, это неспецифическая деятельность потенциального концессионера, предпринимателям площади будут сдаваться в аренду. В связи с тем, что мест станет значительно меньше, по законам жанра (надо отбивать затраты), цена за аренду возрастет в 23 раза.

С каждым годом в Новосибирске сокращается количество киосков

В мэрии утверждают, что коммерсантов вниманием не обделяли.

Мы очень внимательно относимся к предпринимателям, прекрасно понимаем, что за каждым из них семьи, работники, бизнес, говорит Александр Люлько. Мы долго с ними встречались, обсуждали этот вопрос. Были предложены более 300 мест компенсации. Во-вторых, предприниматели, объединившись, могут участвовать совместно в реализации концессионного соглашения. В концессионном соглашении ни слова не говорится про какой-то снос. Там говорится об установке современных систем. Снос не касается концессионного соглашения. В нем говорится, что устанавливаются современные пункты. Есть 257-ФЗ об автодорогах, где прописаны нормы, которые обязывают навести порядок вдоль дорог, где ничего не должно быть, кроме дорожного сервиса.

То, что мэрия работает в интересах одного крупного концессионера в ущерб интересам остальных коммерсантов, подозревают и в депутатском корпусе.

Слова про объединения от лукавого, говорит председатель комиссии горсовета по контролю Андрей Гудовский («Единая Россия»). Можно провести 100 концессий на каждую остановку в отдельности. Работать мэрии не хочется или специально под одного оператора готовят эти «умные остановки». Нас за угол водить не надо. Я давно в бизнесе и вижу все ваши движения. У нас нет нормальных инвестиционных проектов. Предприниматели заявляли: мы бы установили объект в формате, который нужен. Зачем одного оператора делать? Чтобы предпринимателей завел на арендную плату? Все «умные остановки» на хороших магистралях. Никто в глуши их ставить не будет. Все предприниматели, которые сейчас работают, получается, просто идут лесом.

Помимо судьбы лишающихся место коммерсантов, вызывает вопросы и сам будущий проект.

Вы планируете ставить 21 остановку в месяц, цитирует мэрию председатель комиссии по научно-производственному развитию и предпринимательству Андрей Любавский (КПРФ). Кто может сделать такое количество остановок с учетом их подключения? Это энергетика, это получение технических условий. За год это физически сделать невозможно.

Напомним, что, по информации мэрии Новосибирска, с победителем торгов предполагается заключить договор на модернизацию 250 остановочных павильонов, по условиям которого концессионер в течение 15 лет будет содержать и обслуживать объекты. После этого срока «умные остановки» перейдут на баланс муниципалитета. Все 250 объектов дорожной инфраструктуры должны быть установлены до 31 августа 2022 года — перед молодежным чемпионатом мира по хоккею, который пройдет в Новосибирске зимой 2023 года.

tkrasnova

Recent Posts