— Сегодня у меня была встреча с губернатором Новосибирской области Андреем Травниковым и полномочным представителем президента РФ в Сибирском федеральном округе Сергеем Меняйло. Главная тема: регионам Сибири нужно выходить из режима самоизоляции, — заявил на встрече с представителями бизнес-сообщества Новосибирска уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте РФ Борис Титов.
Он напомнил, что в Москве с карантина выпустили почти все компании, в том числе общественного питания, фитнес-индустрии.
— Сегодня индекс (коэффициент распространения карантина) в Новосибирске менее 1. Нужно принимать решение и постепенно выпускать из самоизоляции бизнес, — уверен Титов. — Москва вышла, и это был нормальный выход. Народ пошел в рестораны, видно, что спрос восстанавливается. Нет того провала, которого все ожидали, — народ истосковался по свободной жизни. Регионам тоже нужно выходить из самоизоляции, и надеемся, что у вас также будет спрос. Окончательного решения я сегодня не услышал, полпред и губернатор сказали, что изучат ситуацию, мнение Роспотребнадзора. Но я настаивал, что решение нужно принимать, иначе экономические последствия будут очень тяжелые.
Омбудсмен подчеркнул: по оценкам, 60% компаний России сегодня получают около 30% докризисной выручки. Кроме того, еще в начале карантина эксперты предупреждали, что при двух месяцах самоизоляции из нее не выйдут 20% бизнеса, при простое в три месяца потери составят 50%. В Новосибирской области сейчас завершается третий месяц самоизоляции.
Новосибирские предприниматели, в свою очередь, рассказали федеральному уполномоченному о проблемах, с которыми они столкнулись во время пандемии, и о предложениях по их решению. В частности, председатель Новосибирского областного отделения «ОПОРА РОССИИ» Сергей Соколов в очередной раз подчеркнул, что методологии господдержки, привязанные к ОКВЭД, не отражают действительность, и предложил в качестве основного критерия использовать данные по снижению выручки.
— Есть вопросы к дебиторской задолженности по государственным и муниципальным контрактам перед предпринимателями. Все понимают экономическую ситуацию, все боли бюджета, но предприниматель наиболее уязвим в этой ситуации: рост дебиторки на фоне падения платежеспособного спроса населения продолжается. Надежды бизнеса, что госконтракты более надежны, — не оправдываются, — констатировал Соколов.
Эксперт также обратил внимание на сохранение «палочной» системы контроля в надзорных органах.
— Госинспекция по труду Новосибирской области во внутренних документах имеет нормативные акты о минимальном количестве штрафов, которые должен взыскать и начислить проверяющий субъекту предпринимательской деятельности. К этому привязан KPI проверяющего. К проверке этого случая подключилась прокуратура, но не исключено, что подобные нормативные акты есть и в других надзорных структурах, — говорит Соколов.
Президент «Межрегиональной Ассоциации руководителей предприятий» Сергей Карпекин к главным выводам режима самоизоляции отнес тот факт, что у региональной власти не оказалось ни времени, ни резервов, ни нужной гибкости, чтобы предложить эффективную и точечную поддержку, которая требовалась бизнесу.
— Все смотрели на Москву, ждали поддержку сверху. Эту систему нужно менять, чтобы у региональной власти было больше возможностей и резервов своевременно выходить с программами поддержки, — говорит Карпекин. — Что касается господдержки, которая в итоге поступила через 1,5-2 месяца после введения режима самоизоляции, то многие предприятия к тому моменту уже серьезно сократили свои штаты, то есть не могли ни на что претендовать.
Сергей Карпекин вновь предложил пересмотреть критерии отнесения бизнеса к категории МСП, чтобы расширить доступность мер поддержки для промышленных предприятий, и попросил федерального омбудсмена поддержать инициативу по снижению ставки по «упрощенке» для отдельных категорий предпринимателей.
Сергей Максимов рассказал о проблеме с расчетами системообразующих компаний со своими подрядчиками. В том числе по искам, которые были выиграны в судах до пандемии: члены СТЭЛС выиграли около 12 таких дел.
— Системообразующие компании, такие как ФГУП «Почта России», АО «Федеральная грузовая компания», АО «Федеральная пассажирская компания», отказывают в выплате, несмотря на то, что суды прошли во всех инстанциях, ссылаясь на пандемию, — пояснил он.
Представители отрасли общепита заявили, что при большом количестве людей на улицах и в парках города, свободной работе общественного транспорта, открытии магазинов непродовольственных товаров пролонгация запрета на работу летних веранд выглядит очень странно.
— Никаких вменяемых объяснение тому, что это происходит, мы получить не можем, — возмущается директор бара GUEVARA Яна Невская. — Кроме того, при предоставлении зарплатных кредитов и займов под 2% годовых не попадают юрлица со сроком существования до года, даже несмотря на правопреемственность. То есть большинству организаций общепита эти меры поддержки оказались недоступны. Плюс по 171-ФЗ организациям нашей отрасли запрещено продавать алкоголь на вынос, а это составляет 60% в статье дохода общепита.
— Во время карантина при обращении за реструктуризацией они начали получать отказы. В областных институтах поддержки, которые наполнены деньгами, с них требуют залоги: коммерческую недвижимость, автотранспорт и т.д, — констатировала она. — Еще одна проблема: большая часть бизнеса послушно ушла на карантин. А что в это время делали монополисты? Энергетики рассылали грозные письма и обещали отключать предпринимателей за задолженность. Государство запретило им брать штрафы и пени с населения, и они переключились на малый и средний бизнес. Пени и штрафы были даже не за потребленные услуги, а за авансовые платежи.
Сергей Соколов, говоря о системных проблемах предпринимателей, рассказал, что в реготделении есть случаи воспрепятствования законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ). Четыре дела по этим фактам в 2019 году уже ушли в суд.
— Практика по таким делам у нас в области небольшая, потому что правоохранители сложно представляют разницу между халатностью и этим фактом. Надеемся, что эти дисциплинирующие меры будут развиваться, в том числе при помощи института уполномоченного, — говорит Соколов.
Сергей Карпекин также заявил, что силовое давление на бизнес и предпринимателей в регионе не снижается.
— В последнее время мы выявили два вида проблем. Во-первых, сильные компании воюют между собой и вовлекают в орбиту этого конфликта правоохранительные органы. Во-вторых, обнаруживают интересный бизнес и начинают его давить. Решить эти вопросы на региональном уровне не получается, так как правоохранители себя ведут достаточно цинично и ничего не боятся, — заявил эксперт, предупредив, что с этим вопросом МАРП будет обращаться в институт федерального омбудсмена.
Борис Титов отметил, что по заявленным предпринимателями и представителями деловых сообществ ситуациям будет проведен анализ. При необходимости к решению возникших проблем будет подключаться прокуратура.
— Мы уже работали по нескольким таким делам. Помогали с решением вопроса по делу Дмитрия Трубицына (ГК «Тион»), помогали открыть закрытый торговый центр. Из всех контрольно-надзорных органов в Новосибирской области очень большая активность у МЧС. На базе выявления различных недостатков есть попытки влезать в вопросы собственности. Считаю, что это недопустимо, и поставлю вопрос на федеральном уровне перед МЧС и прокуратурой, — подчеркнул он.
В то же время омбудсмен предупредил новосибирских бизнесменов, что сейчас уже вряд ли можно рассчитывать на корректировки ОКВЭД.
— Да, это было странно. Раньше особо никто не обращал внимания на ОКВЭД, а во время карантина вдруг оказалось, что от него зависит возможность получения мер господдержки. Мы продолжаем работать с предложениями бизнес-сообщества по корректировке ОКВЭД, по возможности оценки деятельности предприятия по выручке, но вероятность того, что это будет принято, — небольшая, — говорит Титов. — Мы идем на выход из кризиса, смотрим в будущее, и сейчас ключевая задача — стимулировать спрос. Именно поэтому основную работу мы сейчас сосредоточили на том, чтобы двигать власть к тому, чтобы как можно быстрее открывать экономику и выпускать ее из самоизоляции.
По данным Информационного центра по мониторингу ситуации с коронавирусной инфекцией, на 25 июня летальность коронавируса в Новосибирской области составляет 1,50%. Это самый высокий показатель в Сибири. Новосибирская область по-прежнему лидирует по летальности среди субъектов СФО. Кроме того, этот показатель хуже, чем окружной и общероссийский. При этом губернатор области Андрей Травников в ходе прямого эфира с районными СМИ сообщил, что ряд ограничений в регионе продлится и после 1 июля.
— Режим самоизоляции у нас уже практически не действует, а режим повышенной готовности в регионе будет продлен. Работа объектов, где предполагается массовое присутствие посетителей, будет запущена в последнюю очередь, и точно не с 1 июля, — подчеркнул глава региона.
Также полигонам нужно закупить специализированную машину для сбора и транспортировки таких отходов
Взаимовыгодное сотрудничество приводит к положительному эффекту для всех сторон: жителей, города и бизнеса
Банк Уралсиб расширил возможности мобильного приложения для бизнес-клиентов Уралсиб Бизнес Онлайн, дополнив его функционал целым…
За последний месяц зафиксировано порядка десяти инцидентов, когда злоумышленники представлялись энергетиками и пытались убедить потребителей…
А в последующие три года довести его до 4,2 млн рублей
Они буду работать на маршруте № 54