Ситуацию с ценами на продукты и товары активно обсуждают в соцсетях не только жители, но и сами предприниматели. Многие говорят о том, что цены растут на фоне ажиотажа, и эта динамика не имеет под собой реального экономического обоснования.
— На штабе по защите продовольственной безопасности Новосибирской области при Минпромторге обсудили темпы скупки бабушками сахара, гречи, муки и соли, и, как следствие, искусственный дефицит и спекулятивные цены. Решили, что пока бабушки массово не отвлекутся на садовые участки либо цена на товар не поднимется до критичного для них уровня (а для сахара он уже достигнут), в область необходимо привозить увеличенные объемы данных продуктов, — пишет один из предпринимателей в сообществе в телеграм-канале. — Впереди Пасха — и уже есть предположение, что с яйцом тоже будет ажиотаж. Уже сейчас склады области заполнены новыми поставками буквально под завязку, и в ближайшие дни цены должны снижаться и стабилизироваться.
Судя по регулярным сообщениям органов власти, возможность для спекуляций в магазинах и на рынках перекрыта. Динамика роста цен на социально значимые товары и их наличие жестко контролируется. Многие ритейлеры из-за этого ввели ограничение на продажу единиц товара в одни руки. Однако, как пишут новосибирцы в соцсетях, у предпринимателей в данной ситуации появляется очень хорошая возможность заработать больше — и справляются с этим соблазном не все: ритейл придерживает запасы на складах, чтобы продать по более высоким ценам. О том, что такие прецеденты есть, на пресс-конференции в середине марта говорил и губернатор области Андрей Травников.
— Российские производители, в отличие от иностранных, уже поспешили объявить о повышении отпускных цен, ссылаясь на повышение стоимости сырья. Вот только спекуляция здесь в том, что запасы сырья они формируют минимум на 6 месяцев. У каждой сети сформирован огромный товарный запас основных продуктов. Но именно на эти сформированные еще по прошлым закупочным ценам остатки они повышают цены, пытаясь урвать побольше, — пишет предприниматель, ранее работавший в компании-ритейлере.
Впрочем, ему парирует другой бизнесмен, который заявляет, что магазины будут поднимать цену только при повышении входной цены.
— Никто наценку увеличивать не будет, особенно в такой период, даже если отбросить патриотичность и человеколюбие и оставить только понятие «бизнес», то за необоснованное повышение обязательно спросят. Сети поднимают на основе повышения от поставщиков, поставщики — на основе повышения от производителей, производители — на основе повышения цен на составляющие или сырье. Когда смотрят на простой товар и говорят: «Он же у нас производится», но если посмотреть на составляющие, то обязательно в цепочке или упаковка, или какие-то добавки — за доллар. Цепочка очень простая, — поясняет он. — Запрет на повышение цены в рознице, сети запрещают повышать входные цены, поставщик отказывается покупать по повышенной цене у производителя — производитель в убытке и пропадает с рынка.
Возможно, именно поэтому на федеральном уровне власти неоднократно заявляли о том, что не планируют вводить госрегулирование по всем видам товаров, подчеркивая, что их отрегулирует рынок, после того как уйдет ажиотажный спрос.
При этом перекупщики активно осваивают классифайды, маркетплейсы, а также группы в соцсетях и мессенджерах. Количество объявлений о продаже продуктов и товаров по цене значительно выше, чем до объявления санкций, выросло даже визуально.
— На нашей платформе нет сахара дороже 100 рублей за 1 кг. Все спекулятивные объявления отклонены, в случае появления — будут смодерированы. В данной ситуации считаем правильным не допускать на платформе преднамеренных ценовых провокаций, — сообщили в ответ на запрос Infopro54 в пресс-службе «Авито».
По другим продуктам и товарам на платформе такого жесткого мониторинга нет. Запросы, отправленные редакцией в пресс-службы Ozon, Wildberries, остались без ответа.
При этом предприниматели обращают внимание на то, что в промышленном сегменте инфляция гораздо выше, чем в потребительском. И это в конечном итоге уже оказывает или окажет влияет на потребительский сегмент.
— При низких наценках в производстве изменение цен от поставщиков часто приводит к убыткам. Именно потому, что поднять конечную цену нельзя. Для справки: осенью, в ноябре, один кубометр сухой сосны можно было купить за 16500 рублей, а сейчас кубометр сухой сосны стоит 32000 рублей. Почти 100% рост за 3,5 месяца. И самое печальное, что это не предел. Я даже не говорю об импортных материалах, привязанных к курсу евро. И все эти цифры есть у ФНС. Прокуратуре надо только попросить у ФНС данные и разбираться, кто и почему повышает цены, — пишет один из новосибирских бизнесменов.
Стоит отметить, что факт спекуляций на рынке непродовольственных товаров признают и представители органов власти. В частности, на минувшей неделе на заседании комитета по строительству регионального парламента депутаты потребовали, чтобы надзорные УФАС и прокуратура подключились к изучению ситуации по обоснованности роста цен на строительные и интерные материалы.
Впрочем, есть и иные точки зрения. Судя по комментариям, довольно много предпринимателей прямо заявляют: да, мы повышаем цены, чтобы заработать, если сейчас есть такая возможность, да, мы понимаем, что занимаемся спекуляциями. Но это 200-300 и т. д. процентов прибыли! А что вы хотели — у нас капитализм! Нам 30 лет говорили о том, что делать деньги — это круто. Об этом говорили все коучи, тренеры, всевозможные олигархи, которые поднялись на том же самом в 90-е. Какие сейчас вопросы?
После заявлений Кайсарова в Госдуме РФ его окрестили маргиналом
Он считает его одним из любимых городов
На это им отводится десять рабочих дней
Последнюю свободную локацию на первой линии Дуси Ковальчук начал осваивать застройщик
Ужесточение ответственности за подделку документов для нелегалов приняли в Госдуме
Работы должны были быть выполнены до 15 декабря