Рынок ожидает роста страховых мошенничеств

  • 16/12/2016, 10:00

Каждая третья выплата по ОСАГО уже производится за счет ловкости рук автоюристов, несовершенства законодательства и баз данных.

— Средняя выплата по ОСАГО в Новосибирской области в настоящее время составляет 60,3 тыс рублей, для сравнения, по России — 69 тыс. Вроде бы в регионе ситуация лучше, чем в целом по стране. Однако, 2 года назад средняя выплата составляла 30 тыс рублей, то есть с 2014 года она выросла в два раза, — констатировал вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС), председатель комитета по противодействию страховому мошенничеству, заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов, выступая на окружном совещании страховщиков в Новосибирске.

 

По данным ВСС, за 9 месяцев 2016 года в области было заключено почти 608,5 тыс договоров ОСАГО, зарегистрировано 30,5 тыс страховых случаев. Совокупная сумма выплат составила 1,8 млрд руб.

Новосибирск готов к переходу на новые полисы ОСАГО

 Ефремов подчеркнул, что в целом по стране на ОСАГО приходится самая большая доля страховых мошенничеств — 68% от всех видов страхового мошенничества. На втором месте каско —22%, на третьем — страхование имущества и ответственности. Если посмотреть на ситуацию в разрезе видов страхования, то получается, что около 30% выплат по ОАСГО приходится на страховое мошенничество. В каско это 20%, в имущественном страховании, страховании от несчастного случая и ДМС — по 15%, в страховании грузов — 10%.

— 30% мошеннических выплат от всего объема страховых выплат по ОСАГО — это достаточно большая величина. Однако, если посмотреть на ситуацию в других странах, мировую практику, то в Германии на выплаты по страховому мошенничеству в обязательном автостраховании приходится 20%. Так что эта проблема серьезная для многих государств, они с ней борются, нельзя сказать, что мы на 100% сможем победить страховое мошенничество, — констатировал Ефремов.

Для того, чтобы бороться с мошенниками, по мнению экспертов РСА и ВСС, необходимо четко понимать слабые места отрасли, которыми они могут воспользоваться. Самой глобальной угрозой, по мнению Сергея Ефремова, являются поддельные полисы. В Новосибирскую область они в основном поступают из Китая и гражданину отличить настоящий полис от поддельного невозможно. Этим пользуются как мошенники, так и сами граждане.

— Поддельные бланки дешевые от 500 до 1500 руб, тогда как средняя цена настоящего полиса — 6,5 тыс. Трендом 2016 года стал резкий рост количества подделок, особенно в регионах с высокой убыточностью, — констатировал страховщик.

Для того, чтобы противодействовать мошенникам, специализирующимся на подделках, по словам Ефремова, необходимо повысить штрафы за поддельные полисы с 800 до 2,5 тыс руб, а также активизировать правоприменительную практику. Сегодня сотрудники правоохранительных органов не очень активно работают с заявлениями по ст. 327 УК (мошенничество в сфере страхования).

 Карта техосмотра в Новосибирске может подорожать, если операторы это обоснуют

 Не менее актуальная проблема для ОАСГО — мошенничество с диагностическими картами техосмотра. Большая часть транспортных средств сегодня просто покупают карты и не проходят ТО.

— С одной стороны, операторы продают посредникам пароли и те выходят на системы СТО, загоняют в них бланки. С другой стороны, операторам ТО не выгодно проводить техосмотр по действующим расценкам, так как они не позволяют окупить затраты на специализированное оборудование, — поясняет эксперт. — Больной темой для страховщиков является деятельность автоюристов. Это фальсификация договоров цессии и доверенности. При этом граждане не понимают, что подписывая такие документы, они обманывают сами себя: в суде они могли бы получить от страховщика больше. Кроме того, мало кто читает документы на месте ДТП перед подписью, поэтому нередко возникают неприятные сюрпризы: граждане передают автоюристам право полностью распоряжаться их имуществом и банковскими счетами.

Большой проблемой, по мнению эксперта РСА, сегодня является фальсификация экспертизы и ДТП. Впрочем, он уверен, что через систему межведомственного электронного взаимодействия страховщики вскоре получат прямой доступ к проверке по базам ГИБДД. Союз работает и над решением вопроса по завышению стоимости услуг для страховщиков в суде.

— По ряду регионов уже четко есть такса на участие автоюриста в суде — 1,5 тыс рублей, а с нас берут 40-60 тыс. По данным РСА, стоимость экспертизы в суде составляет 5 тыс рублей, а со страховщиков запрашивают от 20 до 40 тыс. В результате получается, что расходы на участие в суде, штрафы, услуги автоюриста, пени в 3-4 раза превосходят само тело спора. Это ненормальная ситуация и мы добиваемся помощи судебных органов для ее решения, — констатировал Ефремов.

По его словам, в Новосибирске доля расходов страховщиков в судах составляет 102%, то есть пени и штрафы значительно превышают тело выплаты. По итогам 2015 года средняя выплата до суда в регионе составляла 41 тыс руб, после — 65 тыс, то есть автоюристы на этом очень хорошо зарабатывают.

В РСА отмечают увеличение количества киберпреступлений

 Из свежих проблем представитель назвал сложности, связанные с европротоколом. В прошлом году в Новосибирской области по этой системе оформлялось 6% ДТП, в этом уже 18%. В большинстве случаев граждане оформляют их при подсказке автоюристов.

— Количество еровпротокола будет расти, так как сокращается количество сотрудников ДПС и граждане вынуждены пользоваться этой методикой, а мы вынуждены ее принимать. Пока это очень хорошая база для мошенников, так как страховщикам очень сложно доказать факт ДТП, так как нет ни справки с места, ни свидетельства полицейских. Но, мы надеемся, что вскоре в полную силу заработает система ГЛОНАСС и все транспортные средства будут в обязательном порядке оснащаться приборами, фиксирующими место и факт ДТП, — уточняет Ефремов.

Прогнозируя развитие ситуации представитель РСА и ВСС отметил, что в 2017 году союз ожидает сохранение тенденции роста поддельных полисов. Ситуацию изменит только введение электронного полиса. Однако, электронный полис одновременно приведет к росту кибермошенничества и появлению фирм-клонов. Ряд страховщиков, которые ввели в линейку электронные продажи, уже столкнулись с такой проблемой. В ЦБ и РСА созданы специальные подразделения для борьбы с данным видом мошенничества.

— Но тут возникла проблема с провайдерами. Из России мы практически всех мошенников выдавили, но они уходят за границу и информация идет оттуда, —констатировал эксперт.

По его оценкам, будет расти и количество незастрахованного транспорта. В 2015 году около 1 млн автовладельцев были задержаны ГИБДД без полисов ОСАГО. Серьезные проблемы возникнут с введением натурального возмещения по автогражданке. Это может привести к росту угонов, так как мошенники будут разбирать автомобили на запчасти для СТО.

Рынок готовят к натуральному возмещению по ОСАГО

В ВСС также ожидают рост мошеннических выплат по личному страхованию, отмечая, что поддельные справки в медучреждениях получить очень легко, а обращения страховщика в учреждения здравоохранения часто остаются без ответа и за это не предусмотрены никакие санкции. Сохранится динамика роста мошеннических операций в ипотечном и банкостраховании, в страховании жилья и ДМС, которое начинает активно развиваться в розничном сегменте. В итоге Ефремов призвал коллег более аккуратно работать на рынке и строго контролировать претензионный порядок в судах. В частности, напомнил, что по решению Верховного суда компании обязаны выплачивать утрату товарной стоимости автомобиля (УТС) по ОСАГО и каско. Забывчивость выливается в штраф и судебные издержки.

— Не нужно думать, что если вы не заплатили УТС, то сэкономили. Исковая давность по таким делам 3 года, а заявление в суд может прилететь уже через 21 день. Автоюристы очень четко отслеживают эти сроки, — констатировал эксперт, добавив, что ЦБ дорабатывает единую методику определения УТС.

Он также отметил, что РСА лоббирует создание в МВД специальных групп по раскрытию страховых мошенничеств, а также боле тщательную работу с обращениями страховщиков.

— Мы понимаем, что мошенничество в страховании доказывается очень тяжело, особенно, когда дело попадает к людям, которые слабо разбираются в теме. Практика зарубежных стран показывает, что наличие в правоохранительных органах специализированных групп дает очень хороший эффект. Кроме того, по статистике из 3 тыс обращения страховщиков в полицию рассмотрено только 14%. Остальное осталось за кадром, нас это не устраивает — в такой ситуации сложно бороться с мошенникам, —добавил Ефремов.

Участники страхового рынка отреагировали на перечисленные проблемы и прогноз по усугублению ситуации довольно эмоционально. Гендиректор ООО СК «Ангара» Александр Романенко поинтересовался, как ГИБДД будет работать с электронным полисом ОСАГО — сотрудников мало и наличие полисов практически никто не проверяет, а если проверяют, то не всегда наказывают.

— Нам обещали, что на дорогах будут стоять камеры с помощью которых мы будем проверять был ли автомобиль на месте аварии. При ДТП водитель сможет купить полис через мобильный телефон и предъявить нам ущерб к возмещению, — отметил он.

Представитель РСА отметил, что количество камер фото и видеофиксации продолжает увеличиваться и в их росте заинтересованы, прежде всего, органы власти территорий. Только в 2015 году государство собрало 70 млрд руб по штрафам. Система ГЛОНАСС должна заработать с 2018 года и все транспортные средства будут оснащены спецприборами, тогда после ДТП полис купить будет не возможно.

— Может тогда нам подождать, когда система заработает, а уже потом вводить электронный полис, — поинтересовался Романенко, и его поддержал зал.

Представитель РСА признался, что это уже не получится.

Кузбасский страховщик посетовал, что крайне сложно бороться с подложными техосмотрами, ангажированной экспертизой, а также на проблемы с получением информации о ДТП из базы ГИБДД. Ефремов повторил, что союз знает об этих проблемах и занимается их решением, но «государство — большой бюрократический механизм, который очень тяжело поворачивается».

Как рассказал Infopro54 руководитель новосибирской компании, предоставляющей услуги автоюристов, страховщики сами породили этот рынок, когда под любыми предлогами начали занижать выплаты. Страхователи потеряли доверие к полису, испугались долгих рассмотрений в судах и предпочитают получать наличку.

— В последнее время предложение на нашем рынке, действительно, увеличивается. В страховых компаниях идет сокращение, многие специалисты, которые ранее работали со страховыми мошенниками, переходят на другую сторону баррикад, где за месяц поднимают годовую выручку прежнего места работы. Сарафанное радио работает очень хорошо, а поймать бывшего коллегу за руку страховщикам очень сложно, так как он точно знает какие пробелы существуют в законодательстве, — констатировал предприниматель.

Фото: Юлия Данилова

Юлия Данилова

Рубрики : Экономика

Регионы: Регион не задан

Теги : Теги не заданы


0
0

СООБЩИТЕ НОВОСТЬ

Уважаемые читатели, вы всегда можете поделиться своей проблемой, рассказать о ЧП, прислать фото и видео в редакцию.
Мы ждем ваши сообщения по телефону: +7 (995) 575-99-86
Или на электронную почту: infopro54@yandex.ru


Erid:F7NfYUJCUneLrWgekHX2ЖК «Матрешкин двор»

ЖК «Матрешкин двор»

Студенческая
30 минут
Реклама. Рекламодатель: ООО СЗ "ВИРА Инвест".
Заельцовская
25 минут
Реклама. Рекламодатель: Реклама. Рекламодатель ООО УК «Согласие»

Erid:F7NfYUJCUneLrWgekHfpЖК

ЖК "Новые Матрешки"

Пл.Маркса
25 минут
Реклама. Рекламодатель: ООО СЗ "ВИРА Инвест".

Erid:F7NfYUJCUneLrWgekHSXЖК «Grando»

ЖК «Grando»

Березовая роща
5 минут
Реклама. Рекламодатель: ООО СЗ "ВИРА Инвест".

Erid:F7NfYUJCUneLrWgekHScЖК «Luna»

ЖК «Luna»

Заельцовская
9 минут
Реклама. Рекламодатель: ООО СЗ "ВИРА Инвест"

Erid:F7NfYUJCUneLrWgekHHjЖК «GORIZONT»

ЖК «GORIZONT»

Золотая Нива
12 минут
Реклама. Рекламодатель: ООО СЗ "ВИРА Инвест"

Erid:F7NfYUJCUneLrWgekHpjЖК Сподвижники

ЖК Сподвижники

Пл.Маркса
20 минут
Реклама. Рекламодатель: ООО СЗ "ВИРА Инвест"
Алла Литвинова, директор HR-центра, руководитель комитета по развитию и управлению персоналом, член совета Новосибирского областного отделения «ОПОРА РОССИИ»

Алла Литвинова: Разочарование в работодателе — ключевая причина расторжения целевых контрактов

К последнему курсу большинство студентов-целевиков понимают, что выбрали не ту профессию или не того работодателя.

Подпишитесь на новости
Подпишитесь на рассылку самых актуальных новостей.
 
×
Поиск по автору:
×
Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
×





Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта
Я согласен (согласна)

×

Эксклюзивный материал

Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией InfoPro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

×

Участие в конференции бесплатно






Формат участия:

Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×

Участие в конференции бесплатно






Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×
Наверх в Новости Новосибирска