Социально-экономическое развитие Каинска в XVIII – начале XX вв.

  • 12/11/2022, 13:59

Номинация: «Государство и бизнес в дореволюционной России»

Судьев Егор Романович

ГБПОУ НСО «Куйбышевский политехнический колледж»

Социально-экономическое развитие Каинска в XVIII – начале XX вв.

Возникший в 1772 г. Как военное укрепление Каинский форпост уже к середине XVIII века становится важным административно-торговым пунктом на строящемся Московско-Сибирском тракте. Первоначально главная государственная дорога, соединившая Сибирь с Европейской Россией, была топкой и кочковатой. Проезд через Барабу отнимал много времени и сил. Обустройство тракта тормозилось из-за малочисленности местного населения, которое исполняло дорожную и подводную повинности. Каинск, в 1782 г. Получивший статус уездного города, оказался единственным городским поселением на протяжении 700 верст от Омска до Колывани. К концу XVIII в. В нем проживало 658 человек, насчитывалось семь лавок и амбаров.

Развитию торгово-предпринимательской сферы препятствовало немногочисленность населения уезда, которое пополнялось за счет принудительного водворения. Наиболее существенным в решении демографической ситуации был вклад ссылки («штрафной колонизации»). Этому способствовали ряд правительственных указов: «Об отсылке бродяг и беглых в солдаты или ссылке в Сибирь» (1729), «О замене смертной казни ссылкой в Сибирь» (1753) и особенно «О приеме в Сибирь на поселение от помещиков дворовых, синодальных, монастырских, купеческих и государственных крестьян с зачетом их за рекруты…» (1760). Посельщиков на три года освобождали от уплаты податей, а затем приравнивали в правовом отношении к государственным крестьянам. По данным Т. С. Мамсик, к середине 1780-х гг. в Каинском уезде 80 % крестьян происходили из ссыльных [4, с. 56].

Городское население пополнялось за счет ссыльных поляков и евреев. Последним в 1837 г. запрещается свободное переселение в Сибирь. А ссыльнопоселенцы и их семьи размещались в строго определенных местах региона. В частности, в Томской губернии таковыми стали Каинск и Мариинск. Именно в Каинске к 1816 г. оформилась первая в Западной Сибири еврейская община, численностью около 100 чел., владевшая 23 домами. К началу 1860-х гг. ее численность достигла 460 чел., а в 1897 г. 930 чел. или 6,3% от числа горожан [6, с. 514, 515, 516]. Общая численность населения города составила в 1858 г. 3.3 тыс. чел.; в 1897 — 5,9; в 1917 – 4,3 тыс. чел.

Сибирское купечество формировалось за счет крестьян, торгующих крестьян, выходцев из военно-служилого сословия (казаков), ссыльнопоселенцев. Уровень преемственности капиталов местных предпринимателей оставался невысоким. Состав купечество во многих городах, в том числе и в Каинске, от ревизии к ревизии обновлялся не менее чем на половину, в основном за счет выбытия ранее состоявших в купечестве семей в мещане[5, с. 115].

В таких условиях и происходило развитие торгово- предпринимательской сферы в дореволюционном Каинске. Начиная с 1995 г. появилось большое количество публикаций по этому сюжету на общесибирском материале [7, с. 66]. Большую работу по возвращению из исторического небытия каинских купцов проделал безвременно ушедший от нас доктор исторических наук, выпускник Куйбышевского педагогического училища Г. А. Ноздрин (1949-2009) [4, с.89] Вклад местного купечества в развитие ярморочной торговли и формирование архитектурного облика города нашел отражение в исследованиях О. Н. Цыбы, В. Л. Гусаченко, Л. Л. Матвеева, Л. В. Тимяшевской [8, с. 88, 90]. Наконец, биографические сведения примерно на 40 местных купцов, собранные в основном Г. А. Ноздриным, увидели свет в «Краткой энциклопедии по истории купечества и коммерции Сибири» [1, с. 25, 56, 78 ].Материалы перечисленных публикаций и будут использованы в настоящем историко-популярном очерке.

Четвертая ревизия (1782-1784) не зафиксировала в Каинске ни одного горожанина состоящего в купеческом окладе. Следующая пятая (1798) зарегистрировала уже таковых 11 душ мужского пола. Первым купцом, о которых сообщают источники, был Петр Потанин, который по 3-й гильдии в 1793 г. объявил капитал в 1025 руб. Одним из самых известных местных предпринимателей конца XVIII- начала XIXв. являлся Яков Лашков (р.1755 г.). В 1812 г. он пожертвовал 100 руб. на войну с французами. После его смерти выбирали гильдейские свидетельства его сыновья Василий (р. 1781 г.) и Яков (1793 г.). Известно, что Яков Яковлевич был купцом 3-й гильдии с объявленным капиталом в 8 тыс. руб. Он вел торговлю салом, сукном, тканями, железом «в деле и натурою», виноградными винами и мелочными товарами, являлся владельцем кожевенного завода. Иван Павлович Калашников в 1826 – 1828 гг. выбирал свидетельство по 3-й гильдии с капиталом 8 тыс. руб., торговал, как и его коллега примерно аналогичным ассортиментом товаров. Имел двух сыновей и четырех дочерей. Всего же в городе насчитывалось в 1801 г. 3 гильдейских купца, в 1816 – 10, в 1842 г.20 купцов второй и третьей гильдии, в 1851 – 37. В 1820 – 1830-х гг. в Каинске постоянно проживало 3 купеческих семьи.

Малочисленность горожан сдерживало рост объемов торговли и, соответственно, увеличение количества купцов. В какой-то степени это ограничение преодолевалось за счет проведения ярмарок. На которых с 1814 г. разрешалось торговать представителям всех сословий без уплаты пошлин и приобретения торговых свидетельств. Одними из самых крупных по объемам торговых оборотов стали ярмарки, проводимые ежегодно в Каинске. До революции в Каинске и в Каинском уезде была широко развита торговля. Жители вели торговлю бумажными, шерстяными, шелковыми, тканями, пушниной, рыбой, продуктами сельского хозяйства. В городе было много магазинов, 23 лавки, принадлежащие купцам.

В1810 году генерал-губернатором Западной Сибири была учреждена Михайловская ярмарка в Каинске, которая проходила с 8 по 16 ноября каждый год. Была еще в Каинске ярмарка Петровская и ярмарка «В день святого Петра и Павла». Базар или торговый день в городе проходил раз в неделю, по воскресеньям.

На территории Каинского уезда проводились и ярмарки, которые назывались «конскими». Ярмарки назывались: Троицкая, Девятинская, Петровская, Михайловская, Спасская, Кузьма-Демьянская, Покровская, Крещенская. Троицкая ярмарка, которая существовала с1886 года, проходила в селе Спасском на пятидесятый день после пасхи. На эту ярмарку приводилось ежегодно не менее 500 лошадей. Около половины распродавалось тут, а остальные сразу же уводились на Девятинскую ярмарку в село Вознесенское.

Девятинская ярмарка проходила в селе Вознесенском на девятую неделю после пасхи. Существовала она издавна. Это была самая большая в Барабе конная ярмарка. Она начиналась сразу же после окончания Троицкой ярмарки. На нее пригоняли лошадей и киргизы в количестве 100-120 голов. Покупатели на Девятинскую и Троицкую ярмарки приезжали из разных мест Сибири: Иркутска, Красноярска, Минусинска, Амура, Благовещенья, из Ялуторовского и Шадринского уездов. Число покупателей было неодинаковым. Лошадей покупали для извоза, пашни, почты, приисковых работ. Главные покупатели (прасолы) – томские. Купив лошадей, они отправляли их гуртом в Томск, где содержали до Михайлова дня. С Михайлова дня прасолы перепродавали купленных лошадей приезжающим из Иркутска в Томск ямщикам. А ещё раньше они продавали лошадей проезжающим через Томск переселенцам. Лошади, скупаемые кампаниями для приисковой работы, были самыми дорогими. Цена такой лошади колебалась от 40 до 100 рублей.

Петровская ярмарка проходила ежегодно 29 июня в Кыштовке. Эта ярмарка не было большой, она устраивалась для удовлетворения спроса местного население и переселенцев. Приводилось на эту ярмарку не более 100 лошадей. Средняя цена лошади – 25-30 рублей.

Спасская ярмарка проходила 1 августа в селе Спасском. Лошадей приводилось не более 50, цена лошади – 15-20 рублей. Ярмарка продолжалась один день. Еще меньшей была Покровская ярмарка, которая устраивалась 1 октября в селе Покровском. Лошадей приводили до 50 голов. Цена 10-15 рублей. Продолжалась ярмарка 2 дня.

Кузьма-Демьянская ярмарка проходила 1 ноября в Кыштовке, на эту ярмарку приводили 150-400 лошадей. В 1887 году было приведено 450 лошадей, из них 400 продано. Главные покупатели – киргизы.

Михайловская ярмарка устраивалась в селе Спасском 8 ноября. Сюда приводили до 700-800 лошадей. Покупатели приезжали из Томска, Иркутска, Колывани, Ялуторовского уезда, Шадринска, из киргизских степей. Лошадей покупали для извоза и земледельческих работ.

Перечисленные ярмарки не были специально конными, так как здесь продавали сало, масло, кожи, сани, лотки, кадки и прочие товары. Приводы лошадей объяснялся тем, что у многих крестьян не имелось наличных денег для покупок и они вынуждены были выводить на продажу лишнюю лошадь.

Значительно увеличивается количество купцов во второй половине XIXв. В 1860 г. в Каинском округе торговлей занималось 27 купцов 2-й гильдии и 7 торгующих крестьян. В 1875 г. в городе к купеческому сословию принадлежало 65 мужчин и 70 женщин, из которых 21 являлись купцами 2-й гильдии. Среди них следует назвать Т. В. Савенков, Н. П. Палферова, Д. Мясникова, А. К. Жижина, С. М. Митрохина и его сыновей Пантелеймона и Иванова. Знаменательно появление в их среде представительниц прекрасного пола. В 1867 г. упоминается каинская купчиха 2-й гильдии Сурикова Дарья Тимофеевна, купившая у мещанина М. Гершевича дом с землей за 175 руб.

В конце XIX в. в связи со строительство Транссибирской железнодорожной магистрали и началом массового добровольного переселения в Сибирь существенно увеличивается население Каинского округа (с 1897 г. уезда) Томской губернии. Оно выросло с 125,9 тыс. чел. в 1882 г. до 408,5 тыс. в 1912 г. Данные обстоятельства интенсифицировали торгово-предпринимательскую жизнь Каинска. В 1890 г. в городе числилось купеческих капиталов: по первой гильдии – 2, по второй- 28. Кроме того, здесь имели свои склады и магазины омские предприниматели С. Х. Рандруп, семейный клан Волковых. Дальнейший рост купеческих капиталов ограничила финансовая реформа 1898 г., в рамках которой для занятия торгово-предпринимательской деятельностью можно было выбирать мещанам и крестьянам помимо дорогостоящий гильдейских более дешевые свидетельства на право заниматься промыслом или торговлей. Поэтому в 1908 г. в Каинском уезде выбирается 3 свидетельства купцов 1-й гильдии, 14- 2-й.

В 1864 г. в Каинске действовало 11 заводов (1 кожевня, 2 салотопни, 2 мыловарни, 2 свечных и 4 кирпичных заведения), вырабатывавшие товаров на 12300 руб. Сервисные услуги предоставляли 60 извозчиков, 18 хлебопеков, 9 булочников, 25 мясников, 3 кондитера, 8 портных, 4 медника, 3 шорника, 2 часовщика. В 1914 г. насчиталось 42 промышленно-ремесленных заведения с годовой суммой производства на 557 тыс. руб. Торговлю осуществляли 89 лавок и магазинов с суммарным годовым оборотом в 18 млн. руб. Кредит можно было получить в отделениях Сибирского торгового и Русского банков. Кроме того 26 ноября 1902 г. томской губернатор направил каинскому городскому голове уведомление о том, что министр финансов разрешил учреждение банка с основным капиталом в 20 тыс. руб., завещанных купцом 1-й гильдии И. В. Шкроевым, под названием «Каинский городской Шкроева банк». Прибыли, остающиеся за вычетом обязательных отчислений в основной капитал, предполагалось распределять между городом (40%), приходскими училищами (40%) и Каинским церковно-приходским попечительством о бедных (20%). Банк начал реально действовать с 1907 г [2, с. 77]. В нем можно было получить кредит до 1 тыс. руб. под сравнительно низкий процент (6% годовых).

Помимо роста численности, в конце XIX- начале XX в. происходит омоложение состава каинского купечества, которые закладывают прочные основы для будущих процветающих семейных фирм. Внук С. М. Митрохина Александр Пантелеймонович продолжил семейный бизнес, занимаясь торговлей мануфактурой и бакалейными товарами. Среди наиболее удачливых купцов рассматриваемого времени следует назвать Д. А. и С. А. Бурмакиных, В. К. Бычкова, И. И. Иванова, Л. Ф. и Я. Ф. Мошинских, владельца мыловаренного и салотопенного завода А. Д.Мясникова, И. Д. и П. В. Пятковых, П. В. Попова, И. М. Романова, Е. А. Севастьянова, владельца маслобойного завода, паровой мельницы и пимокатной мастерской Н. Ф. Рыбникова и др.

Именно тогда в городе появляются свои первогильдейцы Ерофеевы и Шкроевы. Иван Васильевич Шкроев (1837 — 1898) основал дело в 1871 г. В 1897 г. его состояние оценивалось в 750 тыс. руб., товар – в 350 тыс. руб., винокуренный завод в 173 тыс. руб. Его брат Николай Васильевич (1871-?) входил в 1-ю гильдию Каинска. В1909 г. его состояние оценивалось в 1,2 млн. руб., товар- на 800 тыс. руб., оборот торговли мануфактурой – 1,5 млн. руб.

Родоначальником другой купеческой династии стал крестьянин с. Зюзинского Каинского округа Петр Ерофеев, переселившийся в Каинск и записавшийся в мещанское сословие. Его сыновья Венедикт (окончил местное уездное училище), Иван, Андрей и Капитон занялись мелочной торговлей, создав торговый дом «Братья Ерофеевы» во главе с Венедиктом. В 1853 г. Иван Петрович вступил в третью купеческую гильдию, а в 1867 г. – во вторую. У него от брака с крестьянкой с. Зюзинского Ксенией Шмаковой было два сына – Иван и Василий. В 1887 г. он умер, а семью возглавила и 20 лет вела ее дела неграмотная, но властная жена Ксения. Она уверенно хозяйствовала, пока ее не разорил племянник Сергей Венедиктович. В1899 г. ей и сыну Василию даровали потомственное почетное гражданство.

В связи с развитием маслоделия, Венедикт, вложил 5 тыс. руб., создал недалеко от родного города образцовую Александрийскую ферму, руководство которой возложил на сына Сергея. Здесь же он разместил конный завод, доставшийся по наследству жене. Для хозяйства закупили конные сенокосилки, грабли, жнейку и прочую передовую по тем временам технику. На базе фермы организуется Каинское общество молочного хозяйства. Тем не менее, Венедикт Петрович в конце жизни допустил крупный просчет. Если колыванские и томские купцы добивались проведения железной дороги через их города, то каинские во главе с ним старались отодвинуть ее от города, стремясь сохранить монополию на гужевые перевозки. Дважды преподносились громадные взятки инженеру-изыскателю Кокоше, и в результате железная дорога прошла в 12 км от Каинска.

Отдельную группу составляли евреи-предприниматели. Среди них объемами капитала выделялся купец 1-й гильдий Моисей (Мовша) Абелевич Левако, один из крупнейших скупщиков хлеба в Сибири. Его сыновья, купцы 2-й гильдии Илья Моисей торговали жировыми и мануфактурными товарами. Илья имел свой магазин в Каинске. Еще один первогильдеец Михаил Яковлевич Мариупольский (умер в 1913 г.). Его дед Хаим в 1828 г. как ссыльнопоселенец был причислен к крестьянскому общему Малая Тохта Юдинской волости, где проживал до причисления в каинские купцы. Внук занимался скупкой масла и торговал мануфактурой, с 1905 состоял членом Омского биржевого общества. В 1909-1912 гг. неоднократно испрашивал разрешение на проживание в Омске, закрытом тогда для евреев. В 1912 г. такое разрешение получил как гильдейский купец. Сыновья Мариупольского Марк, Аарон и Борис крестились и свободно проживали в Омске, став последовательно художником, присяжным поверенным (адвокат) директором фельдшерской школы. Только старший сын Абрам остался иудеем и продолжил дело отца, числясь каинским купцом 1-й гильдии, но проживая и ведя дела на станции Каргат. Из других представителей еврейской диаспоры, занимавшихся предпринимательской деятельностью в Каинске, следует назвать Д. И. Кагана, Б. М. Мошковича, А. Г. Орлик, И. С. Ривво, владельца свечного и кожевенного заводов С. А. Тинкера.

На этом можно завершить анализ вклада каинских купцов в торгово- промышленную жизнь родного города. Но этим не исчерпывается их участие в жизни поселения. Прежде всего, они играли ведущую роль в органах общественного самоуправления. Согласно Городовому положению 1870 г., введенному в Каинске в 1876 г., избирательное право получили 270 чел., или 5% горожан. Они избирали 30 гласных (депутатов) в городскую думу, большую часть из которых составляли мещане. Дума избирала городскую управу в составе городского головы и двух его помощников. Первыми мэрами в Каинске стали купцы И. П. Ерофеев, Р. С. Волков и И. М. Шубин. Возглавляя муниципалитет, городские головы часто злоупотребляли своим положением. Так, в 1881 г. мещанское общество обвинило И. П. Ерофеев в том, что он обманным путем купил у города за бесценок участок земли, на  котором построил винокуренный завод, скупал для него на базаре зерно, сено и дрова, что привело к повышению цен на эти товары. В 1892 г. вводится в действие новое Городовое положение. В Каинске число гласных уменьшается до 20 человек, среди которых было два дворянина, три купца и 15 мещан и крестьян.

Наиболее весомый вклад купцы внесли в развитие конфессиональной и культурно-просветительной сфер Каинска. До сих пор центр города украшают особняки Шкроева, Волкова, Маслова, братьев Ерофеевых. В 1906 г. на средства, завещанные мужем, купчиха Александра Ивановна Шкроева построила церковь Иоанна Предтечи. В 1910 г. купец М. Я. Мариупольский организовал первый просмотр фильмов, а в 1912 г. открывается первый кинотеатр «Прогресс», принадлежащий Л. А. Каплуну. Предприниматели активно занимались благотворительной деятельностью, тем более что она поощрялась государством. Тот же И. П. Ерофеев был награжден за это орденом св. Станислава 3-й степени. Венедикт Ерофеев в течение 25 лет возглавлял попечительный совет Каинской женской прогимназии, построил для нее дом, выделял средства на содержание и помощь бедным гимназистам, вместе с купцом Р. В. Волковым построил для учебного учреждения домовую церковь. Он был в числе учредителей местного Общества попечения о начальном образовании (1885), общественной библиотеки. Во время голода 1891-1892 гг. Ерофеев продавал хлеб по сниженным ценам, на его средства возвели две церкви в Каинском уезде.

Таким образом, все попытки составить однозначное суждение о каинских купцах XVIII– начала XX вв. является бесперспективными. В этом плане представляет интерес оценка предпринимателей, данная английским учёным Дж. Фрэзером: «Если бы мы могли соизмерить тот вред, который они наносят своим мошенничеством, с тем благом, которое они приносят благодаря своей дальновидности, мы бы увидели, что добро далеко превосходит зло. Гораздо больше несчастий принесли честные дураки…….чем умные мошенники». Роль предпринимателей в городском социуме не ограничивалась только их деловой активностью. Они внесли большой вклад в общественную, конфессиональную и культурную жизнь Сибири, Томской губернии и уездного города Каинска.

 

Открытое голосование


Оставьте свой голос поставив лайк

57
3

Подпишитесь на новости
Подпишитесь на рассылку самых актуальных новостей.
 
×
Поиск по автору:
×
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
×





Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта
Я согласен (согласна)

×

Эксклюзивный материал

Материалы, отмеченные значком , являются эксклюзивными, то есть подготовлены на основе информации, полученной редакцией InfoPro54.ru. При цитировании, перепечатке ссылка на источник обязательна

×

Участие в конференции бесплатно






Формат участия:

Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×

Участие в конференции бесплатно






Отправляя сообщение, я принимаю условия соглашения об использовании персональных данных и соглашаюсь с Правилами сайта

×
Наверх в Новости Новосибирска